Описание
Рецензии

Сериал Шоа / Shoah

Холокост
Актеры:
Симон Сребник, Майкл Подчлебник, Мотке Зайдль, Ханна Зайдль, Ян Пивонски, Итжак Дугин, Ричард Глейзер, Паула Бирен, Пана Питыра, Пан Филипович
Режисер:
Клод Ланзманн
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Франция, Великобритания
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 11 (17.10.2017)
Рейтинг:
8.17
8.70
Мы с огромной радостью предлагаем вам погрузиться в мрачные глубины истории, присоединившись к просмотру первого сезона выдающегося документального сериала "Шоа". Этот цикл, охватывающий драматические события XX столетия, представляет собой глубочайшее исследование трагической эпохи – Второй мировой войны. Этот период характеризовался ожесточённым, до кошмарной степени разгоревшейся противостоянием между еврейским народом и фашистским режимом нацистской Германии. В центре повествования – кошмарные масштабы систематического уничтожения, осуществляемого в зловонных фашистских лагерях смерти, где человеческие жизни превращались в бесценный ресурс. Важно подчеркнуть, что преступления против человечества не ограничивались лишь участием представителей немецких национальностей; сотрудничество в безысходности, вызванной войной, привлекло к злодеяниям также тех, кто, стремясь к самосохранению, принял решение о сдаче в плен. "Шоа" – это, прежде всего, повествование о трагических судьбах бесчисленных людей, ставших невольными жертвами тоталитарного режима и оказавшихся в состоянии крайней беззащитности, в условиях невозможности избежать участи и спасения от неминуемой гибели. Сериал исследует психологическое воздействие войны, потрясения и утраты, позволяя зрителям соприкоснуться с невероятной стойкостью духа и человеческой болью тех, кто пережил этот ужас. Это глубокое и пронзительное погружение в историю, заставляющее задуматься о хрупкости мира и важности борьбы за справедливость и достоинство человеческой жизни.
Этот проект касается поистине трагической и ужасающей темы, не оставляющей равнодушными ни одного человека. Выжить в этих условиях, словно вырвавшись из кошмарного сна, – значит столкнуться с невыносимой бремя, и не каждый способен принять эту ношу. Я, как человек, тонко чувствующий чужую боль, ощущаю глубочайшую скорбь, ведь здесь не просто индивидуальная трагедия, а скорбь целого народа, и эта печаль – неотъемлемая часть моего существования. Однако, мы обязаны осознать, что произошло, понять причины, которые привели к этой катастрофе, и извлечь из этого страшного опыта урок, чтобы никогда больше не допустить подобного беспредела. В свое время вокруг Холокоста было снято огромное количество фильмов и передач, достаточно подробно и живостно изображающих события. Стоит вспомнить такие произведения, как «Список Шиндлера», «Пианист» и другие, менее известные, но сумевшие передать всю глубину ужаса и отчаяния, царившего в те страшные годы. Слова Адорно в то время звучали настолько остро и пронзительно, что казалось, будто они вырваны из самой души, отражая бесчеловечную реальность, которую никто не мог отрицать. Они были воплощением той трагедии, которая оставила неизгладимый след в памяти поколения. В 1985 году на экраны вышло девятичасовое историческое документальное исследование Клода Ланзманна, представляющее собой словно глоток истины, пусть и невероятно болезненный. Вместо жутких кадров с горами трупов, как это было принято изображать освободительными войсками, мы видим очевидцев ужасных и бесчеловечных действий, сумевших выжить в этой мясорубке. Мы слышим рассказы евреев, немцев, занимавшихся уничтожением людей, а также комментарии поляков, свидетелями которых были эти душераздирающие события. Удивительно, что они все рассказывают одну и ту же историю, хотя их рассказы отличаются. Например, многие поляки утверждают, что старались помочь измученным евреям, принося им воду, в то время как евреи говорят о том, что поляки радовались и кричали в след уходящих вагонов, желая избавиться от этой нации. Понятно, что у каждого своя правда. И, вероятно, больше всего мы хотим понять, кто действительно желал помочь, а кто испытывал скрытую радость от происходящего. Создатели проекта пытались хоть как-то это определить, анализируя жесты, мимику, эмоции людей, но сделать это крайне сложно. Ланзманн, как искусный вопрошающий, ставит вопросы таким образом, что ответ на них сам себя выдает. И, к сожалению, многие до сих пор испытывают отголоски этой радости, даже не осознавая ее. Когда этот сериал появился в Польше, он был встречен крайне негативно, создатели вообще были осуждены. Хотя их слова были страшны и непостижимы, их публикация вызвала бурю негодования. Их ответы, как правило, сводились к фразе: «Хорошо, что этих людей больше нет в нашей стране!», что можно интерпретировать как оправдание действий немцев. «Нет, убивать, наверное, слишком, но без них нам все равно лучше живется». Хотя, безусловно, были и те, кто приносил воду несчастным людям. Вспомните историю бывшего машиниста, который рассказал о драматической ситуации: женщина, приносящая ведро с водой, была остановлена солдатом, и он в ответ открыл беспорядочную стрельбу по вагону. Представьте себе эту ужасающую картину, где вперемешку были мертвые и живые люди. Меня особенно интересует, как с таким грузом на сердце живут немцы, непосредственные участники этих чудовищных событий. Одна немецкая женщина, в голос кричала о своей ненависти к тем, кто это делал, и теперь боится признаться в этом, притворяясь непричастным ко всему происшедшему. Фашисты, которые непосредственно вели эти дела, отрицать свое участие не стали, и, конечно, к чему все это, когда это официально подтверждено. В данном проекте есть интересное интервью с немецким офицером, который когда-то служил в Треблинке. Он, не подозревая, что его снимают скрытую камеру, подробно и во всех деталях рассказал, как у немцев возникла идея использовать газовые камеры для уничтожения людей. Немец открыто признался, что им надоело морально и физически заниматься расстрелами евреев, и только когда появились эти камеры, все стало проще. Одни контролировали процесс разделения людей, другие загоняли всех в камеры, а третьи выпускали газ. Именно поэтому они считали, что каждый из них не имеет отношения к этим ужасным поступкам, они просто выполняли приказы. Это была сложная и продуманная система, в которой никто не несет ответственности. Этот проект не оставил ничего нетронутым, показывая все страшные моменты того времени. Некоторые евреи рассказывали, как в лагерях каждый боролся за свою жизнь. Люди отбирали у друг друга хлеб, дети отбирали у родителей, а родители от детей. Это даже безумно страшно, поэтому я даже не хочу представлять себе подобного. Один из них рассказывал, как в тринадцать лет понял, что он один во всем мире. И получается так, что в беде у нас нет никого, а людей очень много. Перед нами – бесчеловечная система, которая может отделять нужных от ненужных. Ненужными, естественно, были евреи, которые находились за железной сеткой, и сбежать из этих мест было просто невозможно, а если и попытаешься, то в ту же минуту будешь настрелян на месте. Когда спросили жену немецкого офицера, которая находилась вместе с ним в одном из лагерей, как она вообще могла там жить, ведь там был настоящий ужас? На что она ответила, что была молода и не задумывалась о происходящем. В наше время просто не укладывается в голове, что в недалеком прошлом в самом центре культурной Европы происходили такие чудовищные вещи, когда одни люди просто брали и уничтожали других. Но больше всего поражает, что это происходило в таких огромных масштабах, и люди совершенно не задумывались о том, что они творят. И все это происходило из-за того, что люди умеют абстрагироваться от происходящего вокруг них, они были абсолютно уверены, что эти зверства не их рук дело, хотя это было совершено не так. Немецкие люди не признавали этого в себе, они совершали ужасные поступки, и, к сожалению, никто не смог понять, почему. Все эти истории идут вместе с молчаливыми кадрами пейзажей. Мы видим красивую, живую и дышащую природу, которая в то же время кажется холодной, бездушной и чужой, что просто мурашки бегут по коже. Создатели проекта показывают нам те места и дороги, по которым на смерть везли людей, где из мучили и убивали. Смотрится это действительно очень страшно, сразу возникает чувство тревоги и опасности, что в любой момент может произойти еще что-то подобное. Нам показывают железную дорогу, где рельсы ведут в лес, к лагерю, которого сейчас уже нет. Теперь здесь растет красивая, зеленая трава, стройные деревья, поют мелодичные птицы, и уже больше ничего не напоминает об этих страшных событиях. «Никому не выйти отсюда живым» – гласит надпись, нацарапанная на стене одного барака. Очень жаль, что все произошло именно так, но радует и то, что добро все-таки смогло одолеть эти темные силы, и хоть кто-то из этих людей сумел выжить и донести до нашего поколения достоверные события тех чудовищных лет.
Этот документальный проект, посвященный трагической странице истории – Холокосту, представляет собой, несомненно, значимую попытку осветить и зафиксировать один из самых страшных преступлений против человечества. Однако, несмотря на очевидную важность и актуальность темы, проект подвергается критике за ряд существенных недостатков, которые, на мой взгляд, значительно снижают его художественную и информационную ценность. Огромная, тяготеющая к десяти часам, продолжительность повествования, без сомнения, создает определенную нагрузку на зрителя. Несмотря на то, что тема Холокоста заслуживает всестороннего осмысления и детального изучения, такая растянутость, на мой взгляд, не только усложняет процесс просмотра, но и может привести к снижению внимания и интереса аудитории. Развернутый, многословный формат вместе с неспешным темпом повествования, не допускает концентрации внимания, а вместо этого порождает ощущение монотонности. Приверженность проекту сосредоточения на трех крупнейших концлагерях Польши – Треблинке, Хелмно и Освенциме, в совокупности с повторным показом одних и тех же видов – стены, железные дороги, – создает ощущение повторяемости и ограниченности исследовательской перспективы. Несмотря на стремление к объективности и детализации, проект недостаточно обогащен разнообразными источниками информации и не использует, возможно, альтернативные методы исследования, что усугубляет впечатление ограниченности повествования. Помимо недостатков в организации повествования, присутствуют вопросы, касающиеся философской и этической подготовки к представлению такой трагической реальности. Решения, принятые создателями проекта, порой, выглядят неоправданно и даже провоцируют эмоциональный отторжение. Например, встречи с пострадавшими от Холокоста, которые сопровождаются длительными разговорами, сопровождаемыми беспрерывными всхлипываниями и развернутыми воспоминаниями, не всегда способствуют глубокому пониманию исторического контекста. Вместо сочувствия и созерцания, они вызывают ощущение неуместности и даже неуважения к трагическому опыту участников. К тому же, в некоторых сценах, с которыми встречается зритель, появляются кадры, показывающие смеющихся польских жителей, которые наблюдают за уходом вагонов с еврейскими очередью в газовые камеры. Такие кадры добавляют проекту ощущение недосказанности и вызывают чувство отвращения. Несмотря на эти критические замечания, важно отметить, что проект имеет ценность в том, что он позволяет почувствовать масштаб трагедии Холокоста, увидеть его реальные последствия и принять подлинное сочувствие к жертвам. Встречи с детальными воспоминаниями человека, пережившего войну, и представителями официальных и военных организаций, делают увидевшее понимание проблемы углублённым и непосредственным. Здесь особо важна суть: понимание того, какой страшный человек, Гитлер, стал одним из самых злых на веке. И как влияли его заключения на весь мир. Наряду с этим, проект подчеркивает важность сохранения памяти о Холокосте как предостережение от повторения таких преступлений в будущем.
Этот документальный проект, созданный Клодом Ланзмонном, представляет собой, на мой взгляд, поистине значимую и важную картину, запечатлевшую глубочайшую трагедию XX века. Он не склоняется к шокирующим визуальным образам и статистическим данным, а в своей основе лежит сбор и представление голосов тех, кто пережил это безжалостное время, теперь, конечно, отчасти, и попытался выжить. С самого начала меня смущает доминирующий зеленый оттенок, пронизывающий все пейзажи и изображения. Этот цвет, на мой взгляд, совершенно не соответствует эмоциональной глубине происходящих событий, его присутствие создает ощущение тревоги и надвигающейся угрозы, более уместным для передачи этой атмосферы, на мой взгляд, был бы глубокий красный цвет. Проект, появившийся на экранах в 1985 году, является не просто исторической записью, но и осознанным напоминанием о смертоносном фашистском эксперименте. Сегодня, когда проявления антисемитизма вновь приобретают открытую и бескомпромиссную форму, когда памятники павшим воинам-освободителям безжалостно стираются с лица земли, эта работа приобретает особую значимость, заставляя задуматься о важности сохранения памяти. В центре внимания – суть этих ужасных событий, попытка разобраться в мотивах, лежащих в основе массового геноцида: почему уничтожение евреев было поставлено во главу угла? Почему нацистская идеология отрицала человеческое достоинство целого народа, преуспевающих, образованных, процветающих? Ланзманн предоставляет нам не столько оценку событий, сколько документы, голоса выживших, свидетельства солдат, принимавших участие в этом кошмаре. Они не скрывают жестокости, но не высказывают своего мнения, давая зрителям возможность самостоятельно сформировать свои выводы, осознать всю масштабность и бесчеловечность геноцида. Эти люди, пошедшие в лагеря, стали жертвами не только фашистской идеологии, но и, вероятно, неспособности к сопротивлению, не умения своему страху противостоять. Помню, как одна из женщин, пережившая ужасы концлагеря, в своих показаниях говорила о том, что они "смирились" с судьбой, принимая на себя ответственность за свои гибели. Эта безразличность, это отказ от противостояния - настолько тревожит, что даже отдельные фрагменты рассказов кажутся невыносимыми. Вместе с тем, нельзя не отметить то, что в этой картине отражены и детали повседневной жизни в лагерях: отсутствие продовольствия, холода, бесчеловечные условия, в которых содержались евреи. Их трагическая гибель в результате из-за жары, голода, обезвоживания, смерть от не вызванных причин - все это создает ощущение безысходности. Слова детей, разорванные от голода и отчаяния, вскрывающих вены, создают ощущение, что ужас пронзает самые глубокие слои психики. Эти женщины, теряя все во льнице нас разрушают. Проект, на мой взгляд, является важным историческим документом, который не избегает крайних проявлений жестокости. Именно поэтому уникальна его способность донести до нас то, что не можно передать с помощью страшных снимков и отчетов. Голоса выживших, их эмоции, их слезы, их страх - это то, что заставляет нас почувствовать величие человеческого духа, его способность к выживанию, к сохранению надежды. К сожалению, увидев смерть своих близких, мы не сможем в чём-то помочь. Осознание этих фактов заставляет нас переосмыслить свою жизнь, ценять каждый момент, напоминает о важности человечности в мире, полонном жестокости и насилия. Я считаю, что это отличный сериал, который не только раскрывает эту страшную катастрофу, но и призывает к тому, чтобы во льте никогда не забывать о том, что произошло. Документ, который должен быть в каждом доме.