Описание
Рецензии

Сериал Смерть под парусом

Актеры:
Николай Крюков, Антанас Барчас, Марианна Вертинская, Гирт Яковлев, Мирдза Мартинсоне, Янис Паукштелло, Лембит Ульфсак, Ольгерт Дункерс, Калье Кийск, Эльза Радзиня, Юрис Стренга, Карлис Тренцис, Артур Димитерс, Херберт Зоммер, Николай Карамышев, Георг-Юрис Пучка, Карлис Тейхманис, Валентина Старжинская, Хербертс Зоммерс
Режисер:
Ада Неретниеце
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 2 (26.06.2018)
Предстаньте перед вашими глазами захватывающий детективный сериал, тщательно воссоздающий мир, сотворенный гением британского писателя Чарльза Сноу. Повествование вращается вокруг трагической судьбы доктора Роджера Миллса – блестящего онколога, чья жизнь, полная профессиональных достижений и, казалось бы, благополучной личной жизни, внезапно обрывается в самом разгаре торжества. В тот роковой вечер, когда Миллс собирал своих близких и друзей на борту роскошной яхты, предназначенной для неспешного отдыха и наслаждения морскими пейзажами, раздался звук выстрела, прервав веселье и погрузив всех в атмосферу ужаса. Неслыханная гибель столь любимого и уважаемого врача, оказавшегося на передовой борьбы с раком, вызвала немедленное вмешательство правоохранительных органов, которое вскоре переросло в масштабное расследование. По мере того, как следователи углублялись в детали, ставшие достоянием светского общества, становилось очевидно, что мнение о Миллсе, как о всеобщей звезде, было весьма обманчивым. Обнаруживались шероховатости в его отношениях с окружающими, обнаруживались скрытые обиды, зависти и недоброжелательности, указывающие на возможность спланированного преступления. Однако, чем глубже раскрывалась правда, тем более непредсказуемым и трагичным оказывалось истинное положение дел, заставляя поверить, что мотив убийства был не только сложнее, но и гораздо более мрачным, чем изначально предполагалось.
Неудивительно, что литературное произведение зачастую демонстрирует большую художественную ценность и глубину по сравнению с его кинематографической адаптацией – это, по сути, весьма распространенный феномен, заслуживающий пристального рассмотрения. Часто пользователи искусства выражают своё разочарование, подчеркивая, что образы персонажей на экране либо искажены, либо лишены той искры и темперамента, которые столь ярко проявлялись на страницах книги. Каждый читатель формирует собственное, неповторимое представление о произведении, и, разумеется, формат книги – это полноценный текст, насыщенный словом и нюансами – принципиально отличается от динамики кино. Тем не менее, в конкретном случае, вызванном романом о Финбоу, особенно впечатляли глубокие и содержательные монологи главного героя, в которых он размышлял о причинах поступков окружающих, предлагая зрителям не просто повествование, а настоящие философские размышления. Кинематографическая версия же, к сожалению, оказалась разрозненной, создавая ощущение поверхностности, будто взяли лишь отдельные, наиболее заметные эпизоды и попытались втиснуть в них все смысловые составляющие. Результатом стало довольно хаотичное и негармоничное зрелище. Безусловно, существуют экранизации романов и детективных произведений, достигшие определенного успеха, но они, как правило, лишь частично удовлетворяют потребность в аутентичном переосмыслении первоисточника и не могут полностью заменить эстетического и интеллектуального удовольствия от чтения. В процессе просмотра я оказался в состоянии, близком к плену, поскольку, уже ознакомившись с книгой, я был поглощен анализом соответствия или расхождения между текстом и изображением на экране. Отмечалось, что характеры персонажей в кино показаны слишком упрощенно, лишены внутренней сложности. Даже мотивы совершения убийства оставались для зрителя неясными, без достаточного объяснения и рассуждений о "почему" и "для чего". Таким образом, кинопроизведение не смогло полностью раскрыть потенциал оригинальной истории. Особенно огорчило изображение сержанта полиции. В книге ему придавалось значение даже неординарного человека, а в кино он предстает лишь безымянным и непроницаемым существом, лишенным любых особенностей. В романе были приведены разъяснения, дающие понимание его поведения, в то время как в кино он просто "глупый сержант", что кажется абсолютно нелогичным. При этом, в кино не было и намека на использование каких-либо специальных методов расследования. Очевидно, что без этих элементов фильм был неполным. Кроме того, в кино было заметно отсутствие зрелищных эпизодов и даже каскадеров в ключевых моментах – попытка компенсировать это непреднамеренно усугубила ситуацию. Нельзя винить актеров в неадекватной игре, поскольку, безусловно, они были подобраны удачно, и декорации, одежда – все было выполнено на достойном уровне. Но остановиться на этих визуальных элементах, не обращаясь к основному – к глубине и повествованию, - потеряло свой смысл. Таким образом, если вы, прежде чем смотреть фильм, прочитали роман, вероятно, кинопроизведение будет вам менее убедительным. Возможно, вы наблюдаете за упущенными возможностями и недооцененными содержательными элементами.
Эта кинематографическая адаптация произведении Сноу заслуженно вызывает восхищение. Авторы мастерски сумели не только воплотить первоначальный замысел, но и смело переосмыслить хронологию повествования, перенеся действие из эпохи тридцатых годов в десятилетие семидесятых, что, к счастью, оказалось реализовано с удивительной гармонией и художественной логикой. Особого внимания заслуживает визуальная составляющая – захватывающие, написанные с филигранной точностью сельские панорамы советской Латвии, запечатленные с поразительным чувством композиции и тонким пониманием эстетики. К этому великолепному визуальному ряду прилагается блестящий актерский ансамбль, включающий в себя талантливых представителей разных советских республик: яркий Паукштелло, выдающийся Яковлев, неподражаемый Крюков, талантливая Вертинская, впечатляющий Барчас, проницательный Киийск, и харизматичный Ульфсак – все они внесли свой неповторимый вклад в создание кинокартины. Дополнительную глубину и атмосферу повествованию привносит музыкальное сопровождение, написанное выдающимся композитором Раймондом Паулсом, чьи произведения идеально соответствуют духу времени и умело дополняют каждое визуальное и драматическое событие, создавая целостное и незабываемое кинематографическое произведение. Особо стоит отметить роль сержанта Брамла, воплощенную талантливым эстонским режиссером Калле Кийском, чья предыдущая работа – успешная спортивная комедия о мотогонках под названием «Озорные повороты», снятая на одной из лучших в СССР мототрасс в Пирите, демонстрирует его профессионализм и дальновидность.