Описание
Рецензии

Сериал Шаляпин

Актеры:
Александр Горбатов, Юлия Снигирь, Мария Смольникова, Александр Яценко, Фёдор Добронравов, Ирина Пегова, Роман Мадянов, Фёдор Лавров, Ян Цапник, Владимир Юматов, Александр Яцко, Лев Зулькарнаев, Роман Ладнев, Александр Большаков
Режисер:
Егор Анашкин
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2022
Добавлено:
7-8 серия из 8 (16.02.2023)
Старший сын Федора, юный Феди, не склонялся к ремесленному труду, не желал обретать себя в мастерской или цехе. В его душе, словно бурный поток, зародилось неспокойное стремление к искусству, к волнующему миру музыки и театра. С жалкой скромностью, практически лишенный материальных средств, молодой человек, движимый неутолимой страстью, покинул Казань, отправившись в непростое и дерзкое путешествие в сердце Российской Империи – в столицу. Уже в столице, благодаря случайному стечению обстоятельств, талантливый Федор Шаляпин получил шанс продемонстрировать свой дар на великой сцене. Его бархатный, мощный бас, насыщенный глубокими, вибрирующими нотами, покорил сердца слушателей, оставив неизгладимый след в их памяти. В последующем, в стенах роскошного Частного Оперного Театра Саввы Мамонтова, этот талант полностью раскрылся, преобразился, достигнув своего наивысшего выражения. Однако, личная жизнь Шаляпина, как часто бывает, оказалась не столь безоблачной. Неоднократно, его брак с очаровательной итальянской балериной, Иолой, стоял на грани разрыва, казалось, что эта союзная связь неминуемо угрожала положить конец его блестящей творческой карьере. Но судьба, как мудрый и непредсказуемый художник, вновь вмешалась в ход событий, сведя его с прекрасной, порой находящейся на грани краха, танцовщицей, Марией, в нечто большее, чем просто случайную встречу. Этот счастливый брак, несмотря на все перипетии, стал для Шаляпина воплощением чего-то глубокого и вечного. Певец, словно завороженный, не мог прервать чувственную, страстную связь с Марией. Невыносимо трудно было ему, великому артисту, выбирать между этой женщиной, воплощением страсти, и той самой, первичной, отцовской любовью к своим детям, к своей Родине, к величественной, раздольной русской песне, которая звучала в его сердце. И в этом противоречивом, но таком же прекрасном чувстве, заключался, пожалуй, смысл жизни самого выдающегося певца своего времени.
Создание действительно значимого, запоминающегося произведения искусства, требующееся для достижения истинного величия, неизменно влечет за собой колоссальные инвестиции времени, непосильного напряжения сил и существенных финансовых затрат. Однако, в современной кинематографической среде, характеризующейся скоростью производства и стремлением к мгновенной реакции аудитории, именно подобные, вложенные в мастерство, проекты, безусловно, способны пробуждать самые глубокие и искренние чувства, даря зрителям настоящее эстетическое наслаждение. Выражаю свою искреннюю признательность талантливым актерам – Федору Лаврову, чье мастерство, несомненно, привнесло в этот фильм свою неповторимую душу, и, особенно, Яну Цапнику, чья игра, на мой взгляд, оставила в нас, зрителей, неизгладимый след. В интерпретации Шаляпина Горбатого, безусловно, отражена неукротимая широта души русского народа, его безграничный потенциал и неугасимую веру в лучшее. Но исполнение роли героини, созданной Марией Смольниковой, поразило меня особенно – она сумела создать чисто безупречный, непревзойденный образ матери, воплощающей в себе безграничную преданность, неиссякаемое терпение и мудрые советы выдающегося человека. И, в конечном счете, мы, каждый из нас, испытали некое прикосновение к сокровищнице мирового искусства, ощутив себя частью великой, непреходящей культуры. Наблюдая за появлением новых “руководителей” страны, я испытывал неподдельную тревогу и опасение. Так много выдающихся талантов, символов интеллигентности и красоты, покинуло пределы Родины, либо стали жертвами политических репрессий, оставив после себя лишь токсичную атмосферу разрушения и бессмысленной деструктивности, предназначенной для дезинтеграции страны “до основания, а затем…” – установления “нашего, нашего нового мира”. В последние дни ощутимо возрастает напряженность, становится очевидной нестабильность и нарастающая тревожность, доходящая до страшного, всепоглощающего содрогания. Особую благодарность я хочу выразить авторам этого захватывающего сериала, которые смело взялись за создание грандиозного образа русского певца и попытались уловить и отразить частичку той, безусловно, яркой и противоречивой эпохи. Результат, который удалось достичь, непременно, радует нас, и мы, в силу этого, очень признательны. И, наконец, огромную и искреннюю благодарность адресую авторам этого замечательного сайта! Вы – настоящее сокровище, настоящий дар для нас, и мы, каждый из нас, в отдельности и воедино, вас ультра-признательны. Мы искренне желаем вам бесконечного восполнения всех ваших потребностей – как материальных, так и духовных, обеспечивая этого естественным и сверхъестественным образом – поскольку вы этого безусловно, заслуживаете! С Богом, дорогие, и с безусловной верой в лучшее!
Этот сериал оказал на меня столь глубокое, почти трансформирующее воздействие, что выразить свои впечатления в привычной форме кажется невозможным. Ощущение, словно пребывал в самом эпицентре событий, переживал взлеты и падения гения, был потрясен его неповторимой энергетикой. Иронично, но столь сжатый хронологический охват – всего лишь восемь эпизодов – не смог в полной мере отразить масштаб и сложность его биографии. Своим погружением в жизнь артиста, я также ознакомилась с его автобиографией, которая, несомненно, предопределяет понимание его творческого пути. В частности, пребывание за рубежом, наполненное встречами с культурой и образами, представляется особенно ярким и запоминающимся этапом. В свое время, весь мир восхищался его невероятным талантом, его даром, граничащим с феноменом. Подумать только, как этот самородок, не имевший особого формального образования, смог достичь вершин, превратившись в образцовый пример непрерывного самосовершенствования. Его уникальность, его магнетическая привлекательность – это совокупность внешних данных, поразительных сил, неукротимого обаяния и, безусловно, сложного, порой непредсказуемого характера. Он был без сомнения, любимчиком женственности, однако, при этом, не проявлял ни малейшего альтруистического подхалимства. Более того, он ответственно заботился о благополучинии всех девяти его детей, не оставляя никого в беде. И, разумеется, его талант вызывал и неприязнь, и зависть у окружающих. Но именно эта особенность и являла его величайшим достоинством. Его жизнь, его круг общения, включал в себя и других, не менее выдающихся личностей – Савву Мамонтова, художников Врубеля и Коровина, и других, не менее значимых творцов. Александр Горбатов, исполнивший роль этого артиста, продемонстрировал поистине невероятную способность проникнуть в самую суть его натуры, воссоздать его характер. Порой, я буквально замирала, следя за его взглядом, пораженная исключительной, почти магической силой, которую излучал актер. Безусловно, его капризность, его эксцентричность были не отнять, но и не отвращать. В конечном итоге, он не просто вышел из народа, а достиг вершины, доказав, что подобное – закономерное завершение его творческого пути. И, несмотря на то, что прошло немало лет, мы по-прежнему наслаждаемся его пением, его неповторимым голосом, услышав в каждой ноте и арии что-то особенное. Особую заслугу в этом имеет и безупречный выбор исполнителя, чья голосовая интонация идеально передает душу его песен. "Дубинушка", "Марсельеза" – простые названия, но слышать их в исполнении этого артиста – это замирание сердца, неспособность удержать дыхание. Признательность и благодарность создателям сериала, и, конечно, сайту, за великолепную, обстоятельную историю жизни этого великого и, безусловно, могучего таланта. Жаль, что рассказ был столь лаконичным, не позволил полностью раскрыть всю глубину и многогранность личности этого выдающегося человека.
Несмотря на обещание захватывающего повествования, по мотивам биографий выдающихся личностей, созданная работа оставила чувство глубокого разочарования. Традиционно увлекательные истории жизни великих умов, к сожалению, здесь были представлены с ощутимым недостатком воображения и изобретательности, в результате чего получилось лишь довольно слабое и безликое зрелище. Повествование, как бы то ни было, ощутимо потеряло динамику, представляя собой череду отдельных, разрозненных эпизодов, лишенных целостного контекста и ощущения движения. Динамика действия была практически отсутствующей, и зритель, казалось, наблюдал за происходящим сквозь стекло, не имея возможности стать его непосредственным участником. Актерская игра, хотя и демонстрировала определенный уровень мастерства, омрачалась небрежным подбором реплик для одного из исполнителей, который, по всей видимости, привык "произносить их" вслух, обращая внимание лишь на себя самого. Эта манера исполнения в других его работах, по-видимому, стала его фирменным знаком. Особого восхищения заслуживали декорации и костюмы, которые, несомненно, являлись настоящим украшением постановки. Сценический дизайн, особенно сценические костюмы, представлял собой истинный праздник для глаз и демонстрировал высокий уровень профессионализма команды. При этом, было крайне неутешительно осознавать, что вокальное исполнение роли знаменитого композитора, Ильгара Абдразакова, в целом, представляло собой приятный музыкальный опыт. Однако, идея использования оригинальных записей произведений великого Шаляпина, ввиду, вероятнее всего, неидеального качества сохранившихся архивных записей, оказалась недостижимой. К сожалению, завершение этой истории осталось, по сути, незавершенным. Либо авторам оставалось надеяться на продолжение повествования в формате второго сезона, либо они просто не смогли довести сюжетную линию до логичного и удовлетворительного финала, что, безусловно, снижает общее впечатление от просмотра. В совокупности с вышеуказанными недостатками, я бы оценил этот проект на 4 из 10 баллов – показателем, отражающим лишь частичное соответствие заявленным ожиданиям.
Несмотря на то, что я никогда не являлась страстным поклонником оперной классики, признаться, существуют фигуры, чьё творчество, обладающее поистине исключительной вокальной силой и глубиной, вызывает у меня искреннее уважение и невольное благоговение. В первую очередь, к таким колоссальным личностям я отношусь к Федору Ивановичу Шаляпину. В обсуждениях, которые развернулись в комментариях, его имя нередко подвергалось жесткой критике, в частности, в адрес Горбатовой и самого Шаляпина. Однако, я убежден, что подобные сценарии, погружающие зрителя в жизнь и внутренний мир выдающихся личностей, представляются крайне важным и необходимым жанром. Вопрос лишь в глубине исследования, в той степени, в которой раскрывается личность Шаляпина - это, без сомнения, вопрос многоуровневый, возможно, даже проходящий за рамки второго или десятого. Для тех, кто почувствует непреодолимую тягу к более детальному изучению, я настоятельно рекомендую обратиться к ресурсам ВИКИ и ГУГЛ. Особую благодарность я хочу выразить Егору Анашкину и Александру Горбатову за их неустанную работу по сохранению памяти и признания великих артистов и гениев. Ибо, к сожалению, не составляет ли это, возможно, пять или шесть лет, прежде чем имена, такие как Федор Шаляпин, постепенно утратят свою значимость, уступив место новым, столь же мимолетным героям, подобным Прохору с той же фамилией, и другим, несомненно, многочисленным, но зачастую поверхностным, идолам, которые покоряют современную публику. Их влияние, вероятно, будет недолгим, оставляя после себя лишь след в памяти и, возможно, лишь фрагменты отвлеченной славы.
Просмотр этой экранизации, основанной на жизни выдающегося певца, оставил после себя весьма неоднозначное впечатление, заставив задуматься о многообразии художественных решений. Позвольте выразить, что погружение в многочисленные открытые источники, посвященные его биографии, представляется значительно увлекательнее и насыщено деталями, чем предложенный сюжет, представленный в качестве драматической интерпретации. Несмотря на то, что актерская игра в целом оставила положительное впечатление, драматический нарратив, по сути, был сведен к достаточно шаблонной и предсказуемой мелодраме, лишенной глубины и оригинальности. К сожалению, концовка, обрывающаяся на полуслове, представляется крайне разочаровывающей – историческая реальность, известная нам всем, гласит, что Сергей Шаляпин эмигрировал и встретил свой финал в живописном, но загадочном Париже. С моей точки зрения, фильм в своей нынешней форме ощущается не до конца завершенным, будто его оставили на стадии неполной разработки. Однако, стоит отметить, что среди визуальных аспектов, особое восхищение вызвали съемки в прекрасном Санкт-Петербурге. Искренне благодарю создателей за то, что они сумели умело запечатлеть атмосферу увядающей усадьбы Демидовых, с её величественной, хоть и поддающейся разрушительным процессам, лестничной верандой. Довольно вероятно, что в будущем эта историческая жемчужина, хранящая память о прошлом, может исчезнуть навсегда. Тем не менее, её элегантная, скрупулезно проработанная съемка, безусловно, оставляет глубокое впечатление, демонстрируя мастерство кинематографистов. В целом, видеть этот фильм в один раз вполне допустимо, однако, возобновлять просмотр, полагаю, не будет повода.