Описание
Рецензии

Сериал ТАСС уполномочен заявить…

Актеры:
Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Вахтанг Кикабидзе, Николай Засухин, Алексей Петренко, Элеонора Зубкова, Николай Скоробогатов, Леонид Куравлёв, Ивар Калныньш, Борис Химичев
Режисер:
Владимир Фокин
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 10 (23.12.2013)
Рейтинг:
8.26
7.30
В сердце Москвы, окутанной туманом эпохи социалистического строительства, разворачивается запутанная интрига, грозящая дестабилизировать устои советского государства. Ультрасекретные подразделения КГБ, отслеживая потоки информации, получают тревожное известие: в рядах отечественных граждан, благодаря хитроумной диверсии ЦРУ, действует скомпрометированный агент. Выясняется, что этот гражданин, пользуясь своим положением, ведет работу на один из наиболее закрытых и стратегически значимых российских промышленных объектов, извлекая и передавая в руки зарубежного разведывательного управления, представляющего придуманную африканскую страну, компрометированные сведения. Этот инцидент ставит перед советской разведкой крайне остросознательную задачу – не только выявить этого предателя, но и обезвредить его деятельность, предотвратив, таким образом, потенциальный колоссальный ущерб, способный нанести непоправимый вред не только российскому народу, но и, как следствие, интересам целого африканского континента. В целях достижения поставленной цели, советские специалисты по внедрению агентов, действуя с максимальной осторожностью и профессионализмом, запускают вглубь этой зловещей сети своего опытного агента, призванного стать ключевым звеном в оперативной развязке. Он, используя весь арсенал доступных средств, включая передовые методы наблюдения, психологического воздействия и оперативной разработки, неустанно стремится к обнаружению иностранного шпиона, тщательно анализируя все детали и не исключая ни одну возможность. Действия со стороны этого агента, и его окружения, разворачиваются в сложной и многогранной картине событий, сотканной из тщательно спланированных операций и неожиданных поворотов. И хотя, пройдя через череду драматических столкновений и тщательно организованных провокаций, круг подозреваемых начинает постепенно сужаться, виновник остается неуловимым и нераскрытым. После долгих и мучительных раздумий, Комитет государственной безопасности, осознав, что традиционные методы разоблачения шпиона оказались неэффективными, принимает решение выбрать принципиально иной, более изощренный путь, основанный на хитрости и продуманной тактике…
В кинематографе, пришедшемся на 1984 год, предстаёт картина, название которой – “ТАСС”. Эта работа, выпущенная в эпоху правления Черненко, представляет собой, без сомнения, поистине оригинальное явление. В начале, фраза "ТАСС уполномочен заявить" – как неизгладимый отголосок советского прошлого, сразу же вовлекает зрителя в атмосферу эпохи, что, несомненно, знакомит с известными историческими контекстами. На сегодняшний день, фраза эта, скорее всего, станет лишь исторической отсылкой, столь же неясной для молодого поколения, как и многие другие артефакты ушедшей эпохи. Музыкальное сопровождение играет ключевую роль в создании повествования. Сразу же обращая внимание на музыкальный ряд, мы открываемся для погружения в мир, где долгое, непривычное звучание, постепенно проникает в сознание, превращаясь в постоянный фон, насыщенный оттенками советской эпохи: от лиричных мелодий "Времени вперед" до модных веяний того времени, звона металла и других характерных звуков. В течение десяти серий музыка, с редчайшей степенью использования, служит для усиления атмосферы и создания нарастающего напряжения, не доставляя при этом зрителям дискомфорта. При этом, режиссёры, в своей работе, не злоупотребляя музыкальным сопровождением, сумели выделиться ключевые моменты, эффективно направляя внимание зрителя. Актерский состав, формирующийся в значительной степени из неопытных актеров, демонстрирует, во многом, свой талант. Многие из них – новичкам в кинематографе – получили возможность принять участие в этой работе. Во всех ролях, несмотря на отсутствие опыта, удалось сохранить непрофессионализм, благодаря, во многом, умелому подбору и отработке персонажей. Каждый актер, не скованный предрассудками, сумел создать убедительный образ, добавив в него глубину и правдивость. При этом, важно отметить, что данная работа является экранизацией одноименного романа Юлиана Семенова – что, несомненно, предъявляет повышенные требования к режиссерскому мастерству. Процесс экранизации, часто оказывающийся сложным и болезненным, нередко приводит к упрощению персонажей, искажению мотиваций и исключению мелких деталей. Однако, в данном случае, режиссёры, сумели сохранить суть произведения, используя все возможности, предоставляемые киноязыком. В частности, параллельные сюжетные линии, сплетающиеся в единый поток, значительно усиливают эмоциональное воздействие картины. Несмотря на то, что этот подход, в некоторой степени, ограничивает массовый показ, позволяет сохранить художественную ценность произведения. Работа оператора и режиссера заслуживает особого внимания. Видно, что режиссёры – настоящие профессионалы, умеющие воплощать на экране свои замыслы. Камера, в своих движениях, демонстрирует невероятную гибкость и внимательность, не ставясь в статичное положение, что было проблематичным в тогдашних кинематографических реалиях. Крупные планы и общие съемки, выполненные с предельной точностью, создают эффект присутствия, позволяя зрителю максимально погрузиться в атмосферу повествования. При этом, большое количество диалогов и монологов не вызывает скуки, благодаря тщательной проработке персонажей и умелому владению языком. И, наконец, стоит отметить, что сцены, где режиссер использует «хичкоковский» прием создания напряжения – выводятся особенно мастерски. В них зритель, словно вжимающийся в кресло, испытывает огромное напряжение, готовясь к непредсказуемому исходу. Наиболее запоминающейся, на мой взгляд, является сцена задержания резидента ЦРУ – которая, без сомнения, создает неописуемое напряжение. Смотреть эту картину, созданную в 1984 году, – во многом, ощущение несмотря на "антисоветчину" в ней, оставляет глубокое впечатление. Она поднимает острые социальные вопросы, обнажая негативные аспекты общества того времени: власовщину, предательство Родины, бегство из страны, пьянство, нестабильность, отсутствие отрицательного примера жизни запада. Работа КГБ, обладающая огромными возможностями, в данном контексте вызывает как удивление, так и особое беспокойство. Эта картина – не просто кино, это уникальный документ эпохи, позволяющий нам лучше понять историю и некоторые из ее уроков. В ней присутствует "панорамный снимок" с большой глубиной резкости, который позволяет увидеть мир в условиях повсеместного противостояния двух сверхдержав, игр спецслужб и игр дипломатических, о людях, которые этим руководятся и участвуют. Несмотря на то, что качество операторской и режиссерской работы оставляет очень сильное впечатление, оценки часто невысокие, это все равно заслуживает внимания. Рекомендую смотреть все десять серий - Вы будете приятно удивлены.
В 1984 году, будучи еще не достигшей рассудительности, я лишь с опозданием осознала истинную ценность "ТАСС уполномочен заявить". Даже в последующие годы просмотр этого шедевра казался мне уделом не самым приоритетным. Лишь в середине девяностых, когда социальная обстановка претерпела кардинальные изменения, а сериал, по необъяснимым причинам, перестал транслироваться по государственным телеканалам, мне выпала возможность впервые погрузиться в его атмосферу. И, признаться, это стало для меня настоящим откровением, шоком, поразившим меня до глубины души! Невозможно было выразить словами, насколько сильное впечатление он произвел, настолько ярким, насыщенным и запоминающимся. Каждая серия, словно новая страница в захватывающей книге, вызывала у меня предвкушение, ожидание определенного момента, чтобы включить сериал и вновь окунуться в мир любимых эпизодов, наслаждаясь их безупречной искрой. Возможно, некоторая повышенная пропагандистская окрашенность, пронизывающая фильм, теперь кажется, скорее, своеобразной эстетической особенностью, но, без сомнения, желание соприкоснуться с эпохой, с ее неповторимым духом, захватывает дух. Разве не хочется, порой, почувствовать себя частью тех времен? Ностальгия, словно волна, накрывает, и, глядя на экран, невозможно сдержать вздох, переносясь в далекие, прошедшие годы. Перед нами предстает не просто атмосферный фильм, запечатлевший эпоху, но и, безусловно, блестящий детектив, предназначенный для тех, кто ценит интеллектуальную нагрузку, для тех, кто умеет видеть глубокий смысл за кажущейся простотой. Здесь есть все – захватывающие сцены погонь, множества детально проработанных диалогов, интеллектуальных рассуждений о жизни, которые до сих пор можно заслушаться, находясь в задумчивом созерцании. Особенно хочется отметить, какскинтельно и проницательно Пол Дик размышляет о женщинах, о литературе, или как Славин и Зотов обсуждают проблему алкоголизма и "истину, которая лежит рядом с апостолом Павлом", размышляя о том, что "никто не хочет сделать доброту религией". И, конечно, не стоит забывать, что фильм был создан в 1984 году и успешно демонстрировался на больших экранах до государственного переворота! Это поистине поразительная история. Я бы рекомендовала этот сериал молодой девушке, выросшей в эпоху гламурных сериалов, которая, возможно, по-прежнему уверена, что мужчина обязан дарить ей миллионы букетов с розами, иначе встреча с ним невозможна. Дубов-Трианон – настоящий герой своего времени, воплощение благородства и заботы. Он может так щедро ухаживать за своей избранницей, даря цветы, драгоценности, водить в лучшие рестораны, заботиться о бабушке на переходе, как знак особой учтивости, а также заниматься йогой, строго соблюдать диеты и учитывать биоритмы. К сожалению, внутренний мир этого человека был не лишен темных сторон. Сейчас, в России, немало людей, "жадных и патологически тщеславных", которые готовы на любые деньги отдать Родину и даже родную мать. В фильме нет ни схематизма, ни упрощенных моральных установок. Герои разговаривают живо, интересно, правдиво. В других "шпионских" фильмах, как правило, "враги" изображаются подонками, а наши - героями. В этом советском фильме люди представлены гораздо более разношерстно и разнообразно: пьяница Парамонов, хмурый Шаргин, наивная Вронская, мелкий жулик Цызин. Американцы здесь представлены тоже крайне интересно и неоднозначно: умный, но безнадежный Пол Дик, ЦРУ-офицер Лоренс, лишенный всякой совести, Глэб, верящий в то, что действительно нужен своей Родине. Политика США, поразительно реалистично, показана в фильме. Последние события в Сирии и Иране, без сомнения, подтверждают то, что изобразили авторы в своем замечательном сериале. Американцы, до сих пор, уверены в своей "исключительности", и теперь, когда СССР больше не сдерживает их на мировой арене, совсем распоясались. Особую благодарность хочется выразить Артемьеву за написанную им музыку, а также режиссеру Владимиру Фокину за его блестящую работу. Жаль, что сегодня такие фильмы снимаются крайне редко…
Советское кино, сформировавшееся в XX веке, представляло собой поистине самобытное направление в искусствоведческом пространстве. Произведения того времени, отличающиеся неспешным повествованием и глубоким содержанием, поражали своей художественной насыщенностью, невероятной искренностью и тончайшей проработкой деталей. В отличие от современной кинопродукции, пропитанной калейдоскопом экшена и перегруженной спецэффектами, советские картины предлагали зрителям лишь умеренную динамику, подкрепленную вниманием к диалогам, поразительной реалистичностью и неподдельной силой воздействия. Одним из несомненных памятников кинематографического наследия эпохи, заслуживающих пристального внимания, является телесериал «ТАСС уполномочен заявить». Эта работа, созданная в 1984 году, в преддверии радикальных перемен в политической и идеологической жизни Советского Союза, удивительным образом осталась практически незамеченной критиками и широкой публикой. Возможно, отсутствие правильного контекста для его показа и времени, когда зритель был готов к подобному интеллектуальному вызову, привело к тому, что сериал был отодвинут на второй план. Тем не менее, я настоятельно рекомендую ценителям подлинного кино осмелиться погрузиться в его атмосферу и посмотреть его от начала и до конца. Сюжет, представляющий собой захватывающий детектив, разворачивающийся в вымышленном африканском государстве, поразительно основан на реальных исторических событиях. В центре повествования – секретное сообщение, свидетельствующее о существовании агента ЦРУ, действующего в Москве. Этот шпионский роман, требующий от зрителя концентрации, аналитических способностей, умения внимательно слушать и интерпретировать, способен увлечь даже самого взыскательного ценителя кино. Нельзя не отметить, что сериал представляет собой сокровище кинематографического искусства благодаря работе его создателя, Юлиана Семенова, чье творчество, в частности, знаменитый фильм «17 мгновений весны», является эталоном для многих поколений. В актерском составе, помимо Семенова, собраны имена, блиставшие в советском кинематографе: Вячеслав Тихонов, Вахтанг Кикабидзе, Юрий Соломин, Георгий Юматов, Борис Клюев, Леонид Куравлев, Ирина Алферова. Каждая, даже самая незначительная, роль, исполненная с неподдельным мастерством, является примером совершенства для всех, кто ценит и уважает настоящее искусство кино. Сериал отличается особой глубиной, искренностью и художественной силой, однако не лишен провокационных моментов. Откровенно антисоветские мотивы, наряду с значительным объемом экранного времени, заставляют задуматься и позволяют взглянуть на события тех лет с новой стороны. Присутствует, безусловно, идущий из глубин истории и духа, идейный пафос, однако он не перерастает в чрезмерное осуждение западного образа жизни, миграции и религиозных убеждений. Многие персонажи, воплощающие советское общество, предстают перед зрителем в весьма критическом свете, а тема эмиграции, в отличие от многих других тем, исследуется с большой глубиной и серьезностью. Нельзя однозначно оценить, насколько актуальным был этот кинематографический шедевр для зрителей той эпохи, особенно для молодого поколения, многие аспекты и детали, несомненно, будут непонятны и отдалены от современной реальности. Даже известная фраза «ТАСС уполномочен объявить», утратившая свою прежнюю символическую значимость, связанную с функционированием телеграфной службы как "лица" и "голоса" официальной идеологии, сегодня воспринимается как отголосок прошлого. В любом случае, сериал, безусловно, стоит посмотреть, чтобы не только оценить мастерство актерского искусства, но и понять, в чем заключается истинный залог качества в кинематографе. Это шанс увидеть, на самом деле, что является краеугольным камнем подлинного киноискусства.