Описание
Рецензии

Сериал BBC: Сокровища Древнего Рима / Treasures of Ancient Rome
Режисер:
Тим Дунн
Жанр:
Discovery&BBC, документальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 3
(15.03.2015)
В общепринятых представлениях, историческое наследие Древнего Рима зачастую сводится к ярким образам: бесчисленным завоеваниям, зрелищным сражениям гладиаторов, грандиозному строительству монументальных сооружений и, конечно, заложившей основы для множества современных правовых систем Европы правовой культуре. Однако, возникающее впечатление, что римский народ лишь эпизодически проявлял интерес к высоким искусствам – к лирической поэзии, величественной скульптуре, изысканной живописи и, не менее важной, к стетографии (письменной записи), – и создавал произведения, не выдержавшие суждения времени и не принесшие вклад в сокровищницу мировой культуры, кажется весьма укоренившимся.
Однако, Алистер Сук, посвятивший свою жизнь глубокому и систематическому анализу древних цивилизаций, неуклонно опровергает этот распространенный стереотип. Его многолетние экспедиции по разным областям, когда-то входившим в состав могущественной Римской Империи, выявили поразительную и поистине ошеломляющую истину: древнеримская сокровищница искусства представляет собой неисчерпаемый источник великолепных, захватывающих дух и мощных по воздействию творений. Более того, влияние этой уникальной культурной традиции на формирование мирового искусства, литературы и философии, по мнению профессора Сука, было, без сомнения, существенным образом занижено и недооценено, что требует пересмотра сложившихся подходов к изучению античного мира.
Просмотр документальных комментариев неизменно порождает изумление. Зрителям представляется поразительное количество уникальных артефактов, тщательно воссозданные посредством реконструкции тех самых практик, посредством которых созидались изысканные камеи, замысловатые мозаики, витиеватые скульптурные портреты и монументальные фрески. Однако, зачастую, внимание аудитории сосредоточено не на загадочной Вилле Мистерий, не на впечатляющей колонне Траяна, а на внезапном выпаде ведущего, касающемся феномена гомосексуальных связей в античности, словно выигрыш в кубок Уоррена сам по себе не является достаточно красноречивым аргументом. Признаться, существование однополых отношений в античности, да и не секрет, что некоторые императоры не отличались благопристойностью, не оказывают особого интереса к детальному анализу. Безусловно, можно попытаться обвинить в определенной предвзятости или акцентировании внимания лишь на одном аспекте, но подобный подход кажется излишне категоричным.
Впрочем, не следует забывать о том, что сам факт наличия на стенах зданий Лептис-Магна изображений пенисов, как ни парадоксально, отвлекает от критической оценки происходящего и снимает с исследователя всякую ответственность за возможные интерпретации.
Что касается столь спорного вопроса о неразвитости искусства в Древнем Риме, то, судя по всему, автор комментария не знаком с тем, что в рамках любого курса истории культуры древнеримское искусство рассматривается в попытках, описывается как производное, эпигонское по отношению к греческому искусству. Сами римляне, в свою очередь, сознательно культивировали имидж, представляя себя прежде всего как закалённых воинов, бесстрашных политиков и блестящих юристов, а не как великих скульпторов и художников. Особого внимания заслуживает цитата из "Энеиды", открывающая сериал, отражающая эту ключевую идею. В этом контексте, задача сериала представляется вполне ясной и обоснованной.
Безусловно, данный сериал не лишен определенной политизированности, что, однако, не является чем-то принципиально новым для российского телезрителя. Его скорее раздражает нежелание автора стремиться к столь яркой и прямолинейной политизации, как он привык видеть в подобных документальных проектах. Но прежде чем судить о степени политизированности, необходимо объективно оценить, действительно ли мозаики, обнаруженные во время правления Каддафи, находились в столь катастрофическом состоянии, как это показано? Если да, то, очевидно, политизированные мотивы в данном случае вполне оправданы.
В заключение, стоит отметить, что сериал – действительно, выше всяких похвал, и я с уверенностью рекомендую его к просмотру всем, кто интересуется историей, культурой и археологией.
Рекомендуем к просмотру