Описание
Рецензии

Сериал Сибириада

Актеры:
Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Виталий Соломин, Владимир Самойлов, Паскаль Обье, Иван Дмитриев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Виктор Проскурин
Режисер:
Андрей Кончаловский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 4 (10.12.2013)
В сердце непроглядной, усеянной корягами тайги, где влажный воздух пропитан запахом болот и гниющих хвой, расположились две семьи – устюжане и соломины. Их существование было отмечено не только географической изоляцией, но и глубочайшим, практически неперекроримым, разрывом в убеждениях и, как следствие, в фундаментальных мировоззренческих позициях. Эти две семьи, являющиеся главными действующими лицами данного повествования, соблюдали до абсурда, почти ритуальный, принцип, согласно которому не позволяли никому приблизиться к себе ближе, чем на метр – как физически, так и духовным путем. Их вражда была столь глубока и всепоглощающа, что они воспринимали друг друга как принципиальных, неумолимых врагов, опору всех их злобы и зависти. Этот масштабный, эпический сериал, представляющий собой скорее хронологическое изображение, чем просто историю, стремится раскрыть и отобразить сущностные трансформации, происходящие в обществе, его переломные моменты и неумолимые процессы. Все начинается с дерзкого, почти отчаянного, поступка Николая, который, воруя продовольствие у влиятельных и, по сути, надменных Соломиных, демонстрирует не только свою молодость и отчаяние, но и подспудную неприязнь к их привилегированному положению. Параллельно, зритель знакомится с трагической судьбой его отца, который, в течение многих лет, в одиночку и с безмерным трудом, неустанно обтесывал вековые тайгерные леса, являясь, по сути, воплощением стойкости и несломленного духа. Не менее значимую роль в повествовании играет загадочный, почти мифический, дед, обитающий в глуши тайги, чьё присутствие ощущалось практически каждым жителем отдалённой деревни Елань, словно невидимая, но всё же ощутимая сила, хранитель древних знаний и тайн. Однако, как это часто бывает в истории, судьба, словно хитрая и непредсказуемая, решает навредить этим враждующим семьям, сплетая вокруг них клубок необычных, порой параноидальных, и трагических обстоятельств, которые в конечном итоге, оказываются способны на невероятное сближение и взаимопонимание между ними.
В необъятных просторах Сибири, где материя переплетается с духовным, разворачивается эпическая картина, будто сошедшая со страниц Тарковского. Это не просто пространство, а точка невозврата, место, где царит особенное, уловимое молчание, но которое мгновенно оживляется появлением человека, жаждущего бесед и долгих встреч. В глубинах женских глаз, сквозь которых пронзают грозные и прекрасные кедры, соседствующие с нежными кустарниками клюквы, отражается русское всепрощение, пропитанное трепетом и нежностью. Молодые сосны, укрытые яру, хранят соборность, готовые принять заблудшего путника на широкой реке. На месте распада, у болотистых равнин, процветает «бердяевская» экзистенциальность. В этом гротескном образе апофеозом служит старинный космизм, медленно движущийся в свете одинокой звезды по проселочной дороге, словно воплощение непостижимой тайны. Этот фильм Андрея Кончаловского – поэма современности, сочетающая в себе огромное разнообразие тем, сюжетов и персонажей, подобно тому, как это делали булгаков и толстой. Все эти образы тщательно и с душой прорисованы, вызывают глубокий эмоциональный отклик. На том самом яру, где следили за уходящими с отчаянной тоской, теперь стоят две семьи, представляющие собой воплощенные характеры русского народа. Соломины – юркие, ухватистые, знающие многое и многое повидавшие, олицетворяют зажиточную жизнь. Устюжанины – косные, однобокие романтики, которым сложно найти общий язык с окружающими. В «Сибириаде» они символизируют вольнодумие, пронизывающее всю историю Российского государства. Обе семьи, замкнутые в собственных проблемах, демонстрируют саморазрушительную склонность, но, тем не менее, всегда готовы к милости и прощению. Неотъемлемой частью повествования является образ Вечного Деда, которого на протяжении всего фильма воплотил лишь один актер – Павел Кадочкин. Вечный Дед – не просто наставник, он настоящий пастырь, собирающий вокруг себя приход, где никому не отводят покоя, являющий сущность единения человека и окружающего мира. В «Сибириаде» проложены сложнейшие метафоричные нити, уходящие глубоко в душу, когда извечный русский принцип “авось” становится философской аксиомой, направляющей к смирению и одновременно – к неутомимой борьбе. Переходы между этими метафорами часто кажутся невозможными. Именно в этом наивном несогласии, в стремлении к обеим крайностям – к смирению и к борьбе – появляется революционный настрой, несущий и разрушение, и новую жизнь. Кончаловский, уединившись в процессе создания этой картины, поставил перед собой определенные задачи, в основу которых, вместе с метафоричностью, положены глубокие идеи. Метафорический опыт в своей сути представляет собой опыт единения человека и абсолютной истины. Даже метафора побега из родного дома на чужую землю, как путь к неизбежной гибели и возрождения, обладает огромной мистической силой. Как и всегда, в православные храмы входят с запада (заката), внося в свои стены свет и тепло, удаляясь на восток от тьмы к восходу солнца, приближаясь к свету. Недаром староверы, предугадывающие судьбы, следовали за этими знамениями на восток, и туда же увезли спустя много веков ссыльных декабристов, которым жизнь уготовила страшные мучения. Создание «Сибириады» стало результатом работы выдающихся талантливых людей, чьи имена неразрывно связаны с этим проектом. Операторы, запечатлевшие в кадрах вибрирующее затишье перед буйством экспрессивных событий, не уступают блестящему актерскому ансамблю, а композитор, впитавший в свое творение мощь и силу сибирской земли, создал уникальную музыку, неотъемлемую часть этого эпического полотна. Съемочный процесс проходил в селе Нагорный Иштан, недалеко от Томска, что придает картине особую поэтическую глубину. В конце концов, режиссер облекла в жизнь все возможные идеи и концепции, а это, как известно, весьма редкость. Больше всего возмущалась интеллигенция, отличающаяся кротостью перед властью и озлобленностью по отношению к другим. Госзаказ упоминался, но финансирование госбюджетом собственных “правильных” картин забывалось. Не пропустили мимо глаз и сельские знатоки, оказавшиеся на вершинах городских многоэтажек. Но главное – заметно издалека. И даже самая суровая критика в итоге покажется лишь отголоском чего-то большего. В наше время все сложнее отличить критику от беспринципного хамства и уличной ругани, исходящей от испорченной министерством образования молодежи, которая в принципе даже не виновата в своих пустых взглядах. Судьба сыграла с «Сибириадой» шутку – она так и не была отмечена триумфом, отвернувшись от востока, она не испытала ни признания, ни восхищения.
Этот советский телефильм, состоящий из четырех завораживающих серий, представляет собой поистине уникальное произведение кинематографа. Изначально он был задуман как масштабный госзаказ, призванный раскрыть повседневную жизнь трудового коллектива нефтяных промыслов, однако, со временем, акцент сместился на исследование сложных и многогранных взаимоотношений между различными поколениями, – между представителями небогатой крестьянской семьи и их значительно более состоятельными сородичами того времени. Особое восхищение вызвали у меня захватывающие дух пейзажи, мастерски воссозданные в этой картине. Прекрасно проработана атмосфера эпохи, точно воссозданы детали быта – одежды, архитектура домов, отражающие дух той эпохи. Подобное воссоздание пробуждает в моей душе теплые ностальгические воспоминания о собственном детстве, проведённом в скромном деревянном жилище, с известковыми полами, окружённом густыми лесами и тихой красотой озера. Этот телесериал, безусловно, погрузил меня в глубину воспоминаний о моей летней жизни в усадьбе, перенося в атмосферу бескрайних полей и неспешного ритма деревенской жизни. Особенно порадовала филигранная передача взаимоотношений между героями – их глубокое взаимопонимание, искренние чувства, непоколебимая поддержка в сложных жизненных обстоятельствах. Стоит отметить и тот факт, что в этом великолепном сериале задействовано множество талантливых актеров, которые, несомненно, обладали скромной известностью на тот момент, но теперь, в свете прошедших лет, становятся настоящими легендами советского кинематографа. Все они – молодые, обаятельные, полные энергии и живости, просто безупречны в своей игре. Просмотр этого телефильма вызвал у меня искреннее восхищение и неподдельную радость. Я был искренне рад познакомиться с этим шедером кинематографического искусства.
Эпопея Кончаловского, возвышающаяся над обыденностью, сконцентрирована вокруг легендарного сибирского поселения Елань, где переплелись судьбы представителей обеих ведущих купеческих династий – властных Соломиных и скромных, но не менее значимых Устюжаниных. Их многолетняя вражда, переплетенная с невыразимой страстью, разворачивалась сквозь временные эпохи, уходящие корнями в далекое прошлое и оставляя неизгладимый след в памяти потомков. Фильм представляет собой сложную, многослойную композицию, представляющую собой нетривиальную сплав производственной драмы, пронизанной оттенками трагической мелодрамы, и дерзких, авторских художественных вставок, отдающих далёким эхом творчества Тарковского (при этом, стоит отметить, что сам "Томский мед" не был воспринят критикой как явление, заслуживающее серьезного анализа и пристального внимания). Концепция фильма строится вокруг удивительной возможности продемонстрировать процесс прогресса, наблюдаемый сквозь призму отдаленного, затерянного в глуши села, где течение времени словно застыло в своеобразном, статичном ритме, десятилетиями не знавшим перемен. А появление каких-то глобальных, исторических событий провоцирует в этом запертом пространстве ускоренную, стремительную трансформацию судеб, не щадящую ни одного из обитателей. В "Елани" собрался настоящий пантеон ярких звезд советского кинематографа, каждый из которых внес свой уникальный вклад в создание этого грандиозного полотна. Особенно выделяется эпическая, монументальная музыка, написанная талантливым композитором Эдуардом Артемьевым, чье творчество нередко называли "Жаром". Несмотря на очевидное, прямое ура-патриотическое звучание, фильм демонстрирует поразительное увлечение психологизмом в изображении взаимоотношений между людьми, в исследовании тонкостей их душевных переживаний, и, что не менее важно, в раскрытии глубокой, ментальной связи поколений, переданной из уст в уста, из поколения в поколение. Признавая, однако, неизбежное влияние политических факторов, следует отметить, что грандиозная победа "Елани" на Каннском Фестивале 1979 года, ознаменовавшая собой заслуженный главный приз, а также высокую оценку таланту режиссёра, была омрачена и неумолимым влиянием политических обстоятельств, которые, к сожалению, не позволили фильму получить заслуженное признание во всей полноте его художественной ценности.
После созерцания этого кинематографического шедевра, заставляющего глубоко задуматься, невольно прорывается ощущение нереализованного потенциала, сожаление о выбранном пути, о жизни, не посвященной непосредственному взаимодействию с первозданной сибирской природой. В голове пульсирует желание вырваться из привычной рутины, оставить позади бетонные джунгли и, подобно современному Симеву, искать убежище в глуши, в объятиях бескрайних лесов, где бы слиться с ритмом жизни, ощутить незримую связь с могучими деревьями, запечатлевая их тихие беседы и стоны ветров. Этот фильм, словно искренний диалог с самим мирозданием, пробуждает в душе жажду обретения подлинного единства с Матери-Природой, стремление к осознанной, наполненной смыслом жизни, где каждый день становится шагом к высшему предназначению. Предлагает ощутить мощную силу, ощутить ее направляющую энергию, двигаться вперед, рука об руку с людьми, искренними и преданными, чья любовь к жизни подкреплена нерушимыми моральными принципами и непоколебимой верой в собственные идеалы, стремящихся к реализации намеченных целей. Нельзя не отметить, что картина, несмотря на некоторую параллель с эстетикой советской пропаганды – и, безусловно, это имеет место быть – в своей искренности и вере в благородные идеалы, представляется существенным контрастом к постоянному потоку циничной контрпропаганды, ежедневно транслируемой современными медиа. Фильм, созданный, несомненно, талантливой командой мастеров, обладает завораживающей красотой, поражает оригинальностью повествования и мастерством исполнения. Сюжетные линии – тонкие, многослойные, непредсказуемые, а привычные, казалось бы, клишированные сцены выдержаны с необыкновенной свежестью и оригинальностью. Вся картина пронизана проникновенной, восхитительной музыкой, усиливающей эмоциональное воздействие и создающей неповторимую атмосферу. Это произведение, безусловно, заслуживает вдумчивого просмотра и, несомненно, оставит глубокий след в душе.