Описание
Рецензии

Сериал Щит и меч

Актеры:
Станислав Любшин, Георгий Мартынюк, Валентина Титова, Наталья Величко, Юозас Будрайтис, Алексей Глазырин, Вацлав Дворжецкий, Олег Янковский, Кристина Лазар, Всеволод Сафонов
Режисер:
Владимир Басов
Жанр:
драмы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
СССР, Польша, Германия
Вышел:
1968
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.08.2013)
Рейтинг:
8.47
7.80
В плену времени, запечатленный в четырёх эпизодической саге, сериал бережно воссоздаёт драматические события Великой Отечественной войны. Его создание вдохновлено монументальным романом выдающегося советского писателя, Виктора Кожевникова. В центре повествования – образ отважного разведчика Советской Армии, товарища Белова, который, в 1940 году, под маской вымышленного имени, оказывается в самом сердце вражеской Германии. Его фасад – Йоганн Вайс. Проходя путь стремительного восхождения, за последующие четыре года Вайс, благодаря исключительному мастерству и неутомимой преданности делу, приобретает впечатляющий послужной список в рядах немецкой военной разведки и контрразведки, к тому же, успешно завершая различные секретные операции. В результате его профессионализма, он получает звание гауптмана – офицера высокой степени звания. Далее, благодаря своей беспрецедентной компетентности и стратегическому мышлению, Вайс переводится в политический центр нацистской Германии, где он занимает должность офицера для особо важных поручений, обеспечивая прямой доступ к самым ценным, тщательно охраняемым, совершенно секретным данным, составляющим ядро военной и политической стратегии Третьего Рейха. Этот карьерный взлёт, однако, не лишен трагических последствий, поскольку за ним следует скользкий путь, полный моральных дилемм и предвестников надвигающейся гибели.
Причиной бесчисленных критических оценок, окружающих этот телевизионный проект, по моему мнению, является его поразительная актуальность и невероятно яркое отражение эпохи, в которой он был создан. Удивительно, но даже спустя более полувека после его премьерного показа на экранах, сериал продолжает регулярно транслироваться по различным телеканалам, и, несомненно, привлекает внимание огромного количества зрителей, возвращаясь к пересмотру вновь и вновь. Ключом к столь феноменальному успеху, на мой взгляд, является неподвластная времени привлекательность – "Щит и меч" не утрачивает своей очарования. Причина этого кроется, вероятнее всего, в гениальном подборе исполнителей, которых Владимир Басов сумел собрать на съемочной площадке. Сергей Янковский, Алексей Любшин, Ольга Демидова – их актерские образы настолько органично вписались в повествование, что найти подобное сочетание персонажей, воплощенное столь блестяще, в других фильмах представляется крайне сложной задачей. Сюжет фильма, как мне кажется, представляет собой предмет особого интереса, особенно если учитывать его принадлежность к жанру шпионского триллера. Трудно представить себе подобного рода произведения, повествующие о непростых буднях разведывательных сотрудников, которые не вызывали бы искреннего восхищения и удивления. Экранизация деятельности группы нелегальных агентов, сумевших заложить прочный фундамент своей карьеры, начиная с нуля, в самой враждебной среде, под постоянным страхом разоблачения, представляется особенно правдоподобной и захватывающей. Этот аспект, несомненно, вносит значительный вклад в общую привлекательность картины. Я смело утверждаю, что те, кто считает данную работу излишне затянутой, неверно оценивают её достоинства. Попытка представить зрителю путь карьерного роста и становления Белова-Вайса, достигшего высших должностей в рядах абвера, начавшего свою профессиональную деятельность как водителя, за отведенные на экран часы, кажется просто невероятной и впечатляющей. Признаюсь, я разделяю мнение тех, кто отмечает отдельные моменты в картине, вызывающие некоторую непонятность. Дело в том, что фильм был создан по мотивам романа Вадима Кожевникова “Щит и меч”, который по масштабу и форме своего повествования напоминает великие полотна Льва Толстого – например, "Войну и мир". В книге, как известно, детально и проницательно описаны все события, что неизбежно приводит к определенным различиям в экранизации, не дающим некоторым зрителям полного понимания происходящего. Хотя, возможно, ограниченный бюджет не позволил режиссёру достичь уровня “Семнадцати мгновений весны” в плане художественной и технической реализации, я убежден, что фильм не утратил своей ценности и не стал значительно уступать оригиналу. Особенно хочется отметить, что Владимир Басов, при экранизации диалогов героев романа, сумел создать живую и динамичную атмосферу, которая и сегодня, на мой взгляд, является одним из главных достоинств картины. Такое мастерское владение языком и умение передать характеры персонажей – явление нечастое в современном кинематографе.
В моем скромном кинематографическом арсенале, составленном на протяжении многих лет, всего три советских киноцикла, которые я искренне считаю своими любимыми. Неожиданным, но, пожалуй, наиболее показательным аспектом моей коллекции является их формат – все три представляют собой многосерийные произведения, расширяющие и углубляющие повествование. Первым, безусловно, занимает особое место легендарный и, без сомнения, культовый “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”. Его влияние на общественное сознание и зрительский вкус трудно переоценить. Второй – завораживающая и трагичная сага “Семнадцать мгновений весны”, история, разворачивающаяся на фоне холодной войны и заставляющая задуматься о цене свободы и верности. И, конечно, я не могу не упомянуть выдающийся фильм Владимира Басова – “Щит и меч”. Этот кинокартинский цикл представляется мне поистине уникальным и достойным представителем советской кинематографической школы. Он обладает поистине редкой глубиной, проницательностью и интеллектуальной привлекательностью, рассказывая историю реального человека – советского разведчика, оказавшегося в самом сердце вражеской территории. Иоган Вайс – это, несомненно, воплощение настоящего героя, его жизненный путь полон захватывающих приключений, достойных восхищения и восхищения. Станислав Любшин, исполнивший эту роль, продемонстрировал выдающееся мастерство, идеально выдержав характер своего персонажа, тонко раскрывая его внутренний мир. За его бесчисленными поступками, за его сложной и насыщенной жизнью, невероятно интересно наблюдать. Есть ли зрители, не испытывающие восхищения его профессионализком, целеустремленностью и смелостью? Я не знаю. Особенно поражает оригинальность и красота, с которой Любшин воплотил своего героя, контрастирующая с некоторыми более примитивными, наигранными интерпретациями столь же значимых ролей. Вайс – не супергерой в традиционном понимании. Это патриот, преданный своей Родине, опытный и талантливый профессионал своего дела. Остальные персонажи этого цикла также оставили глубокий след в моей памяти. Перечислить все их заслуги и подвиги было бы невозможно. Особенно выделяется игра Бруно, которую, как ни странно, воплотил сам режиссер сериала – Владимир Басов, а также блестящее исполнение главной роли заслуженным актером советского кинематографа. Не могу умолчать: “ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ! МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!” Такие фильмы нужно снимать – фильмы, которые заставляют задуматься о подвигах предков, о величии своей славной Родины! Этот фильм – огромное спасибо за возможность прикоснуться к истории, за возможность ощутить гордость за нашу страну. К слову, я – давний и преданный поклонник фильмов о Бондиане и, в целом, о мире разведки. “Щит и меч” занимает одно из ключевых мест в моем личном рейтинге кинофильмов о шпионах и профессиональных разведках.
Я, как один из бесчисленных ценителей и завсегдатаев кинематографических историй о шпионской деятельности и разведывательных операциях, с особым трепетом отношусь к данному произведению – фильму «Щит и меч». Эта картина, безусловно, занимает одно из ключевых мест в обширном пантеоне фильмов о советской разведке и о деятельности шпионов, заслуженно заслужив признание и любовь зрителя. Мне, как гражданину, воспитанному на наследии советского кино, вызывает глубокую гордость то, что мы, зрители, имели возможность познакомиться с такими выдающимися сериалами, как «Семнадцать мгновений весны», а также с выдающимся фильмом Владимира Басова – «Щит и меч». Эта работа – истинный пример патриотического кино, поразительно тонкий и проницательный, который, словно воссозданный портал, погружает нас в сложный и напряженный мир жизни советского разведчика, действующего в тылу вражеской армии. Особую восхитительную роль в создании образа Йоганна Вайса исполнил великий актер Станислав Любшин. Он настолько убедительно, с невероятной глубиной и филигрантностью, воплотил этот сложный и неоднозначный персонаж, раскрыв его внутренний мир, его мотивы и переживания. За его действиями, за ходом его операций мы наблюдаем с неподдельным интересом, с ощущением глубокого уважения к его профессионализму и отваге. Фильм демонстрирует, что наш советский разведчик – не героический супергерой, не воплощение идеала, а, прежде всего, обычный человек, искренне преданный своей Родине, чья задача – противостоять врагу, используя все свои знания, умения и, конечно же, бесстрашие. Не менее значимую роль в создании этой картины сыграл и сам Владимир Басов, воплотивший образ Бруно. Именно такие произведения кинематографа, такие, что заставляют задуматься, ощутить гордость за свою страну, должны представляться и преподноситься молодому поколению, чтобы мы, будущие граждане, всегда помнили о подвигах нашей великой Родины. Выражаю искреннюю благодарность создателям фильма «Щит и меч» за это ценное наследие!
Фильм, несомненно, остаётся в глубокой тени посредственности, граничащей с абсолютным некомпетентностью, поскольку практически полностью отказывается от каких-либо связей с зафиксированными историческими фактами. Кажется, авторам было совершенно неважно, что представлял собой судьбоносный путь обычного рижского водителя, который, на протяжении пяти лет, превратился в своего рода вершителя судеб, определявшего траекторию развития всей Германии. Особую досаду вызывает абсурдность и неестественность сцены, демонстрирующей расстрел, осуществленный из огромного, крупнокалиберного пулемета, непосредственно внутри пассажирского самолета. Наряду с этим, наблюдается поразительное, хотя и, вероятно, спланированное, искажение реальности, представление о том, что офицерский состав, не раз в день, а, казалось бы, с головокружительной частотой, сменял униформу СС на стандартную общевойсковую. К тому же, картина демонстрирует особенно бессмысленную и неправдоподобную демонстрацию освобождения заключённых, выхода из-под гнёта концлагерей, а также жестокое, и, мягко говоря, нелогичное, убийство ряда немецких генералов, происходившее в самом сердце раздираемой войной Германии. Нельзя не отметить и попытку создания радиостанции, непрерывно функционирующей в центре Берлина, что, на мой взгляд, лишь усиливает общую дезориентирующую атмосферу. Басов, выступивший и как сценарист, и как режиссер, сотворил нечто, что, несомненно, стал бы серьезным ударом по его репутации, учитывая его прошлые достижения как актера. И, несмотря на это, Любшин, взятый в роли главного героя, не вызывает никакого убеждения, наоборот, производит исключительно негативное впечатление. Меня поражает беспринципность некоторых комментаторов, которые оказались в состоянии подвергать эту почерк с отрицательной ориентацией высокому ставлению, превосходящему по масштабу и виртуозности знаменитую "Седьмую мгновение весны". В 1968 году, при воздействии идей интернационализма и ощутимой дозы псевдопатриотизма, эту "мишуру" возможно было внимать с определенной степенью удивления, однако, по течению времени, время, как обычно, постановило все на свои места, осудив эту экспериментальную работу как неудачную.