- Стандартный
- Субтитры
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Штисель 2 сезон / Shtisel 2 season
Актеры:
Шира Хаас, Нета Рискин, Айелет Зурер, Михаэль Алони, Довале Гликман
Режисер:
Алон Зингман
Жанр:
драмы
Страна:
Израиль
Вышел:
2015
Рейтинг:


Мы с огромной радостью представляем вашему вниманию продолжение захватывающей саги – второй сезон культовой драматической истории, посвящённой судьбам рода Штисель. Приготовьтесь отправиться в увлекательное путешествие вместе с нашими героями в оживлённый и всеми почитаемый квартал Меа Шеарим, устоявший в истории как один из самых узнаваемых и значимых уголков Иерусалима. Этот район, известный своей богатейшей историей, глубоко укоренившимися традициями и особой, консервативной атмосферой, местные жители, придерживающиеся ультраортодоксальной обрядности, предприняли все возможные меры, чтобы оградить свой район от проникновения чужаков и сохранить его самобытность.
В центре повествования находится Шулам Штисель – человек, чья жизнь разворачивается на границе этого древнего квартала. Рядом с ним, на самой окраине, проживает его сын, юноша по имени Акива, чья судьба переплетается с романтической историей, связанной с привлекательной вдовой. Однако, отцовское неприятие данной связи, обусловленное глубоко устоявшимися религиозными убеждениями и стремлением к обеспечению для сына достойной доли в жизни, подстегивает Шулама на поиски идеальной супруги для своего сына, стараясь при этом защитить его от возможных ошибок и разочарований. История, сотканная из сложных взаимоотношений, религиозных убеждений и драматических поворотов, обещает завораживать и держать в напряжении до самого финала.
Этот фильм — словно откровение, глубоко проникающее в суть израильской культуры, особенно в период британского мандата и в последующие столетия. Он рассказывает о сообществе, рожденном в сердце Иерусалима, о бней мавет, людях, приехавших сюда со знанием дела, чтобы посвятить свою жизнь изучению Торы. Эти «сыны смерти», которые, как их когда-то называли арабы, — это носители древней мудрости, страдавшейся в тени, но не утратившей своей ценности.
История этих общин — это калейдоскоп диалектов и языков, где «лошн-койдеш» – священный язык Торы — переплетался с арамейским, языком геморы, и с бесчисленными диалектами, которые формировались на протяжении веков. Ашкеназы, восточные евреи, сефарды — каждый из них нес свою уникальную культуру, свой акцент в произношении, свой взгляд на мир. Все они создавали этот удивительный, многослойный мир.
Особенно трогательным кажется образ харейдима, живущих в квартале Меа Шеарим — крепости, возникшей из первоначального плана, как «сам-сто», в сто раз превышающего пшеницу, собранную Исааком. Их жизнь — это словно музей, где хранятся традиции, не поддающиеся времени. Они получают «халуку» — денежные пожертвования от общин, собирают их специальные сборщики, сохраняя при этом свой замкнутый круг, свой особый ритм.
В их жизни, словно в миниатюрном мире, царит благочестие, уважение к традициям, любовь к знаниям. Дети учатся в иешиве – школе-йешиве, где они осваивают не только Тору, но и другие предметы. Семьи живут по строгим законам, поддерживая культ учености, а женщины – самые чистые, достойные, верные жены и матери.
Постепенно, в течение столетий, общины менялись, рассеивались, но Меа Шеарим, этот «храм еврейского прошлого», оставался незыблем. И вот, в XXI веке, этот «ручеек», пробившийся из гетто в мир, приносит с собой не только сохраненную еврейскую человечность и юмор, но и "израильскую еврейскую культуру", о которой так мечтают зрители.
Этот сериал – это не просто история, это поворотный момент, в котором еврейская культура возвращается к истокам, к "Народу Книги". В нем есть место и для плутовского романа, для ласковой насмешки над собой, для еврейской самоиронии, но в то же время это семейная сага, рассказ о повседневности, о любви и раскаянии.
И наконец, в этой истории, как и в самой жизни, главный вопрос: будет ли этот «ручеек» окрепнуть и принесет ли он с собой в этот мир любовь и веру, свидетельство о том, что, возможно, люди снова захотят быть такими, какими их сотворил Всевышний.
После долгого ожидания я наконец-то погрузилась в просмотр израильской драматической постановки “Штисель” (2013-2016 годов, состоящей из двух сезонов, каждый с двенадцатисерийной длительностью), который уже давно лежал в моих закладках, и о котором восторженно отзывалась моя знакомая, проживающая в самом сердце Израиля. Эта работа, представляющая собой дебютный режиссерский опыт Алона Зингмана, сфокусирована вокруг центральных персонажей, сыгранных до блеска Довалем Гликманом в роли Шулема и Михаэлем Алони, воплотившим образ Акивы. Сюжет разворачивается в замкнутом мире ультраортодоксальных евреев, обитающих в отдельном квартале Иерусалима – опыт, который неожиданно оказался для меня весьма насыщенным и глубоко захватывающим, хоть я и знала, что подобные сообщества существуют, однако реальное представление об их жизни мне казалось отнюдь не таким ярким и конкретным.
Наблюдая за ними, я осознала, что их существование представляет собой поразительный парадокс: в современных условиях, когда многие из них начинают допускать определенные атрибуты комфорта и современности, они все равно с невероятной настойчивостью придерживаются традиций, воплощая их в повседневной жизни этого довольно эксцентричного сообщества, которое, предпочтя сами себе, когда-то возникшие правила, превратило уже сложную человеческую жизнь в нечто поистине запутанное и непроходимое. Тягостно их, в основном, не отягощают трудовые обязанности – для мужчин главной страстью является изучение Торы, которую они посвящают свою жизнь, переходя от учебы к преподаванию, передавая свои знания из поколения в поколение, а для женщин – рождение и воспитание многочисленных детей, ведение домашнего хозяйства, забота о семье.
В центре повествования – семья Штиселей, и большая часть повествования посвящена недавнеющему отцу, Шулему, и его младшему сыну, Акиве, который отличается от остальных членов семьи особой отчужденностью, светлой, в какой-то степени, душевностью, и даже склонностью к творчеству – к рисованию и живописи, что, разумеется, не соответствует установленным в ортодоксальном мире нормам. Его старший родственник, Шуль, представляет собой довольно противоречивую личность: с одной стороны, он обеспокоен судьбой сына, заботится о нём, о своей престарелой матери и других детях и внуках, с другой – иногда проявляет деспотизм, не гнушается лжи, иногда совершает неблаговидные поступки, стремясь к новой жене ради удовольствий. И другие члены семьи также не всегда проявляют безупречное отношение к близким, хотя и руководствуются строгими правилами, предписанными религией. В частности, младший брат Шулема, Нухем, на мой взгляд, – типичный жулико-послушник, склоненный к подлости, который, живя в Бельгии в течение последних пятнадцати лет, приехал на похороны матери, и тут же заявил о своих меркантильных интересах. Между братьями часто возникают серьезные конфликты. Акиве, вынужденный постоянно лавировать между требованиями религии, которые время от времени отвлекают его, что вызывает у него особую тревогу, и ультиматумами родственников, и тягой к искусству, которую поддерживает владелец местной картинной галереи, – приобрел довольно сложное положение. К концу второго сезона нам дали намек на счастливый финал, но мы не можем быть уверены в том, как в дальнейшем будут разворачиваться события, и не учтет ли снова отец, который в этот раз также отличился.
Несмотря на то, что сценарий фильма, на мой взгляд, не был проработан до совершенства, и некоторые сюжетные линии кажутся не до конца раскрытыми, оставлены без надлежащего развития, иногда, как будто намеренно оставлены, чтобы зритель сам сделал выводы, но тем не менее, смотреть было весьма интересно, получилась качественная драма, которые, безусловно, вызывает сочувствие. Актеры справились с поставленными задачами блестяще, и, если кому-то интересен этот необычный мир, я настоятельно рекомендую посмотреть эту работу.
Интригующий израильский сериал «Штисель», ставший настоящим феноменом в отечественном кинематографе, погружает зрителя в колоритную и порой неожиданную реальность жизни ультраортодоксальной семьи. Режиссер проекта, Алон Зингман, выражал искреннее восхищение реакцией аудитории, отмечая, что даже самые консервативные общины, к которым он изначально обращался, с восторгом приняли его творение. Знаменитые мелодии, звучавшие в сериале, настолько резонировали с духовными традициями, что стали органично вплетаться в обряды свадеб, что, по словам создателя, являлось высшей похвалой. Такой колоссальный успех принес Алону Зингману не только признание, но и осознание священности момента – возможность прикоснуться к жизни, столь отличающейся от общепринятой.
Работа над проектом была осуществлена двумя сценаристами, обладавшими глубокими харедимскими корнями, что позволило им максимально достоверно и тонко воссоздать нюансы жизни этой специфической общины. Зрительская аудитория сериала оказалась поистине обширной, а его популярность демонстрирует устойчивые позиции в рейтингах, несмотря на то, что премьера состоялась в 2013 году. Авторы сериала с самого начала ставили перед собой задачу – представить зрителям честный и бескомпромиссный портрет ультраортодоксальной жизни, лишенный всяких прикрас и вымыслов. И, судя по огромному интересу, они успешно справились с этой задачей.
Индурски, родившийся в иерусалимском районе Гиват Шауль, и получивший образование в известной ешиве «Поневич» и иерусалимской школе кино и телевидения «Сэм Шпигель», Зингман смог с беспрецедентной глубиной взглянуть на мир харедим, почувствовать его пульс и передать его на экране. "Штисель" подчеркивает, что и ультраортодоксы, как и все люди, испытывают широкий спектр эмоций, окружают себя любящими детьми, заботятся о своих внуках, живут, руководствуясь простыми, но глубокими человеческими истинами и ценностями. Религиозные предписания и обряды, не ставят преграды для романтических чувств. Сериал подчеркивает возможность гармоничного сосуществования разных культур и мировоззрений, даже если у них нет общего "языка". В сериале присутствует и внушительный уровень юмора, что делает его доступным и привлекательным для широкой аудитории, даже для тех, кто не имеет опыта изучения культуры ультраортодоксов. "Штисель" – это яркий пример того, как кино может разрушать стереотипы и показывать человеческое лицо даже самых закрытых и загадочных сообществ.
Этот телевизионный проект – без сомнения, одна из самых ярких и запоминающихся картин, что мне довелось наблюдать. Он не представляет собой изолированный фрагмент из жизни, как типичный полнометражный фильм, а, напротив, охватывает всю палитру переживаний и обстоятельств, формирующих жизнь целой семьи. Я бы даже рискнул назвать это произведение – живым кинематографическим опытом, непохожим ни на что виденное ранее. Каждый персонаж, представленный на экране, ощущается как глубоко проработанный, многогранный индивид, лишенный однозначных оценочных суждений. Здесь нет ни привычных нам "героев", ни злодеев в классическом понимании. Вместо этого мы сталкиваемся с широким спектром человеческих характеров, пронизанных сложными ценностями, устремлениями, неиссякаемой надеждой, но и уязвимыми слабостями. Несомненна и их вера – основа, определяющая их мировоззрение.
Не стану раскрывать сюжетные повороты, однако могу отметить, что эмоциональное воздействие кульминации второго сезона было настолько глубоким, что заставило меня испытать истинный, безрадостный восторг. Фильм, безусловно, не ограничивается лишь изображением жизни ультраортодоксов, он поднимает фундаментальные вопросы, касающиеся человеческого существования. Он исследует природу нашей идентичности, мотивы, которые побуждают нас к действию, и, главное, – понимание того, что по-настоящему имеет значение в нашей жизни.
Вместо того, чтобы воспринимать этих персонажей как нечто чуждое, отталкивающее, вызывающее осуждение за их предполагаемые ограничения, я обнаружил в них удивительное зерно человечности, что позволяло испытывать искреннее сочувствие и, в конечном счете, глубокое понимание. В основе этого произведения лежит убеждение о том, что, несмотря на любые внешние различия, все мы – в своей сущности – люди, со всеми присущими нам достоинствами и недостатками. И, следовательно, этот фильм в своей сути – пронзительное размышление о нашей общей человеческой природе.
Прошедшие месяцы стали поистине беспрецедентными в моем опыте просмотра телевизионных сериалов – я испытывала искреннее наслаждение, погружаясь в каждое новое, захватывающее действо. Недавний израильский проект, безусловно, занял особое место в ряду выдающихся произведений. Создатели сумели создать уникальную, самобытную систему, не имеющую аналогов, буквально выстроив перед нами целый мир, в котором ощущаешь себя гостем, приоткрывающим завесу на глубочайшие корни.
Превосходно проработанный сценарий, безупречная режиссура и, что немаловажно, блистательная игра актеров, дополненные, бесспорно, великолепием Иерусалима, создают поистине завораживающую картину.
Повествование, охватывающее целое династическое древо, прослеживает историю семьи, уходящей корнями в несколько поколений, начиная с прадеда главного героя – человека, эмигрировавшего из Минска в Израиль, и чья родословная, как это часто бывает, насчитывает уже пять столетий на священной для евреев земле. Именно эта нерушимая связь, выкованная сквозь время и испытания, – с таким незыблемым чувством, подобным семейной крови – не может не внушать глубочайшее уважение и, признаться, вызывает трепет.
Наблюдая за развитием событий, за сложными взаимоотношениями героев, за их борьбой за справедливость и гармонию, ощущаешь неотъемлемую связь с этой историей, и, несомненно, наслаждаешься каждой минутой просмотра, погружаясь в эту удивительную историю.
Рекомендуем к просмотру