Описание
Рецензии

Сериал Цикады
Актеры:
Григорий Верник, Софья Аржаных, Илья Виногорский, Екатерина Воронина (II), Сергей Городничий, Кирилл Буханцев, Ирина Паутова, Савелий Наумов, Ольга Сутулова, Екатерина Варнава, Сергей Уманов, Ксения Рябинкина, Елизавета Боярская, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова
Режисер:
Евгений Стычкин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2023
Добавлено:
8 серия из 8
(14.12.2023)
Рейтинг:


В центре повествования – судьба трёх неразрывных дуэтов, которые, словно всплывающие из глубин юношеской беззаботности, вступили на грандиозный, полномасштабный путь взросления. Всего лишь вчера они еще недавно плескались в теплых водах школьной жизни, но вот уже мир вокруг преобразился до неузнаваемости, погрузившись в оттенки ответственности и глубоких размышлений. В их взглядах засияла решимость, а в сердцах зародились амбициозные замыслы, наполненные верой в светлое будущее. Их охватывало неистовное стремление к новым вершинам, к реализации всех, казалось бы, невозможных проектов. Однако, за считанные мгновения, их жизненные планы были сокрушены громом беспредела – на самом пике праздника, в окружении искренней радости и беззаботности, произошло нечто ужасное, невообразимое, словно призрак.
Каждый из присутствующих, ошеломленный и потрясенный, в своей голове сложил свою, уникальную картину произошедшего, отличающуюся по степени детализации и эмоциональной окраске. По мере углубления допроса, как лишь головоломка, выстраивалась сложная сеть обманов, недомолвок и тщательно скрываемых фактов. Подростки, охваченные леденящим страхом и глубокой растерянностью, словно вязнули в трясине сомнений, пытаясь распутать клубок противоречивых свидетельств. Вопросы, рождавшиеся с каждой минутой, усиливались чувством надвигающейся тьмы. Что же они, в конечном итоге, видели на самом деле, сквозь пелену шока и дезориентации?
Вскоре, родители, осознав масштаб невысказанности и глубину скрытых обид, пришли к тревожащему выводу: их дети, настолько близкие и понятные, хранили в себе тайны, которые казались неразрешимыми, и обстоятельства, о которых они никогда не имели представления. Событие, подобное роковой буре, навсегда изменило их жизни, заставив столкнуться с непростой истиной о сложности человеческих отношений и непредсказуемости судьбы.
В финальной серии захватывающей многосерийной драмы «Цикады» зритель получает возможность осмыслить повествование, не ограничиваясь обрывками, которые ранее предлагались посерийно. Режиссер Евгений Стычкин, отошедший к постановке масштабного проекта, сумел создать не просто историю, а, по сути, манифест, что становится очевидно в завершающей части.
Сюжет разворачивается вокруг школьной драмы, начинающейся с отдельных, травмирующих эпизодов. Становление стрелка, запуская цепную реакцию роковых событий? Старшеклассники богатой столичной школы, по очереди вызываемые на допрос следователем. Нарастающая тревога, инициируемая болезненными детскими травмами – перенесенные суициды, добивающиеся родители, насильственное воспитание, равнодушие – все это, как и ожидал зритель, предвещает катастрофические последствия. Неисполненные долги перед детьми, порождающие насилие, - все это, казалось бы, невозможно остановить.
На первый взгляд, в истории можно увидеть очередную вариацию на тему «богатые тоже плачут», но по мере прохождения сериала, становится очевидным, что антураж – филиппинские служанки, кабриолет на 18-летие, вечеринки на Рублевке, проституция, оплаченная отцом одного из героев, – это лишь фон. Главная суть не в роскоши, а в размытой границе между любовью и притеснением, в трагической несостоятельности родительских устоев. В центре повествования – слом, разрыв, внезапное и жестокое, как у насекомых, от которого не спастись.
Особого внимания заслуживает актерский состав. Зрелые актеры (23-28 лет), играющие школьников, вызывают некоторое неловкое ощущение, особенно в сценах с бассейном, где мужчины с “волосатыми спинами и пузами” стараются изобразить пацанов. Однако, ближе к финалу становится понятно, что это осознанное решение режиссера (Стычкин, многодетный отец), актеры проходят через невероятно сложные и тяжелые для психики испытания. Поэтому, предваряющие каждую серию предупреждения о тяжелых сценах не являются лишними.
Открытием становится финальная речь директрисы, произнесенная на отмененном выпускном. Это манифест полной несостоятельности и родительской ответственности. “Мы вас воспитали. Мы выпускаем вас в мир.” Слова, полные лжи и лицемерия. В финале повествование вышло за рамки, как у цикад, обреченных на короткую и трагическую жизнь. Последняя сцена, между отцом Стычкина и сыном Верника, показалась неестественной и вымученной. Никогда такие люди не признают своего родительского провала. Они будут обвинять всех, особенно детей.
Несмотря на трагичность, в финале появляется проблеск надежды – призыв к зрителю пристально вглядеться в это страшное зеркало и исправить свои ошибки, пока не поздно. Родителям подростков рекомендуется этот фильм смотреть целиком, задавать себе вопросы и честно на них отвечать.
Нельзя сказать, что этот сериал каким-то образом лишь подрывает впечатления от произведения; скорее, он буквально обесцвечивает, лишая зрителя возможности по-настоящему проникнуться судьбой юных героев. Факт того, что в главных ролях выступают мужчины старше двадцати двух лет, включая самого, казалось бы, "несчастного" Городницкого, достигшего солидного возраста в 28 лет, вызывает не просто критику, а искреннее недоумение. Разница между, скажем, восемнадцатилетним и двадцатичетырех-двадцать восемью годами – это колоссальный пропасть, и, соответственно, восприятие происходящего становится крайне искусственным и отталкивающим. Даже в контексте, казалось бы, искреннего “Слова пацана”, в основе повествования преобладали настоящие, по возрасту, пацаны.
Этот, без сомнения, эксперимент от неуравновешенного Стычкина – это, по сути, нелепая и нарочито показная попытка продемонстрировать, что и у зажиточных людей случаются печали, и что даже те, кто обладает значительными средствами, могут испытывать душевную боль. Сам Стычкин, с непонятными мотивами, выбрал себе роль престарелого, избалованного "папаши", пытающегося казаться близким и понятным для своего сына и его компании, демонстрируя, как бы это сказать, своеобразную "пацановскую" солидарность.
К слову о персонажах – объективно говоря, ни один из них не вызывает ни малейшего сочувствия, ни тепла, ни капли симпатии. Ни подростки, ни их родители, ни даже учителя – все они предстают перед зрителем в крайне неблагоприятном свете, вызывая скорее отвращение, чем понимание.
Особые, если можно так выразиться, потачания режиссерским мастерством, точнее, отсутствием такового, Стычкина, особенно в отношении сцены групповых посиделок в доме самого Стычкина, приобрели почти абсурдные масштабы. Похоже, съемочная команда извлекла максимум удовольствия, потратив на этот эпизод почти половину одной из серий.
Вопрос о том, стоит ли смотреть этот сериал или нет, конечно, остается открытым и зависит от личных предпочтений каждого зрителя.
На мой взгляд, если бы в этой игре приняли только ребят и девчонок не старше восемнадцати лет, результат был бы качественно иным. И в реальной жизни, и в кинематографе, трагичность, безусловно, могла бы быть, но она не выглядела бы столь нарочито нелепой и искусственной. В конечном итоге, сериал оказался не о проблемах и судьбах подрастающего поколения, а скорее о безделье и изобилии золотой молодежи, которой нечем заняться. Несомненно, лучше всего оценить "Слово пацана" – в компании настоящих мальчишек, что, несомненно, принесет гораздо больше пользы во всех отношениях.
Рекомендуем к просмотру