Описание
Рецензии

Сериал Союз спасения. Время гнева

Актеры:
Леонид Бичевин , Максим Матвеев , Иван Колесников , Виталий Кищенко , Антон Шагин , Павел Прилучный , Иван Янковский , Софья Эрнст , Александр Домогаров , Игорь Петренко , Владислав Ветров , Роман Мадянов , Максим Аверин , Сергей Безруков , Алексей Гуськов , Даниил Воробьёв , Тихон Жизневский , Андрей Мартынов , Ксения Кутепова , Александр Устюгов , Сергей Колтаков , Артём Ткаченко , Павел Баршак , Ингеборга Дапкунайте , Елена Лотова , Сергей Уманов , Юрий Чурсин , Никита Высоцкий , Сергей Перегудов , Антон Момот , Александр Метёлкин , Михаил Елисеев , Ефим Петрунин , Кирилл Кузнецов , Антон Феоктистов , Павел Ворожцов , Марина Коняшкина , Александра Власова , Андрес Пуустусмаа , Кристина Бро
Режисер:
Никита Высоцкий, Илья Лебедев
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2022
Добавлено:
6-8 серия из 8 (29.10.2022)
Действия драматического полотна разворачиваются в эпицентре эпохи, в самом начале девятнадцатого столетия, во времена стремительно надвигающихся перемен. Неумолимая мощь армии Наполеона потерпела сокрушительное поражение на благословенной, но бесспорно, стойкой территории Российской Империи. Это ошеломительное событие, словно мощный землетряс, преобразило представления о войне, заставило представителей военных кругов, особенно высшую элиту, с новой силой осознать необходимость отдавать приоритет мирному, спокойному существованию, освобождению от кровопролитных сражений. Авторы сценария, словно летописцы, воссоздают захватывающую картину мутирующих процессов, описывая, как трансформировалась сама Россия, как менялся её ландшафт, как перестраивались отношения между ней и окружающим миром, охваченным бурей перемен. Несмотря на ощутимые успехи, достигнутые Российской Империей на мировой арене, в глубине страны, однако, зарождается неудержимое волнение, подпитываемое неопределённостью и страхами. Военная верхушка, обременённая амбициями и раздираемая внутренними противоречиями, конструирует коварный заговор, усугубляя существующую политическую нестабильность. Власть, поражённая параличом, не демонстрирует решительных действий, усугубляя ситуацию. Молодые офицеры, ещё не успевшие сформировать крепкую лояльность к существующему режиму, оказываются на грани бунта, их взгляды и амбиции всё больше разрывают их с правительством. Вступают в силу времена гнева, когда каждый человек воспринимается как потенциальный враг, когда взаимное недоверие и подозрительность становятся нормой существования. Каким же трагическим финалом обернется этот сложный, запутанный клубок событий? Какова будет цена этой борьбы за власть и влияние?
Первая попытка воплотить на экране историю «Союза Спасения» оказалась, мягко говоря, не совсем удачной, а столь авторитетный российский кинокритик, как правило, задающий тон критическому осмыслению новых произведений, буквально растерзал фильм в клочья. И причин тому было немало: несмотря на воистину завораживающий визуальный ряд, тщательно продуманные костюмы и безупречную операторскую работу, повествование фильма, к сожалению, представляло собой хаотичную, рваную конструкцию, не вызывающую долгих размышлений и остававшуюся в памяти лишь мимолетным впечатлением. Конечно, попросту невозможно уместить в рамки двухчасовой киноленты столь масштабное и сложное событие, как Декабристское восстание. К счастью, "Союз Спасения" сумел обрести второе дыхание, трансформировавшись в захватывающий сериал, который, как и планировалось изначально, идеально соответствовал сути исторической эпопеи. Сериальная форма, безусловно, стала наиболее подходящим способом рассказать историю этих выдающихся личностей. "Время Гнева" – это, без сомнения, кардинальный шаг вперед по сравнению с фильмом. Это уже не набор красивых, но поверхностных диалогов и событий, невыразимых характеров и мундиров безымянных героев, а тщательно проработанное, последовательное повествование, позволяющее раскрыть глубину и мотивацию каждого персонажа, а также существенно расширив число действующих лиц. Зритель может наблюдать за тем, как их взгляды формируются, как в декабристах разгорается внутренний бунт, и, напротив, понимать мотивы, которыми руководствуются представители реакционной власти (хотя их мотивы раскрыты не столь полно). Повествование в сериале не скомкано, визуальная составляющая находится на достойном уровне, особенно порадовали костюмы и интерьеры – за создателей хочется искренне поблагодарить. Актерский состав сериала, к слову, впечатляет: Мадянов, Безруков, в роли Сперанского Максим Аверин блистательно справляется со своей ролью. Спецэффекты, как и следовало ожидать, не являются доминирующим элементом: они либо весьма скромны, либо достигают уровня, достойного восхищения. В любом случае, их количество минимально, а вот пейзажи и операторская работа, безусловно, вызывают восторг. Актерская игра, безусловно, обладает значительной вариативностью: Милорадович, Александр, Сперанский, Аракчеев и ряд других актёров старшего поколения играют на высшем уровне, демонстрируя полное погружение в свои роли. Группа Декабристов, в плане актерской игры, представляет собой скорее "среднероddю" – Леонид Бичевин, как Муравьев-Апостол, Прилучный - Пестель, от серии к серии демонстрирует разные уровни мастерства, Рылеев постоянно переигрывает, а женские роли, к сожалению, выполнены на довольно скромном уровне. Некоторые персонажи, к сожалению, упрощены и представлены в плоскостном виде. Брат императора Константина предстает перед нами как хаотичный невротик, а историческая фигура Павла Пестеля, в силу сокращенности его экранного времени, показана лишь как фанатик, крут нравом, готовый на жертвы, а впоследствии это идея мусорится очень недостаточно развито. Несмотря на некоторые недостатки, сериал почти полностью исправил ошибки фильма и значительно добавил в российский кинематограф отличную экранизацию Декабризма. При этом, сюжетные линии, связанные с Муравьев-Апостолом, получили значительно больше времени для развития, чем в фильме, хотя про этот признательный поцелуй зритель забывает, подобно тому, как забывает о многих других деталях эпохи. Особенно замечательно, что сериал не подрался историческими подробностями и не потерялся в незначительных деталях, а то что уделено условиям жизни в Империи в то время оказалосьстью не достаточно развитым – действие показывается в основном в дворцах и казармах, и остается недостаточно показано в других регионах и жизни эпохи. Поэтому, декабристы, твердя о необходимости всех перемен и о болезнях "страны", – остаются в максимальной согласии с этой идеей, а сами живут более-менее удобно – не ясно, как их мотивирует это удобство. Только в первой серии показано, как они живут в некоторых пространствах и оказывается, что пока ограничено некоторыми пространствами.