Описание
Рецензии

Сериал Цунами / Tsunami: The Aftermath

Актеры:
Тим Рот, Чиветель Эджиофор, Софи Оконедо, Хью Бонневилль, Джина МакКи, Самрит Мачиэльсен, Грирджат Пунпипутт, Тони Коллетт, Кейт Эшфилд, Ор Атика
Режисер:
Бхарат Наллури
Жанр:
драмы
Страна:
Великобритания, США
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 2 (13.02.2015)
Рейтинг:
7.31
6.80
В этом кинематографическом полотне, сотканном из струн человеческих трагедий, повествование искусно исследует темы утраты, глубоко личных историй выживания и неугасающей, часто хрупкой, надежды. В центре внимания – история семьи Картеров, где юноша Ян и девушка Сьюзи отчаянно пытаются вернуть свою шестнадцатилетнюю дочь, Марту, исчезнувшую в период разрушительных цунами. Их поиски переплетаются с горьким опытом Ким Пибоди и ее сына Адама, чья семья пережила потерю мужа и отца, Джеймса, а также его младшего брата, Джона. Помимо этой замкнутой, но по-своему проникновенной истории, фильм расширяет охват, представляя зрителям масштаб трагедии. Мы знакомимся с Таном, тайским официантом, вынужденным принять непоправимую потерю, обрушившуюся на него и его родной поселок – целую общину, разбитую одним щелчком волн. Не менее драматичную историю переживает группа чиновников, вынужденных, в условиях всеобщего хаоса и бюрократического запутанья, справляться с последствиями катастрофы. Тони Уиттакер, чья работа, пропитанная сложной и изматывающей рутиной, превратилась в своеобразную, непростую проверку, находится в эпицентре бюрократической системы, а Кэти Грэм, самоотверженно трудящаяся в Христианской благотворительной организации, прилагает все усилия, чтобы поддержать и облегчить страдания пострадавших. И наконец, корреспондент Ник Фрейзер, проводя расследование причин, по которым не сработала система прогнозирования, становится свидетелем ужасающей, всепоглощающей силы стихии, которая превратила повседневные реальность в череду невообразимых катастроф.
Просмотрев значительное количество фильмов и сериалов, посвященных различным природным катаклизмам, я обнаружила, что значительная часть из них страдала от либо утрированной, неправдоподобной драматургии, либо поверхностного, лишенного глубины повествования. В качестве иллюстрации, возьмем сериал «Цунами». Мое мнение о нем, на мой взгляд, базируется на ощущении крайней нереалистичности его сюжета, повествующего, как будто об истории, основанной на реальных событиях, произошедших в декабре 2004 года. Первоначальные ожидания, вызванные названием и заявлением о масштабности, разбились о суровую реальность: события представлялись в настолько сжатой, минималистичной форме, что не могли адекватно отражать масштабы трагедии, унесшей жизни около трехсот тысяч человек и опустошившей побережье Индийского океана. Особенно ощутимым оказался недостаток внимания к созданию атмосферы. Я не почувствовала ни намека на напряжение и тревогу, которые должны были сопровождать зрителя в преддверии надвигающейся катастрофы. Начальный этап повествования, с описанием спокойной атмосферы утра и вечера, не был подкреплен должной подготовкой к последующему, неминуемому происшествию. В первую очередь, это проявляется в отсутствии эффективной работы с визуальной составляющей. Отсутствие адекватных спецэффектов и визуализации цунами усугубляло впечатление от просмотра, поскольку я не ощутила ни капли напряжения, который должен был сопровождать развитие событий. В рамках сюжета, сосредоточенного на истории трех семей и нескольких отдельных историй, наблюдалась резкая фрагментарность. Персонажи, казалось, были разбросаны по побережью Индийского океана, лишенные какого-либо связного развития. Наиболее ярко это проявилось в описании взаимоотношений с одной из семей, где я почувствовала искреннюю сочувствие, особенно по отношению к матери, потерявшей свою дочь. Однако, эта эмоциональная линия, несмотря на ее искренность, не смогла компенсировать общий недостаток глубины и реалистичности. Другим заметным фактором, отрицательно повлиявшим на впечатление от просмотра, служило намеренное преувеличение некоторых сцен, которые казались совершенно неправдоподобными. Например, сцена, когда главный герой, в попытке спасти свою дочь, ударился головой о камень, и через несколько эпизодов, он уже выглядел абсолютно здоровым, вызывала у меня чувство недоумения и сомнения в реалистичности происходящего. Такие эпизоды, вышедшие за рамки разумного, усиливали ощущение недосказанности и поверхностности повествования. Также необходимо отметить, что в кадре присутствовала и использование подозрительных визуальных элементов. Сцена, в которой мертвую женщину повесили на столб, вызывала вопросы и отрицательно влияла на настройку зрителя. Учитывая общее атмосферное состояние фильма, характеризующееся наличием тел погибших, такая сцена казалась излишне намеренной и недостоверной. В фильме играл Чивител Эджофор, известный прежде всего своими ролями в боевиках. Несмотря на его профессионализм, я признаю, что его игра не смогла компенсировать недостатки сценария и общей организации фильма. Безусловно, талантливый актер не в силах создать убедительный образ в столь нереалистичной и недоработанной истории. Несмотря на то, что фильм был снят в 2009 году, авторы не смогли использовать двухлетний промежуток для доработки сценария и добавления детализации. Вместо этого, они выбрали путь размытого, непоследовательного повествования, не оставляющего зрителю возможности глубоко почувствовать трагедию. В целом, фильм производит впечатление недоработанного проекта, ориентированного в первую очередь на визуальное шоу, чем на глубокое и эмоциональное повествование. Такая подход приводит к потере веры в историю и оставляет зрителя с чувством разочарования. Безусловно, это один из многих примеров фильмов, которые не оправдывают своих названий и ожидания. Я не рекомендовала бы зрителям тратить время на просмотр «Цунами» и предпочесть посмотреть что-то более достойное и информативное, например, «За секунды до катастрофы».
Оценивая сериал, посвященный трагическим событиям после цунами в Таиланде, я была очарована не столько масштабностью истории, сколько ее глубоким, почти болезненным реализмом. Название обещало погружение в эпицентр катастрофы, но, увы, оно оказалось лишь слабым намеком на то, что предстоит увидеть. Погружение в мир, скорбный лабиринт горя и отчаяния, началось с кадров, запечатлевших панику и непонимание, царившие среди людей, оказавшихся в эпицентре стихии. Ужас, страх, бессилие – все это было ощутимо. Но затем, история будто бы затерялась в периферии, лишенной концентрации. Мы наблюдали не столько за разрушением и трагедией, сколько за персональными историями отдельных семей, столкнувшихся с невообразимой потерей. Особенно трогательной была судьба молодой семьи – матери и дочери, которые потеряли друг друга во время катастрофы. И еще одна женщина, лишившаяся мужа и старшего сына, а также многие другие жители деревни, потерявшие своих близких. Эти истории, несомненно, соприкоснулись с нашей душой, вызывая чувство сострадания и понимания. Однако, несмотря на эти моменты искреннего сочувствия, в сериале не хватало той самой эпической мощи, которая, как мне казалось, должна была быть в центре внимания. Судя по всему, авторы не смогли в полной мере раскрыть масштаб трагедии. В нем присутствовали лишь фрагменты, снятые очевидцами, но само по себе, это не привело к созданию целостной картины. Я признаю, что сюжет был изначально интересным, с динамичным развитием событий. Но, к сожалению, ощущение интриги быстро рассеялось, так как не все сюжетные линии были доведены до конца. Особенно неудовлетворительно было отсутствие должной проработки отдельных персонажей, их жизней, их надежд и страхов. Несмотря на эти недостатки, я не могу не отметить, что сериал сумел передать мощь и непредсказуемость природы, ее способность за мгновение превратить привычную жизнь в ад. В целом, это было приятное, хотя и несколько разочаровывающее наблюдение. Акцент на судьбах нескольких семей, их попытках выжить в условиях невообразимой катастрофы, безусловно, достойна внимания. Но, возможно, успех этого сериала зависит от того, насколько зритель способен проявить эмпатию и не требовать слишком эпичного развития сюжета. Я считаю, он может быть хорошим дополнением к просмотру, но не стоит ждать от него масштаба и глубины, которые обнадёживали название.
«Tsunami: The Aftermath» – заголовок, уже намекающий на суть произведения, сосредоточенную на последствиях. Фильм, в отличие от привычных жанровых представителей “фильмов-катастроф”, не изобилует ослепительными компьютерными симуляциями стихийного бедствия и захватывающими сценами разрушительных процессов. За его созданием не стояла команда талантливых визуализаторов, не разрабатывалась соборная ретушь диалогов и монологов, призванных вызывать сочувствие. Здесь отсутствуют яркие, запоминающиеся герои, олицетворяющие борьбу с властью и её триумфальную победу. Исчезли трогательные спасения, воссоединения в последние мгновения – элементы, типичные для стольких подобных произведений. Это не фильм-катастрофа в привычном понимании. Это, скорее, фильм *о* катастрофе, сценарий которого был написан самой жизнью, неприукрашенной и лишенной штампов мелодраматического жанра, приправленного спецэффектами. Это, прежде всего, ряд, казалось бы, незначительных историй простых людей: журналиста, неустанно выполняющего свой профессиональный долг; миссионера, отчаянно пытающейся принести надежду и облегчение пострадавшим; родителей, переживающих невыносимую боль утраты дочери; семьи, лишившейся главы и оплота – отца; местных рыбаков, выкорчеванных из родной земли, потерявших всё, что им было дорого. Можно с уверенностью констатировать, что фильм характеризуется некоторой сдержанностью, отсутствием острой динамики и, возможно, даже некоторой пассивностью – не подчёркнуто эффектностью. Однако, в этом заключается его главная ценность: он поражает своей искренностью, своей бесстрастной правдой. Он предлагает зрителю взглянуть на события с точки зрения нескольких ключевых участников, не пытаясь возвысить их над масштабами национальных конфликтов и межгосударственных отношений. При этом, ничто не ускользнуло от пристального взгляда авторов – от пронзительной скорби и отголосков радости, переживаемых пострадавшими, до беспомощности бюрократических структур, столкнувшихся с нереальной ситуацией, и, конечно, безжалостного равнодушия деловых кругов, озвучивающих циничные утверждения о том, что "в привидения верят лишь наивные", и уже планирующих возведение новых отелей на месте, где ещё не обнаружены тела жертв. Особую благодарность режиссёму и сценаристам за то, что они не позволили превратить эту трагедию в очередную, коммерчески оторванную от реальности голливудскую машину, ориентированную на зрителя. Они сумели, продемонстрировав глубокое уважение к памяти жертв, избежав излишней театральности, которая могла бы исказить подлинный ход событий и, тем самым, оскорбить память тех, кто остался без тепла близких.
Этот документальный проект, основанный на автобиографических свидетельствах трех семей, оказавшихся в эпицентре разворачивающейся в 2004 году апокалиптической катастрофы – разрушительного цунами, вызванного мощным подводным землетрясением в Индийском океане, представляет собой поразительный, хотя и несколько разочаровывающий пример кинематографического искусства. Фильм обладает безусловным качеством исполнения, демонстрирует филигранную режиссуру и профессиональный подход к визуализации событий, однако, несмотря на все эти достоинства, он не способен вызвать у зрителя сочувствия и эмоционального отклика. Исполнение трагических историй трех семей представлено с излишней отстраненностью, будто бы с холодной, академической дистанцией. Речь о том, что повествование ощущается неестественно, лишенным живительной искры, необходимой для полного погружения в глубину пережитого ужаса. Даже блестящий Тим Рот, мастерски воплотивший образ эксцентричного и, откровенно говоря, некоторой комичностью выглядящего журналиста, не в состоянии вырвать зрителя из этой бесцветности. Его игра, хоть и технически безупречна, остается лишь наигранной, безжизненной. Особую мрачную ноту в картину вносит характерная игра Хью Бонневиля, который воплотил образ сдержанного, подающего себя ленивым и лишенным инициативы представителя британского посольства – персонажа, отражающего тоску и бессилие. К сожалению, значительная часть событий, которые могли бы углубить драматизм повествования и пролить свет на сложный контекст трагедии, была проигнорирована или оставлена за кадром. Например, не был воспринят во внимания важный нюанс: своеобразное укрепление чудесного спасения маленького шведского мальчика – скорбный факт, что наибольшее число погибших и пропавших без вести было именно из Швеции. Также, не были раскрыты некоторые предварительные знаки, предвещавшие надвигающуюся опасность. Согласно очевидным свидетельствам, уже 25 декабря, животные, демонстрировали странное, беспокойное поведение, чувствуя неизбежное приближение “большой воды”, предупреждая об опасности, которую так жестоко обрушился на Таиланд. В конечном итоге, фильм получает оценку 6 из 10, отражая желаемое качество исполнения и профессионализм, но не позволяя в полной мере раскрыть значение этой ужасающей трагедии.