Описание
Рецензии

Сериал Нерассказанная история Соединенных Штатов / The Untold History of the United States

Актеры:
Оливер Стоун, Алан Ширман, Андре Соглиуззо, Крис Эджерли, Алекс Видов, Крис Кокс, Грег Берг, Генри Уоллес, Гарри С. Трумэн, Джордж С. Маршалл
Режисер:
Оливер Стоун
Жанр:
документальные
Страна:
США
Вышел:
2012
Добавлено:
10 серия из 10 (31.01.2015)
Рейтинг:
8.24
8.60
Глубокое и многогранное осмысление траекторий, разворачивавшихся в Америке прошедшего столетия, стало объектом пристального изучения и творческого осмысления голливудского режиссера Оливера Стоуна в соавторстве с выдающимся историком Питером Кузником. Результатом их совместных усилий является масштабный, документально обоснованный многосерийный фильм, представляющий собой колоссальный проект. Режиссёр, посредством этого кинематографического полотна, стремится раскрыть и подчеркнуть исключительную роль, которую Соединенные Штаты Америки сыграли в мировой истории, а также всеобъемлющую и многослойную значимость их вклада. В течение десяти тщательно выстроенных эпизодов зрителям предлагается увидеть Америку не как изолированный остров, а как ключевого участника глобального процесса, погрузившись в расширенное и всестороннее понимание ее истории и влияния, откровенно демонстрируя ее влияние на ход мировой цивилизации. Фильм призван не просто пересказать события прошлого, но и продемонстрировать контекст их возникновения, заимствуя из бесчисленных источников, и предлагая аудитории новое, глубокое восприятие американской истории.
Оказавшись перед произведением Оливера Стоуна, я не мог предвидеть столь глубокого потрясения, вызванного творчеством человека, превратившегося в широко известного и почитаемого деятеля искусства. Мое первоначальное изумление лишь усилилось, когда стало очевидно, что на протяжении всей его карьеры он стремился донести до нас не просто «фрагмент истины», а сложную, многослойную картину, требующую осмысления. Погружение в этот проект, по сути, представляет собой не эпизодический просмотр нескольких серий, а глубокое исследование, требующее рассмотрения всего сериала целиком, чтобы в полной мере раскрыть его замысел. Стоун, несомненно, оставил свой значительный след в истории кинематографа, разоблачая, как он считает, двойственные аспекты истории Соединенных Штатов, особо выделяя внимание к роли Советского Союза в ее развитии. Его работы, рассматривающие эти вопросы, неизменно вызывали бурную реакцию, порождая дискуссии и обвинения, зачастую в адрес русофилов. Для американской аудитории Стоун, вносящий столь критические оценки, стал бы объектом острой критики и недоумения. Однако, стоит учитывать необходимость различения двадцати одного подхода: с одной стороны, небрежное отношение к прошлому, выплеск негативных эмоций и игнорирование достижений, часто навезенные «своими руками», и, с другой – тщательный анализ, разоблачение мифов о преступлениях, совершенных государством, отрицающим чужое мнение, что в определенном смысле, является необходимым для поддержания общественного дискурса. В частности, использование Стоуном прямых параллелей между действиями США и нацистской Германии, вызвавшее широкие споры, позволяет представить совершенную картину, когда «свои интересы» становились выше всего, а продвижение идеологии благополучия, независимо от политической системы – капиталистической или социалистической, представляла собой наиболее эффективную стратегию. Именно эта концепция, как мы видим, определяет сложную ситуацию, о которой не раз рассказывает Стоун, и ее осознание необходимо для понимания тенденций, угрожающих обществу своего фашизма и презрения к людям, отличающимся от «своих». «Советский Союз», в определенной степени, «вылечился» от таких размышлений, а США, к сожалению, по-прежнему подвержены такому влиянию. Следует отметить, что в сериале «ИСТИНА» не найти, поскольку, как известно, она существует в каждом из нас, и поиск ее может привести к бесплодным размышлениям. Поэтому не стоит искать объективную правду в произведении Стоуна, а просто внимательно рассмотреть представленные факты и поставить перед собой вопросы, которые, несомненно, вызовут глубокую рефлексию, как и сама жизнь Оливера Стоуна. Необходимо прислушаться к словам политиков, таких как Уоллес, Кенеди, и других, что позволит объединить общество, осознать наиболее важные аспекты истории. К сожалению, американцы, видимо, забыли о том, что забота о других народах, о культурах, и политических системах, является необходимым условием для выживания и процветания общества. Плоды такого отношения к другим нациям уже собираются сегодня, и нельзя не учитывать тот факт, что необходимость понимать историю для продолжения развития, должна быть основана на опытe соседних стран.
Соединенные Штаты Америки, эта монументальная страна, исторически пульсирующая идеями свободы, законности, демократического правления и, несомненно, олицетворяющая собой колоссальные материальные блага. Часто воспринимаемая как своеобразный рай на земной тверди, однако, вопреки распространенным мифам, тенденция к локальным, “спроектированным” мемам, напоминающим, как ни парадоксально, о существовании на их территории более бедных слоев населения, чем у отечественных профессоров, неумолимо угасает. В девяностые годы на протяжении всех постсоветских государств сохранялась, пусть и весьма поверхностная, вера в перспективное “светлое капиталистическое будущее”. К сожалению, потребовалось целое десятилетие, чтобы эта наивная иллюзия окончательно рассеялась, заполнившись лишь разочарованием и скепсисом. Оливер Стоун, яркий представитель американского интеллектуального меньшинства – группы, особенно образованной, и постоянно опасающейся влияния капитала – является воплощением человека, не стремящегося принимать на веру догмы, пропагандируемые “дядей Сэмом”. После прохождения стандартной “промывки мозгов”, осуществляемой в американской школьной системе (а эти процедуры, к слову, продолжаются и в наши дни, не ограничиваясь только деятельностью Союза) Стоун оказывается в эпицентре калейдоскопа событий, в частности – во время вьетнамской войны. Это, без сомнения, стало переломным моментом в его сознании, поскольку чудовищная жестокость и абсолютно бессмысленность этого конфликта практически в полной мере опровергали любые идеологические манипуляции, подкреплявшие идею о “зверских коммунистов”. Впоследствии, по мотивам вьетнамской войны, Стоун создал свой драматический шедевр – фильм “Взвод”, рассказывающий историю солдата, вернувшегося с фронта, застрявшего в инвалидном кресле – символическое отражение последствий безумной войны. Наблюдая за тем, как американское общество, раздутое милитаристской пропагандой, постоянно требующее “новой крови”, один из вчерашних солдат и патриотов, превращается в яростного антифашиста – это, несомненно, вызвала у Стоуна глубокие осознания. Второй знаменитой “антиамериканской” работой Стоуна стала “К югу от границы”. В этой масштабной путешественческой картине Стоун проводит значительное время, исследуя страны Латинской Америки, которые в американском обществе обычно остаются в тени, зачастую представляются как “зловещие социалисты”, постоянно «спящие и видящие» (канонический приём пропаганды). Наше внимание обращено к новому, открытому Стоуну сериалу. Явно следуя за целью “разворотить осиное гнездо изнутри”. Как я понимаю, этот сериал, в первую свою очередь, ориентирован на внутреннего потребителя – с целью разрушения стереотипа “Крутых добрых парней”, который вбивается в сознание с школьной парты. Однако, для людей, живущих на остатках “главного врага” США – СССР – значит, такие визуальные продукты способствуют глубокому пониманию факта, что звездно-полосатая идеология – это не справедливость, а корысть. И что США, как и его основной враг в XX веке – СССР – страдает от одного и того же набора болезней. П.С. Можно не любить американцев, но ненавидеть их нельзя. И если там есть люди, как Оливер Стоун – люди, ищущие правду и не желающие верить в сказки – то это еще не всего достаточно, чтобы сохранить надежду на перемены.
К сожалению, наблюдается поразительный дисбаланс в зрительском восприятии: наши вкусы и предпочтения в кинематографе, похоже, более лояльны к этим произведениям, чем их американские собратья. Несмотря на то, что картина была задумана и создана талантливым американским режиссером непосредственно для американской аудитории, по поводу интерпретации авторских выводов и заключений, а также обстоятельств создания произведения, неизменно разгораются жаркие споры и оживленные дискуссии. Однако, стоит подчеркнуть, что грандиозная, проделанная работа – это факт, абсолютно не подлежащий никакому сомнению! Роберту Стоуну, очевидно, присуждалась особая стойкость и непредсказуемость, не склонность к широкой популярности. Особую ностальгическую оценку я хочу приложить к культовому фильму "JFK Выстрелы в Далласе" 1992 года, который, по праву, был выдвинут на рассмотрение в качестве претендента на "Оскар" по восьми номинациям, включая престижные награды "Лучший фильм года" и "Лучшая режиссура". Начало 90-х годов стало периодом некоторого упадка влияния "Оскара", однако Академия продолжала демонстрировать стремление к признанию и награждению произведений, обладающих истинным художественным достоинством и глубоким смысловым содержанием. Фильм "JFK" сумел завоевать две статуэтки, отметившись наградами в номинациях "Лучший оператор" и "Лучший монтаж" – даже если, казалось, не получили заслуженного признания в качестве "Лучшего фильма года". Это, безусловно, был приемлемый результат, позволяющий избежать неизбежной критики и бесцеремонных выпадов. Признание в номинации "Лучший режиссер" или "Лучший фильм года" означало бы негласное согласие с позицией автора, что, разумеется, было недопустимо в нашей свободной и демократической стране! Данная выдающаяся документальная работа, щедро предоставленная компанией "SEASONVAR", безусловно, заслуживает самого пристального внимания и особого внимания каждого киноманата! Желаю всем приятного просмотра и незабываемых впечатлений!
Оливер Стоун, занимающий особое место в ряду американских мыслителей, чья критика не знает границ и не поддаётся привычным лозунгам, представляет собой воплощение скептицизма, не признающего ни одной сказки, заведенной “дядей Сэмом”. В период девяностых годов Америка, действительно, осуществляла масштабную и систематическую акцию по внедрению в сознание населения стран бывшего Советского Союза образа, расписываемого как утопический рай – сытый, беспрекословно справедливый и воплощающий идеалы демократии. Этот поток мифов и легенд, с обилием рассказов вроде “Там жируют, как в Европе, а наши профессора – жалкие ничтожества”, был порожден целым плацдармом – усилиями самих народов, вырвавшихся из старой системы, и, что не менее важно, под сильным влиянием массированной пропагандистской кампании, осуществляемой как на территории бывшего СССР, так и за его пределами, в частности, под мощным воздействием кинематографической индустрии, то есть Голливуда. В течение двух десятилетий, полных перемен и трансформаций, постепенно, но неуклонно, мы начинаем осознавать, что за этим завесом блестящих иллюзий, за этой ослепительной картиной "американской мечты", скрывались гораздо более сложная и неоднозначная реальность, чем нам изначально, и часто сознательно, внушали.