Описание
Рецензии

Сериал Спутники

Актеры:
Сергей Угрюмов , Нелли Уварова , Виталий Коваленко , Александр Сирин , Дарья Мельникова , Оксана Базилевич , Яков Шамшин , Артур Ваха , Дмитрий Поднозов , Татьяна Рассказова , Маргарита Волкова (III) , Мария Антонова , Мария Павловская (Павлова) , Маргарита Адаева , Елена Калинина , Сергей Мардарь , Григорий Чабан , Нина Лощинина , Александр Марушев , Александр Карпухов , Дмитрий Гульнев , Илья Шорохов , Александр Маслов , Александр Галеев
Режисер:
Иван Шурховецкий
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2015
Добавлено:
7-8 серия из 8 (12.09.2020)
Завораживающий повествование погружает зрителя в напряженные реалии сорокового года, эпоху первичных потрясений и предчувствия надвигающейся войны. В эпицентре драматической канвы – комиссар Данилов, чья судьба неразрывно связана с судьбой целой группы, вынужденных трудиться в санитарном поезде, являющемся жизненно важной артерией в условиях военных действий. Данилов, сосредоточившись на сложной задаче формирования команды, вскоре получает в своё распоряжение доктора Белова – выдающегося специалиста, воплощающего в себе богатство профессионального опыта и безупречную интеллигентность. Белов, покинув родной Ленинград, оставил за порогом сердца своих близких, руководствовался робкой надеждой, что однажды, преодолев все испытания, он сможет вновь вернуться в объятия семьи. В составе разношерстной группы также находится юная Юлия, воплощающая собой образ отважной и пылкой девы, и Фаина – эффектная красавица, не упускающая возможности воспользоваться сложившейся ситуацией и, демонстрируя свою привлекательность, пытается покорить сердце комиссара и мрачного, но стойкого воина Недзвецкого. Героям предстоит пройти через нелегкий и зачастую жестокий путь, испытать на прочность свой дух и моральные принципы. Четыре года, ознаменовавшие собой период ожесточённых сражений и неисчислимых потерь, станут для них настоящим экзаменом на смелость, благородство, искреннюю доброту и непоколебимую верность не только своему долгу, но и надежде на возвращение к родным берегам, к привычной жизни и к свету домашнего очага. Судьба этих людей, оказавшихся в эпицентре разрушительных событий, будет, несомненно, полна драматических поворотов и испытаний.
В 1975 году, произведшая неизгладимое впечатление, на экраны вышел фильм, основанный на повести Веры Пановой – “На всю оставшуюся жизнь”. Эта работа, воплотившая собой трагическую судьбу девушки, столкнувшейся с суровой реальностью, стала для меня вторым знакомством с творчеством Пановой. Задолго до этого, в 1964 году, я познакомился с экранизацией ее другого произведения. Просматривая сериал 2015 года под названием “Спутники”, я испытывал постоянное беспокойство, опасаясь, что принципиального коммуниста, сопротивляющегося установившимся порядкам, подвергнут “перевоспитанию”, словно его взгляды были опасным для системы отклонением. К счастью, этот сценарий не реализовался. Пожалуй, мне довелось стать свидетелем великолепной работы, настолько захватывающей и манящей, что я не мог оторвать от просмотра ни минуты. Этот сериал – не просто путешествие по пространству, но и по времени, и один из персонажей – партийный работник, подобный самому Леониду Брежневу, с его нарочитыми похвалами и восхвалениями. Впрочем, сущий эпизод в сериале показал, как функционеры и номенклатура, разрушив фундамент СССР, забыли о необходимости социальной ответственности, заменив ее бессмысленным вожделением и бесполезными вещами, такими как “йогарт” и “жвачка”. Таких, как Данилов, оставшихся в живых после войны, стало становиться все меньше и меньше. Впрочем, западные оккупанты, имея более реалистичное понимание политической ситуации, первыми начали устранять коммунистов, комсомольцев и высокопоставленных советских руководителей. Особый интерес в сериале вызывает образ супругов, которые, несомненно, представляют собой типичное воплощение номенклатуры эпохи Брежнева. Однако, они выполняют в рамках сюжета и дополнительную функцию: они отвлекают внимание от очень опасного противника – доктора Белова – неопровержимого символа гнилой интеллигенции! Что толку от его блестящего образования, если он, из-за личных, вырванных из контекста переживаний, оставляет раненых солдат без необходимой медицинской помощи и в течение четырех лет обманывает весь коллектив, заявляя о том, что является терапевтом, вместо хирурга?! Разве это не саботаж?! Не дал ли он клятву Гиппократа лишь для того, чтобы вновь вранье?! Безусловно, его разговор с детьми о "мозговой косточке" является очередным примером разрушительного эмоционального конфликта. С женой у него разговор только о пшенице, что в ситуации очевидно – это очень опасный враг. Почему он не оказал помощь солдату, у которого не реагировали зрачки?! Возможно, его действия были мотивированы умышленным саботажем. Именно такие, самоназначенные интеллигенты, отличающиеся склонностью к клевете против СССР, к немедленному враждебному отношению к репрессиям и неустанному пресмыканию перед Солженицыным, считаются наиболее опасными. Рекомендую сериал к очень серьезному просмотру, так как он напоминает о важности моральных ценностей и ответственности перед совестью.
Развернув свой первоначальный комментарий, я стремлюсь выразить глубину впечатлений от данного сериала, который, на мой взгляд, представляет собой поразительное исследование явлений лицемерия и неискренности, пронизывающих восприятие советской власти генералом Беловым. Произведение не просто критикует её методики, но и, с глубокой проницательностью, указывает на необходимость перехода от обезличенной, общесистемной критики к анализу локальных, конкретных трагедий, где, например, раненый боец, находясь в состоянии острой, невыносимой муки, требует помощи нескольких человек, чтобы его удержать. Особенно сильное воздействие оказывает диалог между Беловым и Даниловым, где Белов, демонстрируя значительный опыт и, по сути, сформировавшееся мировоззрение, признаёт своё привычное восхищение массовым героизмом, который, как он утверждает, был присущ советскому народу. Однако, Данилов, напротив, продолжает искренне и глубоко восхищаться этим феноменом, не впадая в скептицизм и не поддаваясь циничным оценкам. Это контрастное различие обнажает тревожную мысль: Белов, кажется, лишен эмпатии, его восприятие лишено способности к сочувствию, и страдания отдельного человека, в особенности солдата, находящегося в состоянии отчаяния, не вызывают у него никакого эмоционального отклика. В противоположность этому, коммунист Данилов, воплощает в себе искреннюю любовь к людям, его мысли и чувства полны сострадания и уважения к подвигу советских граждан. Его позиция, пронизанная глубоким гуманизмом, контрастирует с холодным, формальным подходом Белова, демонстрируя, что истинный патриотизм не сводится к слепому следованию догмам, а подразумевает осознанную заботу о каждом человеке, вне зависимости от его роли в истории. Этот сериал, по сути, является сложным и многогранным исследованием тех противоречий, которые существовали в советской эпохе, и поднимает важные вопросы о цене победы и о человеческом достоинстве в условиях войны.