Описание
Рецензии

Сериал Скандальное происшествие в Брикмилле
Актеры:
Юрий Соломин, Эммануил Виторган, Александра Яковлева, Евгений Весник, Александр Вокач, Нелли Корниенко, Борис Клюев, Борис Иванов, Яна Аршавская, Григорий Лямпе
Режисер:
Юрий Соломин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из 2
(16.01.2013)
Рейтинг:


В сонном, погрязшем в будничной размеренности Брикмилле, где время, казалось, текло с нарочитой медлительностью, существовал лишь один, практически заброшенный финансовый институт. Его неумолимым хозяином являлся мистер Кэттл, чья жизнь, словно выгравированная на камне, подчинялась строгим, почти догматическим правилам. Его утро начиналось с неспешного завтрака, за которым следовала монотонная дорога на свое место работы – банк. Затем – обеденный перерыв, вновь возвращение к рутинному труду, и лишь в конце дня, когда рассеивалось утреннее туманное одеяло, его день, по сути, завершался. Это была, словно заупокоительная молитва, ежедневная повторка одного и того же круга, лишенного всякого разнообразия.
Однако, в один из промозглых, дождливых дней, когда Кэттл, уже почти достигший массивного здания банка, неожиданно замер на пороге небольшого, провинциального магазина. Его внимание, словно плененное, было приковано к завораживающей витрине, наполненной диковинными игрушками для детей – крошечными лошадками, забавными медвежатами и нежными бабочками, казалось, излучающими детскую радость и беззаботность. Неожиданно для всех, особенно для его верной экономки миссис Твигг, которая с озабоченным видом наблюдала за его передвижениями, Кэттл ворвался в дом, буквально перегруженный мешками, набитыми яркими, тщательно подобранными покупками. С искренним, почти ошеломляющим заявлением, он произнес, с присущей ему громкостью и бесцеремонностью, что он больше не намерен тратить драгоценное время на исполнение своих профессиональных обязанностей, введя в состояние глубокого замешательства окружающих.
Дождливое утро ноября, пронизанное серой тоской, когда почтенный руководитель крупного банка, уже направлявшийся к офису, задержал взгляд на витрину небольшого магазинчика. Его внимание привлекла картина, словно сошедшая со страниц философской сказки – беззаботно играющий ребенок, испускавший искры чистого, неподдельного смеха. Этот мимолетный образ пробудил в нем глубокое, болезненное осознание: течение жизни, с его чередой забот и обязательств, отделило его от той сущности, которая когда-то была явлена, превратив в существо, запертое в стенах рутины, в тяжеловесную, серо-бетонную "крысу", лишенную света и вдохновения. В погоне за размеренной стабильностью, за принятием общепринятых норм и уважением в обществе, человек, казалось, упускал самое ценное – искреннее соприкосновение с собственной душой, с той самой способностью к восхищению и радости, которая делает жизнь по-настоящему осмысленной. Возник вопрос, заставивший его усомниться во всем: «В чем смысл?».
Фильм Юрия Соломина, затрагивающий тему экзистенциального кризиса, подобно зеркалу, отражал душу, наученную жить по заранее заданным шаблонам. Игра главного героя, безусловно, отличалась искренностью и глубиной, подчеркивая подлинную трагедию персонажа.
Неразрывную цепь лицемерия, сковывающую многих, живущих в рамках повседневного существования, легко заметить, и становится понятно, с какой болью и недоумением появляются в мире люди, способные преодолеть глубинные чувства стыда и, вопреки всем заведенным нормам, выразить свою истинную натуру. Подобный свободный выбор – это угроза, нарушение устоявшегося порядка, традиций, не случайных предпосылок, основанных на передаче ценностей от предок к потомку. Ведь само существование человека основано на этих столпах, на их неизменности.
Какова была первоначальная причина потрясения у мистера Кэттла? Что стало тем катализатором, который вырвал его из состояния заснувшей, безразличной души? – Искренний, незамутненный смех ребенка. Даже в этот дождливый день, когда на улице воцарилась серость и уныние, в детях проявлялся неугасимый внутренний свет, заставляющий их искриться и освещать окружающий мир. А что же у взрослых? Они тоже смеются, но это уже другой смех – злобный, ироничный, саркастичный, насмешливый, пропитанный ненавистью и отчуждением. Однако, если человек способен найти в глубинах своего сердца внутреннюю силу ребенка, то он еще жив, то еще не превратился в двуногое животное, не застрял в беспрерывном цикле бессмысленности. И каково этот звонок – найти других людей, которые понимают, что в ближнем проснулся внутренний ребенок, – это невероятно важно. С таким человеком важно подружиться, чтобы вместе их внутренние дети смогли бороться за свою дружбу против серого сообщества "двуногих крыс".
Фильм, отличающийся сдержанным антуражем, не нулевым для постановки цели, – это не существенная проблема, а истинная трагедия. Потому что речь заходит внутри – в внутреннее развитие, которое происходит незаметно, под покровом тайны, в ограниченной капсуле нашего внутреннего пространства. Съемки проходили подчеркнуто скромными средствами, практически в одной комнате, на одной улице маленького прибалтийского городка. И атмосфера старинной чопорной Английской Традиции передана очень точно.
Актерский состав – это неисчерпаемый кладезь талантливых личностей: Корниенко, Яковлева, Витроган, Клюев, Вестник, Иванов.
Советские актеры старой школы, среди которых трудно выделить кого-то особо, – это своя история, своя традиция, своя магия. Безусловно, Соломин, в главной роли, возвышается над всем действом, но в этом заключается глубинная философия, истинная суть постановки. И его герой – это не просто персонаж, а опора, символ, воплощение внутренней борьбы. И его внезапное возвышение над общей массой людей, понуро бредущих к последней черте земного существования, подчеркивает важность внутренней борьбы, ценность самостоятельности.
Окончание фильма на позитивной ноте доставляет особенное удовольствие, потому что зритель проникается событиями, происходящими с главным героем, не хочет ни в коем случае никакого трагизма, и воспринимает эту историю как урок, как напоминание о том, что в любой момент можно вернуть своему жизни направление, поздно – это всегда лучше, чем никогда.
Свойственным мне откровенным размышлениям, я не мог не отметить глубокое, почти пронзительное впечатление, которое произвела на меня интерпретация роли Делии Мун со стороны исполнительницы – Нелли Корниенко. Позвольте выразить, что в моем восприятии, эта актриса создала поистине восхитительный образ, навсегда запечатлевшийся в моей памяти. Помню, как в прошлом, тридцать лет назад, в момент моего первого знакомства с фильмом «Скандальное происшествие в Брикмилле», я была зачарована этой фигурой, этой невероятной женщиной. Повторное просмотренное спустя десять лет не только не угасило этого первоначального восторга, но и лишь укрепило его, подчеркнув исключительную силу актерской работы. Именно в этот период второго просмотра я осознала, насколько глубоко и тонко Корниенко уловила суть и сложность персонажа, созданного для нее.
Нельзя не отметить, что наилучшей актрисы на роль Делии Мун, по сути, просто не существует, а это не только мое личное мнение, но и мнение, которое высказывается в рецензии авторитетного журнала. Там подчеркивается, что именно миссис Мун, эта весьма колоритная и неординарная личность, стала катализатором необратимых изменений в судьбе мистера Кэттла – фигуры весьма значимой в высших эшелонах власти, человека, отличавшегося безупречной репутацией и высоким социальным статусом, внезапно осознавшего, что жизнь, существование, которым он так долго жил, оказалось совершенно бессмысленным и лишенным всякого содержания. В его душе, как будто бы, произошло нечто чудное – открылось радостное, почти детское восприятие окружающего мира, которое, несомненно, вызвало в обществе тревогу и осуждение. И если бы не проницательная, чопорная притворщица миссис Мун, то, возможно, история мистера Кэттла завершилась бы его возвращением к привычной, серой, безликой жизни. Она могла бы остаться лишь безмолвным наблюдателем, растворившись в повседневности.
Особенно показательна в этом отношении первая, столь запоминающаяся, сцена выхода Нелли Корниенко – она предстает перед нами в образе строгой, почти непробиваемой, посетительницы мистера Кэттла, облаченной в огромные очки, которые лишь подчеркивают ее невозмутимый, даже настороженный взгляд. За этой демонстративной непроницаемостью, однако, скрывается какая-то поразительная неординарность, которую, в отличие от внешних условностей, смог разглядеть сам мистер Кэттл.
И зритель, несомненно, ощущает, что под маской внешней оболочки скрывается подлинная, живая душа, и вся последующая трансформация персонажа представляется ему логичной и закономерной.
Нелли Корниенко, несомненно, намеренно усиливает акцент на своей героине, выделяя ее среди прочих, более обыденных персонажей, подчеркивая при этом ее глубокое душевное родство с мистером Кэттлом.
Притягательная сила ощущения собственного достоинства, столь ярко выраженная в образе миссис Мун, является, несомненно, неотъемлемой частью актерского дарования Нелли Корниенко. Ее естественная простота, подлинное благородство, отсутствие какой-либо кокетливости в общении со зрителем, – все это читается с удивительной уверенностью и подлинным достоинством.
Именно поэтому я испытываю искреннее недоумение по поводу вольномысленного высказывания госпожи Аленкиной, которая позволила себе пренебрежительный отзыв в адрес прекрасной актрисы. Я настоятельно советую вам ознакомиться с другими ее работами, такими как роли в телеспектакле «День рождения Терезы», в замечательном сериале «Заговор Фиеско в Генуе», в замечательной телеспектакле «На бойком месте», в культовой телеспектакле «Средство Макропулоса» и в известном телеспектакле «Так и будет». Позвольте себе взглянуть на них, и, возможно, вы получите возможность увидеть, насколько талантлива и гениальна Нелли Корниенко.
Назревает необходимость в обстоятельном размышлении о первенстве Юрия Соломина на пост режиссерском кресле, особенно в контексте картины «Скандальное происшествие в Брикмилле». Обстоятельство этого дебюта приобретает особую значимость, учитывая, что многочисленные актеры, стремясь к творческому самовыражению, нередко пытались занять место режиссера, а некоторые, в свою очередь, совмещали актерскую деятельность с управлением художественным процессом. Однако, как известно, в человеке редко сошлись бы воедино такие диаметрально противоположные амбиции, и лишь избранные личности, обладающие редким талантом, способны успешно сочетать в себе столь различные грани.
Речь, безусловно, не касается эпизодических, но значимых появлений режиссеров на экране кино, а относится к той исключительной категории, когда актер и режиссер являются одним и тем же человеком, как, например, в случае с легендарными Орсоном Уэддсом и Чарльзом Чаплином – двумя столпами кинематографической истории.
В случае с Юрием Соломиным, казалось, природа, наградив его исключительно выдающимися актерскими данными, не пригодна была для осуществления его амбиций в качестве режиссера. Режиссерское управление, очевидно, требовало иных, более глубоких навыков и опыта. Поэтому, учитывая специфику проекта, фильм не удостоился выхода в широкую развлекательную трансляцию, что, несомненно, является тратой потенциала. К сожалению, прекрасная актерская игра, включая блестящее исполнение ролей Соломина, Эммануила Витрогана, Александры Яковлевой и Евгения Вестника, была ограничена лишь узким кругом зрителей.
Соломин, в этой картине, предстает не в роли режиссера, а, скорее, как воплощенная в жизнь актерская сущность, проявляющаяся с поразительной изысканностью и утонченностью. На его фоне, Нелли Корниенко, к сожалению, демонстрирует лишь скромную, почти бледную игру. Однако, его актерское мастерство, в образе мистера Кетла, предстает непередаваемо прекрасным, воплощая в себе утонченный и обаятельный ракурс. Утонченность и красота актерского решения заблуждают зрителя, позволяя временно забыть о недостатках режиссерской работы.
Впрочем, нельзя не отметить и некоторые неоднозначные детали – внезапное появление яркого солнца на фоне мрачного, дождливого ноябрьского дня, или правостороннее движение транспорта в пандан английской традиции. Такие детали, кажущиеся абсолютно нелогичными и странными, заставляют задуматься: в каком же городе были введены такие правила? И, несмотря на все эти абсурдности, в них вдруг проскальзывает особая, милая и умиротворяющая нотка, подчеркивающая главную ценность - воразительную атмосферу, созданную актерским ансамблем.
Признаться, благодарю человека, который сумел донести до меня важность просмотра этой киноленты. Несмотря на очевидные достоинства и, на мой взгляд, неудачный выбор исполнительницы роли Миссис Мюн, а также ограниченность изобразительных средств, фильм заслуживает значительно большего внимания, чем он получает сейчас от зрителей. Ведь двухсерийный проект обладает потенциалом вызвать у каждого серьезные, возвышенные размышления о жизненных целях, о мечтах и о неожиданно раскрывшихся возможностях, которые, возможно, способны преобразить жизнь.
Рекомендуем к просмотру