Описание
Рецензии

Сериал Судьба резидента

Актеры:
Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин, Андрей Вертоградов, Ефим Копелян, Ростислав Плятт, Николай Прокопович, Николай Граббе, Жанна Болотова, Ээве Киви, Элеонора Шашкова
Режисер:
Вениамин Дорман
Жанр:
детективы, отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1970
Добавлено:
сериал полностью из 2 (31.07.2017)
Рейтинг:
8.40
7.10
Погружение в мир шпионских интриг и запутанных расследований представлено двухсерийным кинематографическим полотном под названием «Судьбы резидента», представляющим собой мастерски выстроенный психологический детектив. Фильм служит логическим продолжением истории, заложенной в предыдущем проекте под названием «Ошибка резидента». В эпицентре повествования оказывается Михаил Тульев – опытный и, казалось бы, непоколебимый разведчик, оказавшийся в сложной и неблагоприятной ситуации после драматичного ареста. Не желая прекращать противостояние с этим противником, сотрудники советской контрразведки, демонстрируя необычайную изобретательность, решили возобновить свою игру, наделив Михаила Тульева ключевую роль в этой сложной и многогранной схватке. В этой игре офицер Синицын, выдающийся специалист и опытный игрок, проявляет исключительную благосклонность к Тульеву, заинтересовавшись его биографией и, благодаря его инициативе, познакомив его с юным подопытным, открывшим в себе неожиданное понимание и рассказавшим вкратце о трагической судьбе отца Михаила, раскрыв при этом многолетнюю тайну. В это же время, Борков, молодой, энергичный и одаренный ученый, в ходе неконтролируемой научной конференции, не сумев сдержать свой пыл, вольно намеренно раскрыв свои научные разработки, проявил недостаточную осмотрительность, что неминуемо привлекло к себе пристальное внимание и недобрые взгляды иностранных спецслужб, создав новый, неожиданный уровень риска для самого Тульева.
Занимаясь глубоким размышлением о новейшей кинокарте, посвященной деятельности советских разведчиков, я вынужден признать, что моя оценка, к сожалению, оказалась крайне далекой от восторженной. Несмотря на присутствие в ансамбле талантливых актеров, включая, что немаловажно, Ростилава Плятта и очаровательную Элеонору Шашкову, фильм, на мой взгляд, не достиг намеченных целей, не вызвал ожидаемого трепета и, честно говоря, оставил весьма горькое послевкусие. Сложно найти в этой кинокартине ту самую искру, необходимую для захвата внимания зрителя, тот неуловимый элемент интриги и загадки, которые, как правило, являются краеугольным камнем жанра шпионского боевика или детективного триллера. Обычно, в таких историях, акцент делается на интеллектуальной составляющей – на кропотливом разборе улик, выдвижении альтернативных гипотез, тщательно продуманных рассуждениях героев, которые, словно шахтеры, прокладывают путь к разгадке тайны. Однако, в данном случае, мы видим лишь бездумное развитие событий, лишенное какого-либо напряжения, где зритель выступает лишь как пассивный наблюдатель. Эта относительная невовлеченность в происходящее, увы, приводит к исчезновению того таинственного ореола, который всегда привлекал нас к этому жанру. Даже столь важная сцена «перевоплощения» (или, как ее еще называют, «замена») была исполнена с неестественной легкостью, практически без каких-либо осложнений, что казалось слишком самоуверенным заявлением со стороны отечественных авторов. Более того, ощущается, что авторы сознательно сбивают с толкува, отвлекая внимание от ключевых моментов повествования. Огромное количество эфирного времени было выделено на описание отъезда зарубежного ученого, что, на мой взгляд, было не совсем оправдано. А роль Пьехи, несмотря на ее привлекательность и успешную актерскую игру, показалась излишне затянутой, будто бы авторы пытались привлечь внимание к ней, не имея для этого веских оснований. Вкрапления в картине, хоть и были, казались лишь нагромождением ненужных деталей, которые можно было бы подать более динамично и лаконично. Например, сцены посещения катакомб или приобретения иностранных товаров могли быть показаны более сжато и сфокусированными на ключевых элементах. Не ощущается динамики, недостаточно акцентировано внимание на основных факторах. Особенно поразило меня то, как авторы изображают деятельность советских разведчиков, рисуя картину, в которой наши агенты, кажется, обладают сверхспособностями, предсказывая шаги противника и практически не подвергаясь никаким угрозам. Создается впечатление, что их жизнь полна беззаботности и уверенности в себе, как будто они знают все и не знают проблем. В итоге, созданный противник предстает слабым, неумелым и не представляет реальной угрозы, что, безусловно, влияет на зрительское восприятие и снижает общую зрелищность картины. Сложно поверить, что реальная работа разведчика – это легкая прогулка, ведь такая деятельность, несомненно, сопряжена с огромным риском. Являюсь ярым поклонником советских фильмов, однако, эта, к сожалению, не соответствует высоким стандартам, которые я ожидаю. Полагаю, что эта картина была написана с учетом значительного влияния цензуры, что привело к определенному упрощению и карикатурности повествования. Несмотря на то, что в иностранных кинокартинах нередко демонстрируется стереотипный образ русских разведчиков – употребляющих водку, оскорбляющих иностранцев и ругающихся матом, – я не считаю это оправданным. Если вы стремитесь к созданию правдоподобного фильма, необходимо избегать излишнего преувеличения и самовосхваления своей страны. В целом, данная кинокартина представляется хорошей, но не выдающейся. Тем не менее, я рекомендую ее к просмотру, поскольку в ней содержатся положительные моменты. Учитывая временной период, в который она была создана, я считаю, что авторам удалось достичь определенных успехов.
Признаться, я подошла к просмотрам данной части франшизы с ощутимым скептицизмом, поскольку первая часть совершенно не затронула струны моей души, оставив после себя лишь чувство разочарования. Тем не менее, поддавшись, возможно, изрядной дозе любопытства, я решила погрузиться в этот кинематографический проект. При сопоставлении двух частей становится очевидным, что первая, без сомнения, обладает большей привлекательностью, поскольку в ней сосредоточено немало недосказанности и присутствует избыточное количество эпизодов, не несущих в себе особой смысловой нагрузки. Несмотря на то, что над проектом трудились талантливые люди, они, на мой взгляд, не смогли достичь поставленной цели – создать захватывающую и достойную внимания историю, несмотря на привлечение к ней превосходного актерского состава. В итоге, фильм не оправдал возложенных надежд, оставив ощущение неполноты и некоторой неудовлетворенности. Особым удовольствием для меня стало вновь увидеть на экране Ростислава Плятта – актера, чей талант я впервые оценила в удивительном сериале «Семнадцать мгновений весны». И невольно поразило разнообразие его образа в этой картине. А Элеонора Шашкова, навсегда запомнившаяся мне ролью в сериале «Тени исчезают в полдень», продемонстрировала совершенно неожиданную трансформацию. Однако, несмотря на столь впечатляющих и, безусловно, талантливых актеров, просмотр происходящего в фильме оставался в некоторой степени монотонным и затянутым. Проект казался мне невзрачным и лишенным той динамики и напряжения, которые, как мне казалось, необходимы для удержания внимания зрителя. Фильму ощутимо не хватало той самой искры, той интриги и любопытства, которые могли бы действительно заинтересовать широкую аудиторию. Конечно, нельзя касаться темы столь мастерски реализованной «перевербовки» – она представлена блестяще и без малейших намеков на неточности. В частности, меня затронул акцент создателей на заграничных командировнях нашего молодого, перспективного ученого. На мой взгляд, эти эпизоды можно было значительно сократить, поскольку они, несомненно, не являются центральным элементом повествования. Хоть Эдита Пьеха, безусловно, обладает очаровательной внешностью и легко воссоздает образ французской дамы, ее роль в фильме не является определяющей, и на нее уделено чрезмерно много экранного времени. А сколько еще подобных эпизодов, не несущих в себе ничего, кроме декоративности, – экскурсия в катакомбы, не совсем понятная семейная сцена женщины, поглощенной любовью к импортным вещам... Список можно продолжать бесконечно. Возможно, если бы создатели решились на более компактную структуру, объединив все события в одну серию, сюжет и, соответственно, динамика происходящего были бы более живыми и эффектными. Вполне возможно, что результат был бы совершенно и неожиданно другим. Меня также расстроил тот факт, что во второй части противником выступили не столь сложные и нелицеприятные соперники. Чувствовался дисбаланс, и, как следствие, победа советской разведки показалась не такой яркой и триумфальной. Хоть приятно осознавать, что наши агенты, как всегда, превосходят противника, но, на мой взгляд, более хитрый и продуманный соперник мог бы значительно усилить напряжение и драматизм, сделав работу нашей разведки еще более впечатляющей. Понятно, что это фильм, но было бы интересно, если бы сценаристы сумели создать интригующую и напряженную историю, в которой стресс и волнение витали бы в воздухе до самого финала. Вместо этого, казалось, что вражеские структуры разрабатывались под пристальным вниманием наших агентов, которые, не прилагая особых усилий, легко раскрывали их планы. К сожалению, поверить в такую ситуацию я не могу – наши спецслужбы, несомненно, стремятся доминировать в этой сфере. С одной стороны – это хорошо, а с другой – нельзя недооценивать противника! В целом, я не в восторге от данного проекта, и, остаюсь при своем мнении. А решать, хотите ли вы снова окунуться в шпионские страсти и отправиться в семидесятые годы прошлого столетия, – уже ваше дело. Всем спасибо за внимание и всего доброго!