• Стандартный
  • Субтитры VP
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Сорйонен 1 сезон / Sorjonen 1 season

Bordertown
Актеры:
Ville Virtanen, Matleena Kuusniemi, Anu Sinisalo
Режисер:
Miikko Oikkonen
Жанр:
детективы, драмы, криминальные
Страна:
Финляндия, Франция
Вышел:
2016
Рейтинг:
6.57
7.60
Охваченный стремлением к умиротворенной жизни и жаждой проводить больше времени в кругу близких, опытный и уважаемый в своих кругах сотрудник правоохранительных органов, комиссар Кари Сорйонен, переводился из шумной, перенаселенной столицы Хельсинки в скромный, затерянный среди суровых лапских пейзажей городок под названием Лаппенранта. Раздувая в своем воображении картину идеальной тишины, лишенной мрачных и бесчинных преступлений, он, сохраняя спокойствие и безмятежность духа, приступил к исполнению своих обязанностей на новом месте. Однако, как это часто бывает, реальность оказалась далека от изначально задуманной сказки. Вскоре его столкнули с чередой отвратительных и чудовищных преступлений, оставивших глубокий след в его сознании. Не медля ни минуты, комиссар Сорйонен, вкладывая в расследование все свои профессиональные навыки и упорство, пришел к выводу о вовлеченности в эти злодеяния малоизвестной, но невероятно влиятельной семьи, представлявшей собой, по сути, крупного магната, Арнольда Дегермана. Этот человек, движимый амбициозными стремлениями, мечтал превратить провинциальный городок Лаппенранта в подобие роскошного и ослепительного Лас-Вегаса, где обитатели, движимые безграничным тщеславием, азартными играми и неутолимой жаждой демонстрации своего благосостояния и материального достатка, подвергались бы манипуляциям и соблазнам.
Этот сериал, "Сорйонен", представляет собой весьма любопытный и, откровенно говоря, проблематичный взгляд на российскую действительность, пропущенный через призму западного восприятия. Тот факт, что образ русского человека в мировой киноиндустрии до сих пор столь примитивен и часто ассоциируется с употреблением алкоголя – это, как мне кажется, отражение глубоко укоренившихся стереотипов. Позвольте мне, как бы это выразиться, "разложить по полочкам" увиденное. Начиная с эпизода с финским комиссаром Сорйоненом и нашей сотрудницей ФСБ Леной, этот момент, как бы это не обидно, демонстрирует, скорее, некую нелепую модель взаимодействия, чем глубокое понимание российской ментальности. Сцена, где Лена, словно Владимир Жириновский, обрушивает на финна поток критических замечаний, приправленный утверждением о том, что отсутствие "водного запаха" делает человека неприемлемым для общения – это, на мой взгляд, выплеск небрежного, даже невежественного, стереотипа. И, признаться, в этом не только не виноват автор, но и сам факт, что столь очевидная ситуация была допущена. И, честно говоря, подобные моменты, где вместо аналитической работы и объективного наблюдения мы видим лишь упрощенные, зачастую уничижительные, представления о российском обществе, становятся источником раздражения. Особого внимания заслуживает и "резонанс" вокруг персонажа Сорйонена, прибывшего в Санкт-Петербург. Его поведение, по сути, вызывает не столько сочувствие, сколько нескрываемое пренебрежение, в котором, на мой взгляд, прослеживается определенная небрежность к российскому контексту. Причем, как будто бы сценаристы не удосужились даже попытаться понять, как функционирует мир в этом городе. Позвольте мне отметить и некоторые другие аспекты. Признаться, несмотря на вполне достойную актерскую игру, в фильме ощущается некоторая натянутость, иногда даже прямое отрицание сложности реалий. Здесь, на мой взгляд, стоит обратить внимание на то, как описывается криминальная ситуация, в которой оказался комиссар, и на то, как быстро происходит расследование. Приведу пример, касающийся, как это не дай бог, искусства. Несмотря на то, что многие представители русской культуры, включая таких выдающихся личностей, как Андрей Звягинцев и Сергей Шнуров, испытывают искреннюю гордость за свои достижения, в фильме постоянно подчеркивается неоднозначность их творчества. Сравнение, например, "Левиафана" с местными жителями, считающими картину бесполезной, или ирония по отношению к песням Шнурова, насмешливо высмеивающих любовь к алкоголю в Санкт-Петербурге, – это, на мой взгляд, не совсем уместный прием, который лишь укрепляет существующие стереотипы. Нельзя не отметить и некоторую театральность происходящего, особенно в эпизодах, где персонажи ведут себя, как будто они участвуют в каком-то сериале или спектакле. Это создает впечатление неискренности и делает повествование менее убедительным. Особый интерес вызывает и тема "виновников" – химиков, наркоторговцев, воров авто. Признаться, описанные в фильме события, как и некоторые другие, кажутся слишком упрощенными и преувеличенными. Вполне возможно, что они созданы для того, чтобы вызвать определенную реакцию у аудитории, но, на мой взгляд, они не соответствуют действительности. В заключение, хотя я не могу сказать, что фильм "Сорйонен" совершенно не понравился мне, я должен признаться, что остался у меня неприятный осадок. По сути, этот фильм – не столько история, сколько набор клише, предлагающий упрощенный и не всегда правдивый образ российской действительности. Поэтому, на мой взгляд, перед тем, как смотреть "Сорйонен", стоит осознать, что вы вступаете в некоторую игровую ситуацию, в которой могут быть проиграны не только свои время и деньги, но и возможность получить непредвзятое взгляду на российскую культуру и социальную реальность.
Этот телевизионный проект, представляющий собой, в сущности, довольно необычный сюжет, вращается вокруг образа полицейского, покинувшего мегаполис и прибывшего в отдалённый городок, являющийся родиной его супруги. Его мотивы, как ни странно, сводились к желанию существенно снизить рабочий график, однако, судя по развитию событий, он оказался втянутым в череду сложных и запутанных дел, требующих максимальной концентрации. Интерес к сериалу подогревается географической особенностью – городу, расположенному на границе с Российской Федерацией, что неизбежно порождает значительное количество персонажей русской национальности. В повествовании представлены разнообразные слои населения, включая, к сожалению, представителей организованной преступности, действующих под предводительством российских фигурантов, а также лиц, занимающихся производством психоактивных веществ. Впечатление от этой констелляции персонажей, несомненно, вызывает определенную диссонанс. Как ни парадоксально, сериал, в своей основе, перекликается с часто встречающейся в зарубежных фильмах стереотипизацией образа русского человека, вызывая закономерную реакцию раздражения у зрителя, привыкшего к подобным клише. Наиболее заметным проявлением этой тенденции является, бесспорно, разговорный стиль персонажей, в котором преобладают резкие, невнятные диалектизмы и акценты, затрудняющие понимание речи. Примечательно, что единственным, кто демонстрирует адекватное произношение, является герой, проживающий в Санкт-Петербурге и владеющий исключительно русским языком, что, несомненно, является своего рода акцентом, иногда нарушающим кажущуюся гармонию диалога и создающим ощущение диссонанса, как будто два человека говорят одновременно. Неожиданно, но особую привлекательность вызывает образ российских спецназовцев, воплощающий в себе архетип "крепкого мужика", что, несомненно, является своеобразной отдушиной для многих зрителей. Однако, стоит отметить, что в повествовании присутствует ряд нелепых, на первый взгляд, недосмотров, таких как преждевременное введение вакцины после инфицирования, что вызывает вопросы с точки зрения медицинских реалий. Учитывая, что вакцинации, по общепринятым нормам, проводят после заболевания, неоправданная своевременность действия препарата вызывает сомнения относительно реалистичности происходящего. В целом, сериал представляет собой сочетание достоинств и недостатков, рассматриваемое как достаточно приемлемое, не вызывающее отторжения, но и не заслуживающее особого воодушевления. Его можно с комфортом смотреть один раз, но не стоит ожидать чего-то выдающегося.