Описание
Рецензии

Сериал Спасти или уничтожить

Актеры:
Никита Зверев, Анна Снаткина, Борис Полунин, Матвей Шкуратов, Евгений Пацино, Вадим Колганов, Евгений Бахар, Игорь Злотников, Виктор Бабак, Антон Старовойтов
Режисер:
Владимир Фатьянов
Жанр:
отечественные, приключения, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 4 (13.05.2013)
По директиве вождя, в 1941 году была сформирована элитная разведывательная группа, существующая под строжайшей секретностью. Все сотрудники этой уникальной команды – высококвалифицированные военные, прошедшие интенсивную подготовку и прошедшие через особые испытания, лишенные всякого страха и глубоко преданные своей Родине и руководству страны. Первоначальный план операции, столь тщательно разработанный самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным, определял беспрецедентную миссию. Целью группы являлось проникновение в глубины оккупационного тыла противника, выполнение приказа вождя – установление местонахождения Якова Дзегуашвили, узнически известного как Джугашвили, чья связь с главным командованием оказалась неожиданно тесной, а его истинная сущность – родством с самим Сталиным. Дело в том, что в ходе дальнейших расследований было установлено, что этот загадочный заключенный на самом деле являлся сыном вождя, о чем ранее не было никаких сведений. Для каждого члена команды эта задача представляла собой не просто испытание, а потенциальный акт верности, где невыполнение указаний, любое проявление сомнения или колебания, немедленно приводили к трагическому исходу – смерти. Обстоятельства вокруг личности Якова оставались в значительной степени неопределенными, его судьба оставалась под вопросом, а его существование выставлялось на публику как загадка. В процессе реализации операции возникло невероятное количество неразрешенных вопросов, требующих тщательного и беспрекословного выяснения, и их решение во многом зависело от того, насколько четко и беззаветно команда Сталина будет следовать замыслу вождя. Каждый шаг, каждый выбор, каждая встреча внутри вражеской территории были пронизаны не только военной, но и глубокой политической значимостью.
После просмотра этого проекта, я остался в состоянии некоторой неоднозначности, ощущении своеобразной амбивалентности. Привлекало внимание не столько само повествование, не столько захватывающий сюжет, сколько детально проработанное описание, тончайшие нюансы, которые, несомненно, способствовали созданию атмосферы, хотя и оставили после себя определенный диссонанс. Меня, как человека, не имеющего глубоких познаний в истории Советского Союза, особенно поразило, что центральной темой является история о группе разведчиков, чья задача – спасти сына Иосифа Сталина. Не исключено, что подобное событие действительно имело место в прошлом, однако, лишенное исторической достоверности, оно казалось мне несколько надуманным. Несмотря на это, меня заворожила динамичность происходящего на экране, а также интересные, многогранные образы героев. Особенно выделяется своеобразная подача материала, которая, однако, временами вызывала ощущение некоего искажения реальности, рассинхрона. Прослеживается тревога, когда наблюдаешь за выполнением поставленных задач героями, за их близостью к катастрофе, за тем, как тяжело им даются эти сложные задания. Авторы сценария сумели создать богатую, насыщенную атмосферу, и, безусловно, визуальная составляющая проекта – красивые пейзажи, масштабные пространства, безупречная режиссура – добавляла ему привлекательности. Сюжет, безусловно, понятен и доступен для просмотра даже самым неподготовленным зрителям. С удовольствием посмотрел его вместе со своей семьей, что также положительно сказалось на общем впечатлении. Как поклонник шпионского жанра, я особенно оценил элементы проникновений, похищений, разнообразных интриг. Нельзя отрицать, что в проекте присутствуют отдельные моменты, которые кажутся сомнительными, но, возможно, они и добавляют ему оригинальности. Иногда логическая связь между событиями нарушается, однако, по мере развития сюжета, все встает на свои места. Впечатляет, что авторы иногда повторяют одну и ту же мысль несколько раз, словно пытаясь убедиться, что зритель ее усвоил. Впрочем, есть и более сомнительные моменты, например, сцена, где в имя предотвращения раскрытия ценной информации, применяются жестокие методы. Несмотря на это, в соответствии с контекстом военного времени, такое поведение понимается, но подробные сцены допросов, шантажа и избиений, кажутся излишне детализированными и отталкивающими. Нельзя не отметить, что некоторые моменты в проекте являются неоправданно раздражающими, несоответствующими общей концепции. С другой стороны, я не могу не отметить, что отдельные поступки немецкой армии не представляют себя идеалом мужества и добродетели. И, в конечном счете, из-за таких эпизодов я вынужден отметить, что сериал не смог достичь максимального потенциала, а в итоге оказался средним по уровню. Оценка – пять из десяти.
В рамках российского кинематографа, мы наблюдаем устойчивую тенденцию ежегодно к Дню Победы выпускать новые телефильмы, и мини-сериал «Спасти или уничтожить» – не исключение. Явно, в этой сфере сформировалась определенная традиция. При просмотре данного фильма, я обнаружила, что он представляет собой достойную, серьезную и, как ни странно, довольно простую работу. Первоначально, казалось, что этот проект не вызовет особого резонанса или не привлечет бурного внимания критиков. Однако, если не учитывать повторные показы, этот фильм быстро забудется зрителями. Нового я, честно говоря, в этом сериале не ощутила. Однако, считаю, что самой интересной находкой является тема, связанная с созданием специализированной разведывательной группы, целью которой стало возвращение в Москву старшего сына Иосифа Сталина – Якова Джугашвили, командира гаубичной батареи, оказавшегося в самом центре событий Великой Отечественной войны. Нацисты, убежденные, что Джугашвили может повлиять на решения Сталина, предприняли активные действия, и, по сути, совершили роковую ошибку. Во-первых, они проявили серьезное недопонимание личности Сталина, его сложных, неоднозначных "семейных отношений". Припомню слова, написанные Джугашвили в 1926-27 годах: “Передай Яше от меня, что он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня нет, и не может быть больше ничего общего. Пусть живет, где хочет и с кем хочет”. Это подтверждает его твердость в принятом решении. Предложение Сталину обменять Джугашвили на фельдмаршала Паулюса был встречен категорическим отказом. Во-вторых, как и многие “кремлёвские товарищи”, получившие “подрасстрельное” задание и, недавно освобожденный из ГУЛАГа командующий армией, представляли собой своего рода отголосок реальных проблем, а наши разведчики, к сожалению, не поняли главного. В сериале эта глобальная мысль четко и убедительно представлена, за что заслуживает благодарности режиссерский коллектив. Великая Отечественная война – это война народов и идеологий, противостояние фашистско-нацистской и коммунистической систем, основанных, как признают многие ученые и историки, на одних и тех же принципах, сформулированных Христом. Разумеется, роль самого Джугашвили – опосредованная. Его фронтовая судьба окутана тайной: ни о нем ничего достоверно неизвестно. Официальные документы фиксируют его исчезновение, возможно, он погиб в бою или был убит в концлагере «Заксенхаузен» при попытке бегства 14 апреля 1943 года. В сериале есть показательный момент: советские разведчики обнаруживают документы Джугашвили и сжигают угол с фотографией, – действие, подтверждаемое официальными данными о сожженном теле с корочкой, обожженной в углу. По сути, это открывает простор для воображения. И немцы, и наши разведчики не нашли ответа, где он и что с ним случилось. В ожидании ответа... Познавая историю, мы догадываемся о нелегкой судьбе этих людей, о том, что невыполненное задание имело серьезные последствия. Финал сериала не раскрывает карты и оставляет нас в неведении, что, впрочем, вполне понятно. Вполне ожидаемо. Мы ждем продолжения. Никита Зверев, исполняющий главную роль, демонстрирует хорошую игру, как всегда, молодцом. Однако, музыкальное сопровождение мне показалось не самым удачным. К сожалению, в фильме есть небольшие неточности, такие как, например, момент, когда немецкие разведчики украли грузовик «Опель», ездили на нем, а наши люди, в конце концов, поджгли совершенно не тот автомобиль, другого цвета. И комичный эпизод с шоколадом, который попросила главная героиня у Корнева – тоже приятная мелочь. В целом, я рекомендую всем посмотреть этот сериал и с нетерпением жду продолжения. Приятного просмотра!
Склоняться к продолжительным кинематографическим полотнам, особенно к многосерийным проектам, всегда было не моим главным приоритетом. Однако, приходя к дню славной Победы, я, вопреки своим склонностям, решила погрузиться в мир полнометражных фильмов, ценя возможность в пределах двух-трех часов полностью постичь замысел повествования, не испытывая необходимости ждать последующие эпизоды или следить за запутанными, переплетающимися сюжетными линиям, разбросанными по всей основной истории. Тем не менее, этот выбор привел меня к непрерывному интересу к военной тематике, и вскоре я оказалась втянута в просмотр ряда кинолент в формате нескольких эпизодов, а именно, в данной конкретной истории целых четыре серии. Завлекательное название сериала, на мой взгляд, предвещало захватывающую историю, а располагающееся свободное время поощряло меня уделить все внимание сложным и многогранным сюжетным поворотам. Признаюсь откровенно, первая серия сумела по-настоящему очаровать меня, вызвав неподдельный интерес. В ней, в частности, разворачивалась история сына Иосифа Сталина, повествуя о драматическом начале и трагической судьбе первого года Великой Отечественной войны. Однако, в последующих сериях сюжетная канва приобрела совершенно иной, отнюдь не столь привлекательный для меня, вектор, и события, развивавшиеся на экране, перестали вызывать у меня глубокого вовлечения. Несмотря на свое нежелание бросать незаконченный фильм, в данном случае мини-сериал на полпути просмотра, я, тем не менее, завершила просмотр. Меня, к слову, отталкивал образ главной героини – сержанта НКВД. Эта женщина, воплощенная на экране талантливой актрисой Анной Снаткиной, обладала поистине безжалостной и непримиримой манерой поведения, заслуживающей восхищения и, одновременно, недоумения – её образ, казалось, мог бы позавидовать и удивить любой мужчина. Особенно поразительным в её облике являлось то, что такая женщина, по сути, могла испытывать и испытывала какие-либо чувства, что, несомненно, вызывало у меня немало вопросов. Сюжет картины разворачивается преимущественно в живописных, но суровых лесных ландшафтах, где в драматической схватке сталкиваются воины Красной Армии и немецкие войска. К сожалению, изображенные сражения показались мне крайне нереалистичными и неправдоподобными: немцы, представленные на экране, предстали в образе недалеких, почти неспособных осознать опасность, что, на мой взгляд, исказило общую атмосферу повествования. В течение первых нескольких эпизодов я с замиранием сердца ожидала, когда же на экране появятся те захватывающие и динамичные сцены, которые обещало нам повествование. Однако, к моему глубокому разочарованию, сериал шел, не принося ничего интересного. Возможно, замысел создателей был изначально хорош, но, к сожалению, его реализовать им не удалось. И, увы, смысл, заложенный в первой серии, был совершенно забыт. Посмотрев этот полнометражный фильм, я осталась с обилием впечатлений, но после просмотра данного мини-сериала я даже не могу четко определить, о чем в действительности был этот проект. Безусловно, фильм затрагивает темы войны, но каким был истинный замысел автора этой картины? Я еще раз подчеркиваю, что я завершила просмотр этого сериала исключительно ради своего любопытства. В результате, мое убеждение в том, что не стоит смотреть сериалы, в которых сюжет растянут до бесконечности, или существует вероятность потерять всю смысловую нагрузку, заложенную в первых сериях, и, впоследствии, увидеть совершенно иное направление развития сюжета, еще больше укрепилось. Этот сериал мне не понравился, несмотря на его военную тематику.