Описание
Рецензии

Сериал СССР. Знак качества с Иваном Охлобыстиным

Режисер:
Евгений Кривцов
Жанр:
документальные, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2021
Добавлено:
147-149 серия из ?? (11.05.2025)
Во все времена, и особенно в эпоху перемен, вокруг Советского Союза витает аура загадочности и, по мнению многих, определенного величия. Широко распространенный миф гласит, что в те годы все было создано с невиданной тщательностью и безукоризненным исполнением, что проявлялось даже в самых скромных повседневных вещах. Поговаривают, что советские люди довольствовались простым сыром, доступным молоком, скромными пальто – и при этом все эти предметы отличались исключительным качеством исполнения, словно эта “обычность” была своего рода кодом превосходства. Впрочем, стоит отметить, что подобное представление, вероятно, является своеобразным отражением определенного исторического контекста. Во времена, когда выбор был не столь обширен, а производство подчинялось централизованному плану, контроль качества, возможно, был более строгим и всеобъемлющим. Сегодня, в эпоху неограниченного ассортимента и глобальной конкуренции, взгляд на прошлое, на время СССР, становится особенно ценным. Страна, существующая в нашей памяти, не только как исторический феномен, но и как опыт, который вызывает множество вопросов. И вот, талантливый историк и культуролог Иван Охлобыстин берется за непростой, но крайне актуальный проект – раскрыть тайну “знака качества”, который так часто ассоциируется с советским периодом. Через призму внимательного анализа и глубоких исследований, Охлобыстин вместе со своими соавторами, проводят уникальную, почти археологическую экспедицию в прошлое. Зрителям предлагается не просто пересказать известные факты, но и погрузиться в суть производства, понять логику, лежащую в основе создания ключевых товаров, которые когда-то доминировали на отечественном рынке. Мы увидим, как рождались знаменитые советские продукты, какие технологии использовались, кто стоял за их созданием. И, конечно же, в этом масштабном проекте принимают участие не только Иван Охлобыстин, но и множество других известных экспертов и искусствоведов, что делает это путешествие во времени особенно интересным и содержательным. По правде говоря, это не просто шоу, а глубокое исследование, направленное на то, чтобы понять, что в реальности значит “качество” в контексте советской эпохи, и какие факторы влияли на восприятие и оценку продуктов того времени.
Этот телевизионный проект, без сомнения, представлял собой весьма глубокое и многогранное полотно, не предлагая зрителям однозначных оценок – ни восхваления, ни осуждения. Ни одна из озвученных историй не содержала прямолинейных заявлений о полном благополучии или всеобщем упадке. Для тех, кто искренне стремится проникнуться сутью этого сложного вопроса и сформировать собственное, обоснованное мнение, предстоит долгая и кропотливая работа – необходимость продолжительных диалогов с людьми, прошедшими свой жизненный путь в эпоху семидесятых и восьмых годов. Уже в восьмидесятые годы отчетливо проявились новые тенденции, новаторские подходы, а значит, этот период, несомненно, не может рассматриваться как доминирующий, определяющий фактор. Подобно тому, как мы судим о любом городе, лишь имея под рукой опыт его непосредственного проживания, осознавая как его достоинства, так и те или иные недостатки, так и оценка эпохи СССР, пожалуй, доступна лишь тем, кто пережил ее на собственном опыте, прошед через все ее сложности и надежды. Подобные поверхностные комментарии молодых людей, основанные лишь на опосредованных данных, полученных из источников, которые, как правило, служат для формирования определенного нарратива, неизбежно оказываются субъективными, лишенными объективной оценки, подобно любой исторической интерпретации, формируемой в контексте смены политических режимов. История, как известно, всегда подвержена влиянию тех, кто обладает властью и финансовыми ресурсами, и, соответственно, историки, неизбежно будут корректировать свои трактовки в соответствии с интересами тех, кто оказывает им поддержку. В заключение, выражаем нашу глубочайшую признательность всему съемочному коллективу, участвовавшему в создании этого проекта, а также выдающимся личностям, чьи размышления и размышления, прозвучавшие в сериале, стали для нас бесценным вкладом. Особую благодарность адресуем Сергею Охлобыстину за его выдающееся мастерство тонкого, многослойного высказывания, за умение завуалированно доносить сложные идеи до понимания слушателя. Даруем надежду тем, кто заинтересован в более глубоком осмыслении увиденного, что каждый сможет извлечь из этого произведения, что в конечном итоге, он сможет сам увидеть и понять, что и как происходит в этом произведении.
Исходя из анализа представленной хронологии, становится очевидным, что восприятие передачи приобрело определенные изменения, в особенности начиная с двадцатой восьмой серии. Примечательно, что ведущим, по-видимому, стал иной исполнитель, что, к сожалению, существенно снизило художественную ценность трансляции. Раньше, благодаря неповторимому стилю и манере Охлобыстина, программа обладала особым шармом и увлекательностью, но теперь, по сути, осталась лишь фрагментарная зарисовка из квартиры, разбавленная отрывками из былых интервью, фактически, превратившаяся в нечто угасающее. Более того, начиная с этой серии, трансляция приобрела формат чистого телесного материала, дополненного навязчивой рекламной составляющей, свойственной российскому телевидению. Эта интеграция вносила существенный диссонанс и снижала общую привлекательность передачи для зрителя. По сути, прежнее, многогранное, и, признаться, глубоко прочувствованное произведение, созданное под управлением Охлобыстина, сократилось до лишь жалких остатков, лишенных первоначального душевного содержания. Тем не менее, для тех зрителей, кто в юности, возможно, хоть отчасти пересекся с атмосферой Советского Союза, эта серия предоставляет ценную возможность воззвать к воспоминаниям и вновь ощутить отголоски той эпохи. Лично меня, к примеру, этот эпизод заставил вспомнить… неожиданно и очень живо!
С чувством глубокой признательности я обращаюсь к авторам этого захватывающего, безусловно, полюбившегося цикла. Ирония, конечно, в том, что я сам, вместе со своей супругой, с удовольствием наблюдаю за ним, превратившийся в своеобразную подкрепку к семейному обеду, особенно в будничные выходные, в качестве легкой отдушины. Сказать, что это наилучший ингредиент для комфортного, расслабленного обеда – значит, в корне не переоценить его ценность. Нечаянно, порой, мы даже начинаем спорить, разногласия возникают – а ведь в этих дискуссиях, поверьте, часто всплывают удивительные, затерянные в памяти моменты. И, к сожалению, нельзя не отметить, что второй ведущий, к своему стыду, временами производит весьма удручающее впечатление, казалось бы, совершенно не соответствующее семейной обстановке – его манера поведения, прямо скажем, немного комична, как будто он вынесен из контекста. Однако, если цикл будет прерван, мне становится искренне досадно, ибо множество важных, значимых тем так и останется не затронутой, не проговоренной. В случае появления третьего сезона, я выразил бы надежду на то, чтобы персона ведущего, без сомнения, отражал более точно дух и атмосферу современной эпохи, а также соответствовал общей концепции проекта.