Описание
Рецензии

Сериал Тихий Дон (1957)
Актеры:
Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Даниил Ильченко, Людмила Хитяева, Николай Смирнов, Александр Жуков, Наталья Архангельская, Александра Денисова, Алексей Благовестов
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1957
Добавлено:
сериал полностью из 3
(02.04.2014)
Эпос Михаила Шолохова, бесспорно, закрепил его имя в пантеоне великих писателей и удостоил высшей мировой награды – Нобелевской премии. Огромная слава и фундаментальное значение этого произведения, несомненно, оправданы его признанием среди наиболее выдающихся литературных шедевров, оказавших колоссальное влияние на мировую культуру.
Трагические события, живо и правдиво воссозданные в романе, разворачиваются на территории Российской империи в период раннего XX столетия – эпоху, отмеченную ожесточенными конфликтами, глубокими потрясениями и огромными человеческими жертвами. В те годы народ пережил бесчисленные кровопролитные сражения, а также страшную революцию, что коренным образом трансформировало судьбы донского казачества, навсегда изменив привычный ход их жизни. Не только быт и повседневный уклад казачьей жизни подвергся кардинальным переменам, но и, что гораздо важнее, изменились фундаментальные ценности, лежавшие в основе их мировоззрения.
Настоящий телевизионный проект, соборная экранизация, предлагает зрителю глубокое и многогранное погружение в судьбу главного героя – Григория Мелехова. Мы станем свидетелями его невероятно непростой, зачастую мучительной жизни, наполненной бесчисленными невзгодами, горестями, невыносимыми испытаниями, которые выпали на его голову, и все это, безусловно, в контексте обстоятельств, детально проработанных историками и реконструированных автором как нечто реальное, а не просто вымысел.
Погружение в экранизацию романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" под чутким руководством Сергея Герасимова – это поистине впечатляющее зрелище, сумевшее запечатлеть и воспроизвести неповторимую атмосферу, столь отличительную от творчества великого писателя. Три серии фильма – это, по сути, верная передача событий книги, одновременно подчеркивающая трагизм и драматизм эпохи, когда рушились незыблемые устои многовековой жизни, когда судьбы людей становились хрупкими и беззащитными.
Перед зрительским взглядом раскрывается картина жизни донского казачьего общества, позволяя окунуться в быт и традиции этого народа, столкнувшегося с надвигающейся катастрофой. Особую роль в этом повествовании играет Григорий Мелихов, в исполнении Петра Глебова, чья игра, несмотря на, казалось бы, не совсем подходящий возраст, смоглатотранслировать всю сложность и противоречивость характера героя, его внутреннюю борьбу и трагическую участь.
Среди актерского ансамбля выделяется Элина Быстрицкая, воплотившая образ Аксинии Астаховой с такой силой и убежденностью, что даже, как утверждают очевидцы, во время кастинга актриса буквально приносила клятвы режиссерам, выражая надежду, что ей выпадет честь сыграть волевую и сильную казачку, готовую на все ради любви. Не менее убедительной является Зинаида Кириенко в роли Наташи – страдающей жены Мелехова, ее образ наполнен печалью и отчаянием. А актерская игра Даниила Ильченко, воплотившего образ Пантелея Прокофьича, поражает своей реалистичностью и глубиной, он сумел в полной мере отразить мудрость и опыт старшего поколения.
Несмотря на некоторые сокращения, которые, как известно, неизбежны при адаптации литературных произведений, фильм Герасимова представляет собой выдающуюся работу. Важно отметить, что в финальной части повествования роль Мелехова отошла Илье Бунчуку, однако его участие, хоть и невеликое, всё же играло важную роль. Режиссер сознательно оставил без внимания отношения между Анной и Бунчуком, сконцентрировавшись на передаче основных событий, что, безусловно, помогло избежать излишней детализации.
Воспроизведение сцен Мировой и Гражданской войн, с их масштабными баталиями, поражает своей исторической достоверностью и профессионализмом. К тому же, как ни странно, в условиях, когда столь грандиозные постановки казались невозможными, сценаристы и режиссеры сумели создать впечатляющую картину. Особое внимание заслуживает художественное оформление первых сражений, где художник, постановщик и актеры проявили настоящий профессионализм. Относится к числу прекрасных и драматичных моментов повествования, особенно в сравнении с не совсем удачной экранизацией Бондарчука, это убийство Петра, не вызывающее у зрителя тех же чувств и переживаний. Впрочем, Герасимов не полностью раскрыл тему переговоров между предводителями донского казачества и красными, однако это не повлияло на общее впечатление от фильма.
Центральная трагедия Григория Мелехова заключается в том, что его судьба стала жертвой исторических обстоятельств, в его жизнь ворвались война, революция и перемена. Он, вместе со своим поколением, попал в водоворот бесконечных споров и кровопролития, потеряв веру в себя и в народ. В финале фильма он возвращается к своему полуразрушенному войной дому, к сыну – единственному, кто остался ему верным, но становится ли его душа спокойной после пережитых страданий? На этот вопрос каждый зритель даст свой ответ, погрузившись в раздумья о цене человеческой жизни и о трагических последствиях исторических потрясений.
Попытка вложить в слова всю глубину и мощь воздействия экранизации шедеврального романа Михаила Шолохова, "Тихий Дон", оказалась поистине непростой задачей. Этот фильм, безусловно, заслуживает особого внимания и глубокого осмысления.
Пожалуй, первым и самым важным аспектом, заслуживающим восхищения, является абсолютная верность первоисточнику. Создатели смогли не просто адаптировать роман, но и воссоздать его атмосферу с поразительной точностью. Съемки в исторических ростовских станицах, где разворачивались трагические события Гражданской войны, добавляют картине аутентичности и погружают зрителя в эпоху, полную боли, страдания и неразрешимых конфликтов. Особое внимание следует уделить вниманию к деталям, позволившим ощутить дух времени.
Нельзя не отметить гениальную работу над актерским составом. Каждый персонаж, от главного героя – Григория Мелехова, в исполнении Петра Глебова, до второстепенных, воплощен с невероятной убедительностью и глубиной. Особого восхищения заслуживает игра Элины Быстрицкой, сумевшей создать образ роковой и прекрасной женщины, полна противоречий и трагических решений. Создатели, видать, углубились в историю казачьего народа и смогли воссоздать реалистичный образ казацкой женщины того времени.
Фильм – это многогранная драма, в которой переплетаются любовь, страсть, ненависть, дружба, предательство, борьба за справедливость и духовные искания. Мы видим, как идеологические разногласия и внутренние конфликты разрушают крепкие семейные узы и дружбу, приводя к трагическим последствиям. Зритель видит метания главного героя, его отчаянные попытки найти истинный путь в мире, окутанном ужасом Гражданской войны.
"Тихий Дон" — это мощное исследование человеческой природы, обнажающее сложные моральные дилеммы, которые встают перед человеком в условиях экзистенциального кризиса. Это история о том, как война, вмешавшись в жизнь, разрушает не только физический мир, но и душевный, порождает неизмеримую боль и отчаяние. Создатели не пытались упростить картину, не делали из героев однозначных положительных или отрицательных персонажей, их мотивации понятны и оправданы.
Неудивительно, что этот фильм заставляет зрителя испытать самые сильные эмоции, переживать вместе с героями, сочувствовать им, вздыхать от ужаса, и даже радоваться за их кратким моментам счастья. Этот фильм – воистину, шедевр, который оставит неизгладимый след в душе каждого, кто смотрит его. Он заслуживает высокой оценки и признания как одно из самых значимых произведений русского кинематографа.
По моему глубокому убеждению, роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» представляет собой поистине исключительное произведение, которое справедливо удостоилось высшей литературной награды – Нобелевской премии. Это колоссальная эпопея, повествующая о неисчислимых трагедиях, постигших империалистический строй и честный народ, и, несомненно, является вершиной русской литературы. Однако, для кинематографиста, взявшего на себя задачу воплощения столь многогранного и масштабного произведения на экране, встает задача не из легких – как наилучшим образом передать на большом экране всю глубину и сложность замысла Шолохова?
Задача эта представляется поистине колоссальной, почти нереальной в своей сложности. Наверное, невероятно трудно попытаться свести в одну кинокартину столько переплетающихся событий, столько драматических моментов. Герасимову удалось, тем не менее, в рамках трех эпизодических серий, охватить практически весь объем романа Шолохова, однако его подход отличается от предыдущих экранизаций. С. Бондарчук, стремясь к лаконичности и концентрации на военных действиях, существенно сократил исторический период, урезав значительную часть повествования, посвященной мирному времени.
Сергей Герасимов, напротив, последовал примеру Шолохова, начиная повествование с событий Первой мировой войны, а затем плавно переходя к разворачивающемуся в последующем периоде Гражданской войны. В фильме, как и в книге, сохраняются наиболее жуткие и наглядные образы военного хаоса, и это, безусловно, создает мощное впечатление. Герасимов, руководствуясь ключевыми моментами романа Шолохова, фокусируется на самых важных исторических эпизодах, и в частности, в отличие от Бондарчука, не уделяет чрезмерного внимания масштабным сценам боевых столкновений, где, к сожалению, гибли, например, Анна и Петр. Основное внимание зрителя направлено на жизнь и судьбу Мелеховского двора, а не на действия отдельных героев.
Особо хочется отметить усердие и проработанность, проявленные при реконструкции быта казачьего сословия в 1957 году. Внимание к мельчайшим деталям, вдумчивая работа над созданием этой исторической картины – настоящий прорыв. Кроме того, нельзя не отметить участие самого Шолохова в создании этой кинокартины, что встречается крайне редко, и, вероятно, является одним из ключевых факторов, обеспечивших высокое качество фильма.
Однако, не обошлось и без некоторых нюансов, вызывающих определенные вопросы:
1. Актерская игра, в частности, образ Григория Мелехова, вызывает небольшое беспокойство. Выбор актера, исполнившего эту роль, не совсем соответствует возрасту, и это ощущается, в то время как, например, Глебов, в исполнении которого предстает персонаж, выглядит крайне органично, благодаря его богатому актерскому опыту. Эта разница в возрасте, которая, к счастью, не так заметна в образе других героев, не позволяет избежать легкого чувства диссонанса.
2. Съемки также подвергались влиянию общепринятых условностей пятидесятых годов, когда некоторые актеры, излишне драматизируя свои роли, переигрывали, что, в то время, считалось вполне нормальным. Кроме того, определенное беспокойство вызывает и звуковое сопровождение – в некоторые моменты звучащий за кадром оркестр, кажется, не на месте и доставляет некоторые дискомфорт.
3. При создании фильма, в результате чего получалась, по сути, кинематографическая трилогия, значительное количество материала было урезано, и, насмешавшись в единое целое, это, конечно, вызывает сожаление. Присутствует тот же недостаток, что и в «Войне и мире» - минимальное количество пояснений, и некоторые персонажи и сюжетные линии вызывают ощущение запутанности и растерянности. К счастью, несмотря на эти недостатки, фильм остается исключительно достойным внимания, и его просмотр приносит огромное удовлетворение.
«Тихий Дон» – это выдающаяся кинокартина, однозначно заслуживающая места в золотой фонд отечественного кинематографа, и, на мой взгляд, ни одна другая экранизация не может сравниться с тем, что сумел создать Сергей Герасимов.
Рекомендуем к просмотру