Описание
Рецензии

Сериал Тени исчезают в полдень
Актеры:
Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Иван Рыжов, Сергей Яковлев, Александра Завьялова, Борис Новиков, Валерий Гатаев, Элеонора Шашкова, Лев Поляков
Режисер:
Владимир Краснопольский, Валерий Усков
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
СССР
Вышел:
1971
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 7
(17.12.2010)
Рейтинг:


Эпопея, воплощенная в формате захватывающего сериального цикла, повествует о судьбе огромной, раскинувшейся на просторах земли, страны, чья история, словно нить, сплеталась воедино через призму существования небольшого поселения – деревушки Зелёный Дол, затерявшейся в самых отдаленных уголках этой страны. Это, прежде всего, рассказ о беспримерном мужестве и героической стойкости, о нелегких трудах и упорных сражениях, которые определяли ход жизни этих людей.
На долю зеленодольцев выпало столкнуться с невообразимыми невзгодами. Деревня была словно в эпицентре кровавой гражданской войны, оставляя глубокие шрамы на ее душе. Непоколебимые, обладая невероятной волей к жизни и храбростью, зеленодольцы сумели выстоять и, нанеся сокрушительное поражение отрядам колчаковских мятежников, начали возрождать свою жизнь, постепенно выстраивая новую, мирную, основанную на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Быстро оформился колхоз, и первый, гордо и неуклонно, пошёл по полю трактор, символизирующий новые возможности и прогресс. Вскоре, своим голосами и волей, зеленодольцы избрали новую форму правления – первые выборы в Советские органы власти, ознаменовавшие собой начало новой эры.
И, как гром среди ясного неба, на поселение обрушилось новое, еще более страшное испытание – Великая война. Молодые мужчины, не раздумывая, отправились на фронт, вступая в неравный бой с врагом. Женщины, с непоколебимой верой в победу, взяли на себя огромный труд, неустанно трудясь на благо Родины и её будущего. И когда, наконец, свет победы пронзил мрачные туманы войны, те, кто вернулся с бесчисленных сражений, израненные, но живые, ощутили невероятную радость мирного послевоенного труда, и надежды на восстановление и процветание в родной земле.
В период, несомненно, отмеченный пиком влияния советской эпохи – 1970 год – ощущалась глубокая потребность в консолидации, сплоченности и духовном единстве, что являлось, по сути, неотъемлемой частью русской народной идентичности. Этот запрос был обусловлен, в частности, поиском осмысленного ответа на трансформацию режима, подкрепленную постоянным ощущением беспомощности перед властными структурами и их неспособностью эффективно решать насущные проблемы граждан. В этот период формировался новый тип советского человека, характеризующийся принципами добропорядочности и преданности Родине. Особое значение придавалось восстановлению нравственных устоев, утраченных народом, их культивированию среди молодого поколения, воплощенному в ярких, запоминающихся образах героев, отражавших дух эпохи.
Усков и Краснопольский – выдающиеся мыслители, сумевшие глубоко проанализировать и представить сложную проблему на экране кино. Их творческое сотрудничество с Иваном, достижение которого стало значимым этапом, позволило создать рассказ, основанный на реальных событиях того непростого времени и детально проработанный с помощью консультаций. Сюжет разворачивается в сельской местности под названием Зеленый дол, расположенном неподалеку от скалистого утеса над рекой Светлихой. Местные жители, воспитанные землей и дождем, слились в едином целом, гармонично взаимодействуя с природной средой.
Центральной фигурой повествования является Марья красная, чьи “богатырские подвиги” во имя друзей продолжают отголоски даже после ее ухода в иной мир, ассоциируясь с местом, где концентрируется сила воли и духа, рядом с древним каменным утесом. Ее смерть приводит к появлению Захара Большакова, крестьянина-оберегателя, воплощающего в себе целеустремленность, справедливость, настойчивость, но при этом скромность и понимание, заботящегося о всех, как о своих детях. Общественное благо для него – превыше всего, и он не стремится к личным выгодам. Только через полное отречение от мирских стремлений можно по-настоящему оценить ценность человеческих поступков, проникаясь уважением к судьбе простого советского человека.
В произведении представлено множество образов героев русских поэм и былинных сказок – удальца-молодца, доблестного богатыря, охотника за бабьими юбками, страдающего от душевных недугов. Также присутствует гротескный образ Устина – нечистоплотного персонажа, воплощающего собой ведьму Пистимею, с ее тихой, мирной, но опасной сущностью. Стойкость типажей актеров, их убедительность, детальный грим, музыкальное сопровождение, вера, проявленная в образах богов, истомленные взгляды, черные глаза и бороды – все это создает эффект единства с народным колоритом и самобытной культурой славянских народов.
Режиссеры смогли оживить этих персонажей, создав произведение, вызывающее у зрителя чувство сопричастности к своей стране и ее народу. "Земная тяга" – это не только инструмент руководства, но и символ отваги и трудолюбия жителей, не желающих потерять свою родную землю и уникальную красоту местной природы. Особое значение приобретает защита родной земли от недоброжелателей. Беспокойство и страх, охватившие женскую половину села Зеленый Дол в случае потери кого-либо, является тяжким бременем, требующим упорной работы в одиночестве. Но они уверены, что их усилия не напрасны, ведь советский человек обладает огромной силой духа.
"Надежда умирает последней" – девиз, определяющий их дальнейшие действия, осознание народного единства как ключа к победе. Этот фильм – неоспоримое доказательство существования "теплого дневного света" в душах людей и их веры в то, что в полдень, когда тени отступают, возвращается светлое начало, преобладавшее ранее.
Этот кинематографический шедевр, один из самых проникновенных и значимых произведений российского кино, является экранизацией всемирно известного романа Александра Иванова. Повествование разворачивается в живописной, но неспокойной сельской местности – в Зеленоватом Долу – в преддверии грозных событий Гражданской войны и завершается на фоне послевоенных лет. В центре повествования – Марья Воронова (Н. Русланова), энергичная и трудолюбивая женщина, ставшая главой колхоза, и её верные соратники: Захар Большаков (П. Вельяминов), Андрон (И. Рыжов), Антип (Е. Клоунов).
Трагическая развязка жизни семейств Меншиковых – Демид (Р. Филиппов) и Филипп (С. Полежаев) – вследствие раскулачивания, ознаменовалась озлобленностью и стремлением мести. Эта предыстория становится ключевой, ведь их, как и зеленодольцев, подстрекают к враждебным действиям золотопромышленник Серафима Клочков (А. Завьялова) и ее сын, хлеботорговец Константин Жуков (С. Яковлев). Приехавшие в колоссал, они, скрываясь под вымышленными именами Морозовы Пистимея и Устин, втискиваются в жизнь села, стремясь разложить по полочкам зерна ненависти и недоверия.
Повествование охватывает несколько поколений жителей Зеленоватого Дола – от коренных обитателей, таких как Фрол Курганов (В. Гатаев) и Захар Большаков, до молодых Степаниды (Э. Шашкова), Светланы Меншиковой (Л. Демидова), Татьяны Шатровой (Г. Логинова). Их судьбы, переплетенные словно нити, формируют сложную и многогранную картину жизни села.
В фильме прекрасно прописаны характеры и судьбы героев, воплощенные талантливыми актерами. В центре внимания – трудолюбивый, преданный колхозу и односельчанам Захар Большаков, невозмутимый Фрол Курганов, стремящийся к творческим свершениям, и Клавдия (Г. Польских) – воплощение силы, самоотверженности и верности.
С другой стороны, антигерои – Устин и Пистимея – вызывают неприязнь и отторжение, их действия – проявление низости, подлости и невыразимой злобы. Илья Юргин (в исполнении Б. Новикова), несмотря на виртуозное мастерство актера, вызывает смех и одновременно неприязнь, напоминая о темных сторонах человеческой натуры.
Этот кинематографический шедевр, благодаря профессионализму режиссеров В. Ускова, В. Краснопольского и оператора П. Емельянова, а также талантливому актерскому ансамблю – П. Вельяминова, В. Гатаева, А. Завьяловой, С. Яковлева, Г. Польских, Б. Новикова и многих других – продолжает покорять сердца зрителей и по сей день, оставаясь воплощением русского характера и его сложнейших противоречий. Это – не просто фильм, а зеркало, отражающее историю и душу народа.
Этот кинематографический опыт, без сомнения, представлял собой произведение высочайшего качества, которое я с готовностью приобрел, не испытывая малейших колебаний. Однако, увы, такой возможности не представилось. Фильм под названием «Станем находить!» вызывать у меня, признаться, лишь смутное недоумение, не предлагая ясных ответов и захватывающих откровений. Меня в первую очередь интересуют человеческие драмы, извещающие о сложных нравах, трагических судьбах и неизбежных трансформациях, происходящих в течение жизни. И, пожалуй, существуют некоторые фундаментальные, незыблемые ценности, в которых я глубоко убеждён, и, как мне кажется, именно их искал и ищет каждый, кто обращается к кино.
Среди подобных произведений, безусловно, выделяется фильм «Нескончаемый зов», – работа, обладающая поистине выдающимся художественным уровнем. Масштабность представлена в огромном разнообразии персонажей, охватывающих широкий спектр характеров, от отъявленных злодеев до благородных героев. Цветовая палитра завораживает своим богатством и насыщенностью, а игра актеров, особенно Анисим Шатров, производит неизгладимое впечатление. Его исполнение, безусловно, пронизано искренностью, а трагическая участь, постигшая его героя, вызывает глубокое сочувствие.
Нельзя не отметить и колоритную фигуру Фрола Курганова – персонажа, открывающего широкое поле для размышлений и споров. Стиль его воплощения столь убедителен, что неизменно вызывает желание поддержать его действия, хотя в тоже время, заставляет критически оценивать его поступки.
Впрочем, в последнее время я обнаружил, что моё отношение к кинематографу претерпело значительные изменения. Вместо того, чтобы отвергать фильмы из-за, как мне казалось, навязанных идеологических установок, я стал более открыто интересоваться глубоким смыслом, который они несут. В частности, меня привлекают истории о сопротивлении, о борьбе за справедливость, о поиске истины. И, признаться, после просмотра "Нескончаемого зова" стало очевидно, что этот фильм, безусловно, превосходит предшествующее.
В конечном счете, я верю, что кино – это не просто развлечение, а мощный инструмент для познания мира, для развития критического мышления и для осознания тех ценностей, которые действительно важны. И, может быть, именно в этихпоиске, в этих сложных героях и их судьбах заключается его истинная, непостижимая сила.
После завершения просмотра экранизации, я не могла скрыть своего разочарования. Впечатление от кино было крайне приглушенным, в корне отличающимся от той глубины и напряженного драматизма, которые подарила мне одноименная литературная работа. Фильм, увы, оказался лишь бледным отражением первоначальной истории, в его заключительной части уступая место банальной и, на мой взгляд, совершенно неуместной мелодраме, столь отсутствовавшей в историографическом произведении. Признаться, очевидно, что сокращение временного горизонта, до которого охватывает повествование, оказало ощутимое влияние на развитие сюжета, в частности, на ослабление той самой, изначально бурной, борьбы с религиозными учениями, которая являлась ключевым мотивом книги. Тем не менее, несмотря на это, в литературном источнике мастерски и правдиво изображены интриги, лжи и подлые манеры различных «верующих», не скрывающих своих амбиций и честолюбивых замыслов.
Особенно поразительны и возмутительны жестокость Устина и Пистимеи по отношению к своим собственным детям, их чудовищная ненависть к Федору, посмевшим противостоять воле отца и завершившимся трагической гибелью. Не менее ужасающим представляется эпизод с "зомбированием" и физическим разложением Варвары под воздействием материнской жестокости, а также методичное и бесчувственное унижение личности с самых юных лет. Фильм завершается, как это часто бывает, напыщенным советским хэппи-эндом, полным ложных надежд и искусственного оптимизма: мост построен, флаги гордо развеваются, автомобили движутся колонной – символ беспросветной, бездумной пропаганды.
В то время как книга, напротив, пропитана трагизмом Зинаиды, отчаянием Иришки, и, особенно, откровенной жестокостью, проявленной в кульминационном эпизоде – поджоге заживо Устина, совершенном Пистимеей. Именно эта финальная, шокирующая сцена, как мне кажется, раскрывает истинную, неоднозначную природу этой истории. Призыв к прочтению книги считаю не просто рекомендацией, а настоятельной необходимостью – ведь именно в ее страницах обитает эта потрясающая, сложная, порой болезненная, но, безусловно, глубокая и незабываемая история.
Рекомендуем к просмотру