- Стандартный
- RuDub
- LostFilm
- The Kitchen Russia
Описание
Рецензии

Сериал Северные воды / The North Water
Актеры:
Джек О’Коннелл,Колин Фаррелл,Гари Ламонт,Питер Муллан,Том Кортни,Джерри Линч,Элиза Баттеруорт,Стивен Макмиллан,Нив Нилсен
Режисер:
Эндрю Хэй
Жанр:
детективы, драмы
Страна:
Великобритания
Вышел:
2021
Добавлено:
4-5 серия (LostFilm) из 5
(23.08.2021)
Рейтинг:


Изначально, Патрик Самнер, некогда служивший в рядах медиков-военнослужащих, чья рука привыкла к холодному металлу скальпеля, устремился в бескрайние просторы Арктики, предвкушая участие в масштабной экспедиции, связанной с деятельностью китобойного судна. Его мечта заключалась в присоединении к команде корабля, где он надеялся применить свои навыки и опыт в качестве бортового врача, обеспечивая здоровье и благополучие членов экипажа. Однако судьба распорядилась иначе.
Во время продолжительного плавания, в ходе которого судно прокладывало свой путь сквозь ледяные просторы, Патрик столкнулся лицом к лицу с загадочным Генри Драксом – опытным мастером по изготовлению и обслуживанию гарпунов. Вскоре выяснилось, что этот человек, воплощавший в себе стойкую мрачность и отчужденность, скрывал под маской профессионала ужасающую тайну: он являлся безжалостным убийцей, чья злость и отчаяние выливались в бесчинства, совершаемые им с отвратительной жестокостью. Сростно осознав, что он оказался в крайне неблагоприятной и опасной ситуации, Патрик понял, что его жизнь, некогда полная уверенности и профессиональной самореализации, превращается в суровый и нелицеприятный спектакль, в которой он становится участником отчаянной борьбы за выживание в безжалостных, заснеженных пустошах Арктики. Какую же трагическую, непредсказуемую и, возможно, смертоносную концовку принесет эта вынужденная борьба для этого решительного, но совершенно не подготовленного к подобным испытаниям, военного врача?
Экранизация романа, по итогам которой я с изумлением обнаружил не парадокс, а поразительное сходство с первоисточником, предстала перед моим взором не просто достойной адаптацией, а, скорее, виртуозной её интерпретацией. В последние годы, словно в период упадка, наблюдается заметное сокращение выпусков сериалов, предлагающих глубокий взгляд на человеческую природу, лишенный поучительных нравоучений и излишней сантиментальности. Творцы проекта, очевидно, стремились предложить зрителю зрелище, которое бы не только развлекало, но и заставляло задуматься, отдав должное сложности, многогранности и жестокости человеческого существования. Работа арт-департамента, с его продуманными деталями, включая едва ли не метафорическую фигуру медведя, вписанную в повествование, и тщательно подобранные интерьерные картины с изображением сцены китобойного промысла, явно отсылающие к монументальному роману И. Дж. Мелвилла «Моби Дик», где Измаил, вглядываясь в грозного кита, сопоставляет его с замыслом великого писателя, который, как и Мелвиль, видел в океане не только стихию, но и отражение внутренних демонов человека.
Впечатляющие, словно документальные, натурные съемки, проходившие в районе Шпицбергена, где съемочная группа, утверждала, достигла невиданной доселе параллели 81-й, добавляли достоверности. Использованный для съемок корабль «Activ», один из последних деревянных судов, построенных в 50-х годах в Дании, где его экипаж играл роль матросов, усиливал ощущение эпохи и добавлял в историю реализма. Своей непредсказуемостью, своей смелостью, свой работой над собой.
Однако, в свете того, что проект прошел с определенными трудностями, а в том числе, с учетом вторичности и некоторой натянутости сюжета, я не могу не отметить, что эти же недостатки присущи и самому роману. Иэн Макгуайр, автор романа, известный своими многочисленными исследованиями в области литературы, провел долгие годы в Манчестерском университете, специализируясь на американском реализме, и, разумеется, избавиться от влияния этих авторов было невозможно.
В сюжете прослеживаются отголоски работ Джека Лондона («Морской волк»), который, в свою очередь, был обвинен в плагиате повести Фрэнка Норриса «Моран с «Леди Лэтти», а также – Германа Мелвилла и философа Ральфа Эмерсона, чьи идеи о способности природы пробуждать в человеке его подлинные силы, подавленные цивилизацией, и о том, что именно эта сила позволяет ему противостоять всем ужасам мира, кажутся весьма актуальными. Чувствуется и влияние Джозефа Конрада с его «Сердцем тьмы». Впечатление от просмотра дополняют отсылки к другим известным фильмам и книгам, например, «Террору» Симмонса, «Выжившему» Майкла Панке, к романам Кормака Маккарти и др. В конечном счете, все это создает эффект, словно создатели пытались максимально воссоздать в рамках одной картины атмосферу времени.
Несмотря на это, книга и сериал не смогли в полной мере передать грубый и грязный дух книги, его “дух” в буквальном смысле: автор уделил особого внимания запахам и физиологическим подробностям, тщательно описывая смердящие тела, гноящиеся раны и консистенцию и цвет содержимого кишечников. Вместо этого, неспешные панорамы природы, смакуемая грязь английских подворотен и привычка операторов снимать все через синий фильтр и собственный грязный носок создают ощущение, что это не "мужская история", а скорее, "морская" - и в какой-то степени романтизирует прошлое.
Слабые стороны проекта, в частности, вторичность и некоторая натянутость сюжета, – это, в некотором смысле, слабости книги. За исключением пары незначительных моментов, сериал следует ей почти дословно, лишь слегка изменяя концовку. Я считаю, это в лучшую сторону.
В целом, я бы оценил сериал и книгу как неспешный, но добротный образец “морского” жанра, обладающий холодной, мрачной и реалистичной атмосферой, суровой природой, которая, однако, не является столь страшной, как человек, с подробными сценами быта и охоты и долей тестостерона. И, как в титрах, звучит песня "And we’ll roll the old chariot along," заставляя подпевать уже на второй сотне лет.
Этот сериал, несомненно, перекликается с той же историей, что и его литературный предок, однако, в корне не стоит ожидать безупречной копии. Оригинальный роман, задуманный автором, проникнут глубоким пониманием и умелым использованием концепции социального дарвинизма, и это, в свою очередь, не гарантирует поразительной похожести произведения на экранизацию.
В отличие от мрачной, пропитанной пессимизмом философии Волка Ларсена, в сериале отсутствует возможность по-настоящему отождествиться с каким-либо из персонажей, ощутить к ним искреннюю симпатию. Предложенная картина – это, прежде всего, откровенно низкий и грубый калейдоскоп из изображений: беспомощных, озлобленных, кровопролитных, увязших в китовом жире индивидуумов, представляющих собой, казалось бы, жалкую пародию на человеческие фигуры.
Интересно, что и сам Колин Фаррелл, создатель первоисточника, здесь совершенно не узнаваем, его влияние на адаптацию, судя по всему, минимально. Тем не менее, стоит отметить, что реализация этой, порой весьма своеобразной, концепции, осуществленная, оказывается исключительно впечатляющей и заслуживает высокой оценки. Для искушенного зрителя, особенно поклонника оригинального романа, это – настоящий праздник для ума и чувств. Я с замиранием сердца жду, когда же появится возможность ознакомиться с продолжением этой захватывающей истории.
Я был глубоко поражен, обнаружив этот поистине сокровищный экземпляр среди бесчисленного множества предлагаемых сериалов. Оценка основана исключительно на впечатлениях, возникших после просмотра первой серии, и, признаться, они оказались весьма убедительными. В ней ощущается безупречная актерская работа, исполненная с филигранной точностью, а также захватывающие дух пейзажные эпизоды, которые, несомненно, заслуживают особого восхищения при просмотре в высоком разрешении. Главным достоинством, несомненно, является правдоподобная и глубоко правдивая история, лишенная излишнего драматизма, вызванного, как правило, чрезмерно героизированными фигурами – несомненных спасителей, приехавших из Америки. Я смело ставлю на то, что этот сериал, без сомнения, получит рейтинг в пределах 8,00 из 10 баллов на сайте IMDb. Судя по всему, перед нами – наилучшая визуализация и наименее приукрашенное изображение китобойного промысла XIX века, представленное в максимально реалистичном свете. Если вас пленят захватывающие мотивы, заложенные в таких произведениях, как классический фильм "Хозяин Морей", или же напряженный, атмосферный сериал "Террор", то, несомненно, этот проект придется вам по вкусу и, я уверен, не оставит вас равнодушными.
Рекомендуем к просмотру