Описание
Рецензии

Сериал Шахта

Актеры:
Илья Носков, Елена Антипова, Александр Баринов, Нина Гогаева, Александр Доронин, Андрей Евдокимов, Дмитрий Ермак, Сергей Марухин, Елена Морозова, Сергей Петров
Режисер:
Сергей Лесогоров, Владимир Виноградов
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
добавлена 15-16 серия из 16 (15.01.2011)
Рейтинг:
7.92
7.10
В 2007 году Леша, по возвращении с военной службы, обнаружил свой родноград, в котором, казалось, застыло время. Этот город, когда-то обнесенный завесой секретности, остался практически нетронутым переломными годами. В эпоху Советского Союза он представлял собой закрытое военное поселение, созданное вокруг шахты, где велось извлечение урановых руд. С течением времени, в результате реформ и перемен, город постепенно начал открываться для посещения, привлекая в основном местных жителей и немногочисленных любопытствующих. Его изображение практически исчезло с современных карт, город, словно стертый из памяти, остался в тени забытых эпох. Путь к границе города представлял собой сложный маршрут, включавший в себя проезд по старинному мосту, перекинутому через глубокий овраг, и последующую переправу через реку на небольшом, потрепанном временем, плавсредстве. Прибыв в родные края, Леша столкнулся с трагической ситуацией: в шахте, некогда пульсирующей жизнью, произошел мощный взрыв, вызванный, предположительно, устаревшими технологиями и несоблюдением мер безопасности. В результате этого катастрофического события, связь с внешним миром была полностью потеряна, погрузив город в состояние полного изоляции и неразрешимой тайны. Я настоятельно рекомендую всем, кто интересуется историей, тайнами прошлого и неординарными обстоятельствами, посетить это место, чтобы своими глазами ощутить атмосферу запустения и ощутить неразрешимый вопрос, витающий над этим затерянным в глубинке городом.
Пока ни одна рецензия на этот сериал не появилась, что позволяет мне, как первому, обстоятельно высказаться о нем. «Шахта» – произведение, заслуживающее особого внимания, и я смело заявляю, что оно превосходит большинство российских телесериалов, требуя достойного осмысления. Начать стоит с того, что сериал построен на основе сложной, многогранной сюжетной линии, представляющей собой не просто гобелен повествования, а скорее монументальный замок, полный секретов и неразгаданных загадок. Здесь отсутствуют клише, свойственные жанру: нет идеализированных правоохранительных органов, нет однозначно отрицательных бандитов, нет чрезмерного увлечения показной молодежью, нет историй о росте одной семьи на протяжении десятилетий, начиная с русских времен, и, что немаловажно, нет излишней мелодраматичности, растянутой на сто или больше эпизодов. "Шахта" насыщена событиями, переменчивой атмосферой, сложными загадками, требующими от зрителя активного участия и интеллектуальной работы, чтобы разгадать их, попутно наблюдая за развитием сюжета. В финале фильма, после кажущегося идеальным завершением, происходит неожиданный поворот, открывающий возможности для продолжения. В отличие от многих телесериалов, где актерская игра зачастую оставляет желать лучшего, в "Шхете" подбор актеров оказался удивительно удачным. Каждый из них идеально вписался в свою роль, демонстрируя впечатляющую трансформацию от героя до предателя, от свирепого монстра – в зависимости от обстоятельств. Мужчины не выставляют напоказ мышцы, они обычные люди, которых можно встретить на улицах, заводах, – это придает им особую достоверность. Женщины тоже не соответствуют стереотипу "красивой дамы" – их простота и естественность только добавляют привлекательности. Драматическая составляющая романа выстроена по принципу индивидуальной судьбы каждого героя, с детально проработанной драматической линией, ярко отраженной в флэшбеках. У персонажей есть не только прошлое, но и настоящее, где они сталкиваются с трудностями и переживаниями. В отличие от многих южноамериканских фильмов, где герой часто стреляет в своих же сограждан, а сочувствия ему не вызывает, в "Шхете" персонажи, представляющие правоохранительные органы, стреляют в других людей, их родных, что добавляет сюжету реалистичности и вызывает сочувствие. Кроме того, присутствует и классическая схема любовного треугольника, которая органично вписана в повествование, не привлекая излишнего внимания. Сериал изображает не просто отдельные семейные катастрофы, а судьбу целого города, в котором люди страдают из-за жажды власти и амбиций. Это дополнительный плюс "Шхете", она не только развлекает, но и несет определенную мораль. В заключение, "Шахта" – это сериал, выделяющийся на фоне огромного количества телесериалов, и его стоит посмотреть, чтобы сделать собственные выводы.
В этом небольшом городке, словно укоренившись, живет женщина по имени Катя – фигура поистине уникальная и самобытная. Особое внимание привлек сценарист телесериалов, Илья Куликов, создатель столь запоминающихся проектов, как «Глухарь» и «Меч». «Глухарь» я успел ознакомиться с несколькими сериями, и, признаться, в контексте других милицейских проектов он показался довольно свежим и оригинальным, с заметным уклоном в социальную драму, а не в привычные расследования. «Меч», в свою очередь, я внимательно просмотрел – хоть и предначертанная история о противостоянии с преступным элементом, но сюжет был насыщенный и остросюжетный, а мысль, заложенная в сценарии, была весьма проницательной, пусть даже эта полемика, как ни странно, возникла в узких кругах. Так что, молодой человек, в возрасте всего 5 лет старше меня, сумел зарекомендовать себя, особенно учитывая, что он взялся за фантастику, что само по себе – уже повод для нашего телевидения дать ему шанс. И вот вышел сериал «Шахта». Действие разворачивается в провинциальном городе Каменске, где главной достопримечательностью является, по сути, шахта. В итоге, «блудный сын» – Леха Журавлев (Илья Носков), уехавший пару лет назад без объяснений, служивший в спецназе, заработавший несколько наград, – возвращается к истокам. За это время жизнь города потихоньку шла своим чередом: постарели предки, сестренка, наконец, заканчивает школу, младший брат, Сергей (Дмитрий Ермак), пошел по кривой дорожке и стал первым бандитом в деревне, а бывшая женщина гуляет в парке с отпрыском. И в первую же ночь на малой родине происходит ЧП – землетрясение, сопровождаемое мощной грозой без дождя, и в завершение – трагедия на шахте. В городе начинается паника, во время которой Сергей, мягко говоря, похищает умнейшего доктора, за что получает от сурового человека из районного центра огромную сумму. Власть практически переходит к начальнику шахты – майору Зориной (Лена Морозова), которая начинает выяснять обстоятельства взрыва. Днем на Каменск опускается густой туман, который быстро рассеивается – хоть и не приносит чудовищ и опасностей. Странные явления, конечно, проходят, но ключевой неразрешенной проблемой становится то, что город, наконец, берут в кольцо военные в химзащите без каких-либо разъяснений, объявляя карантин. Вскоре с военными начинаются столкновения, и Каменск оказывается под осадой. В итоге вышел увлекательный телесериал-катастрофа, причем, стоит признать, весьма необычный и непредсказуемый, хотя поначалу это не всегда заметно. Основная мысль, по сути, раскрывается во второй половине, вызывая у зрителя недоверчивый, но в то же время эффективный хохот. Смотришь и думаешь: «В нашем телесериале произносят такие слова? Серьезно?!» И так, через два года, мы «полетим в космос», взяв на борт для «дружбы народов» чернокожего паренька Джимми Сэлинджера. Да, естественно, все это – лишь кусочки, и ходить далековато не нужно. Но в целом сюжет был уникальным, обжитым, цепляющим. Актеры в большинстве своем хороши, постановка, как ни странно, хромает, возможно, ну и эффекты – отечественные. Финал – ожидаемый, после раскрытия главной тайны, но находка под занавес – 5+. Шедевр? Нет, но любопытно! Прорыв? Наверняка, тоже нет, но в целом возникла тенденция делать телефантастику, а это уже, в конце концов, весело. А прорыв, как ни странно, случится, если «Шахта» выстрелит и будет сделан на том же уровне – второй сезон. Он не особо нужен, история полностью закончена, хотя ниточки для продолжения есть, но дело, прежде всего, в принципе. Если мы начнем говорить о наших телесериалах в определениях «шоураннер», «сезон», «мифология» – это будет, в принципе, прорыв. А пока советую, пожалуй, посмотреть наш самый увлекательный сериал за последние пять лет.
В последнее время российские сериалы обрели значительную популярность, однако, если говорить о жанровой классификации, особенно когда речь заходит о фантастическом триллере, возникает обоснованное сомнение. В отличие от Америки, где подобные масштабные и замысловатые сюжеты стали неотъемлемой частью кинематографической культуры, где таинственные события с неизменною любовью разворачиваются в Оклахоме или Аризоне, в России, казалось бы, не принято создавать истории, происходящие в удручающе обыденном шахтерском городке. Да и, если уж поверить в столь неординарное развитие событий, то, опять же, желательно, чтобы это происходило не в российской глубинке. Применительно к сериалу «Шахта», созданного отечественной кинокомпанией, возникает вопрос: допустимо ли серьезно относиться к этому произведению искусства? Безусловно, да, и даже необходимо! Особенно, учитывая, что каждая серия подкупает своей неожиданностью и поразительной изобретательностью. Начало повествования предстает вполне в духе традиционных российских историй, погружая зрителя в атмосферу повседневной жизни. Возвращается домой из военных будней простой парень Алексей, где его ждет семья: отец, мать и сестра. Напряженные отношения с младшим братом, вечно разгорающиеся из-за ухаживаний одной и той же женщины, стали привычным делом, и это, безусловно, добавляет истории глубины. Вокруг этого уездного поселения расположена шахта, где усердно трудится большая часть населения, втягиваясь в суровые условия работы. Именно здесь, как можно было ожидать, разворачивается столкновение с криминальными группировками, характерное для многих "мужских" сериалов, посвященных власти и борьбе. Однако, создатели, к удивлению, предприняли отход от устоявшихся шаблонов отечественной киноиндустрии. На шахте разворачиваются события, кардинально отличающиеся от ожидаемого, не превращая историю в спокойную, семейную драму. В городе, один за другим, происходят катастрофические катаклизмы: на шахте случаются аварии, землетрясения сотрясают место, где царит напряженная атмосфера, а то и просто начинается нечто совершенно непонятное, вызывающее тревогу и неразбериху. Несмотря на всего лишь шестнадцать эпизодов, поглотить эту историю крайне сложно. Постоянно испытываешь напряжение, не имея возможности предвидеть, что ждет героев впереди. В финале становится известно, что город закрыли на карантин, а остальное зритель может открыть для себя сам, или, что предпочтительнее, увидеть развязку, не разочаровывающую ожидания, предоставленные захватывающим сюжетом, который не позволит отвести взгляд от экрана. Бюджет сериала скромный, нет здесь ни капли голливудских спецэффектов, но это никак не сказалось на его качестве. Актерская игра завораживает, отсутствует ощущение искусственности, все невероятно достоверно. Хочется выразить искреннюю благодарность сценаристам за гениальную работу! Сюжет – захватывающий, интригующий и, безусловно, непредсказуемый. После просмотра "Шахты" ощущаешь гордость за отечественного производителя, который способен создавать столь качественные и зрелищные произведения искусства.
В редких случаях, когда просмотр телевизионного сериала оставляет после себя столь глубокий и неоспоримый след, ощущение, будто эта история проживалась внутри, а не только транслировалась на экране, – это явление, вызывающее восхищение. Как правило, после просмотра захватывающего шоу, погружаясь в его мир, мы словно возвращаемся в реальность, но имена персонажей, ключевые детали сюжета, зачастую, ускользают, растворяясь в повседневности. Особенно это справедливо для сериалов, не отличающихся продолжительностью – коротких, рассчитанных на одноразовое переживание. Однако, среди российских проектов, состоящих всего из шестнадцати, а не двухсот эпизодов, можно обнаружить ряд произведений, достойных внимания, обладающих высокой степенью художественной ценности и кинематографического мастерства. И хотя не каждый из них безупречен, всегда найдется достойный выбор, соответствующий индивидуальным предпочтениям и вкусам зрителя. Сериал "Шахта" безусловно можно отнести к ряду действительно качественных кинопроектов, несмотря на некоторые недостатки, вероятно, обусловленные ограниченным бюджетом. Тем не менее, история, развернувшаяся на экране, пронизана настолько тонкой и непредсказуемой интригой, что оставляет зрителя в полном замешательстве, не в силах предвидеть развитие событий. Каждая серия наращивает напряжение, создавая ощущение неотвратимости происходящего, а кульминационные моменты, разработанные сценаристами, вызывают настоящий, искренний ошеломленный восторг. В сериале сплетаются элементы детективного расследования, военных действий, динамичных перестрелок и, что особенно ярко проявляется, дикие, бурные, неконтролируемые человеческие отношения. В сущности, это своеобразный кинематографический эксперимент в жанре "что было бы, если…", ставящий зрителя в поле битвы, где понятия добра и истины утратили свою прежнюю значимость. Герои, несмотря на всю сложность и неблагоприятность ситуации, продолжают отчаянно бороться за сохранение человеческого облика, за возможность построения нормальных, любящих отношений. Шахтерский городок, отрезаный от внешнего мира, оказался под жестоким карантинным режимом военных, что, несомненно, усугубляло положение жителей. Они вынуждены были прибегать ко всем возможным средствам, проявляя недюжинную изобретательность и стойкость духа, чтобы не потерять то, что они имели до этого – свою прежнюю жизнь. Ранее подобные темы затрагивались и в американском кинематографе, где целые города, пережившие последствия ядерного взрыва, вынуждены были адаптироваться к новым, суровым условиям жизни. В российском шахтерском городе, отчужденном от мира, развивается подобная, хотя и более локализованная, ситуация. Разгадку сюжета, достойную восхищения, лучше оставить на усмотрение зрителя, ведь попытки её пересказа, по сути, невозможны – история настолько сложна и непредсказуема, что любое её упрощение обесценивает первоначальный замысел. Стоит лишь открыть для себя этот захватывающий проект, "Шахту", чтобы испытать настоящий кинематографический восторг.
Этот кинематографический проект представляет собой поистине захватывающий опыт, затягивающий зрителя в водоворот событий с первых минут. Впечатление от просмотра вызывает ощущение неразрывной связи с происходящим – словно наблюдаешь за жизнью героев, завороженный их судьбами. Поначалу картина предстает как довольно прямолинейная драма, акцентирующая тему возвращения блудного сына, Алексея, в его родные края, где его ждали близкие, друзья и, конечно же, любовь. Однако, по мере развития повествования, автор мастерски вплетает в историю множество различных мнений, воспоминаний, создавая эффект почти бесконечного лабиринта. Особо хочется отметить, что фильм демонстрирует поразительное умение балансировать между детальной проработкой персонажей и акцентированием внимания на ключевых моментах. Сочетание драматических элементов, мелодраматических сцен, элементов детектива и, как ни странно, отголосков научной фантастики, создает уникальную атмосферу, хотя прямолинейной фантастической составляющей в фильме, признаться, немного. Загадочные потусторонние аспекты начинают раскрываться лишь к финальной стадии повествования, когда, казалось бы, вся ясность превращается в полную неопределенность. Нельзя не выразить глубокую благодарность создателю сценария за умение создать такую интригующую и неоднозначную концовку, которая, как бы это ни парадоксально, породила целую кучу догадок и воображений. До этого момента зритель был лишь облачен в туман предположений и фантазий. И именно так, в финале, оказалась правдой. Нельзя не отметить, что финал картины намекает на продолжение, на создание второй части. Но, конечно, остается открытым вопрос: состоится ли это, или же эта идея останется лишь недосказанностью. Предсказать это, честно говоря, крайне сложно. Тем не менее, я искренне желаю, чтобы этот фильм был увиден. И если его создание прекратится, я, пожалуй, не буду испытывать особого разочарования. В конце концов, принципиально важно не переусердствовать с продолжениями, сохраняя тот самый уровень качества. Но если вторая часть будет реализована, я уверен, что она в полной мере оправдает свою первоначальную концепцию и, желательно, будет сопровождаться значительно увеличенным бюджетом, достойным такого уровня кинематографического произведения. Один лишь нюанс, стоит отметить – это, вероятно, не самый большой бюджет, что, несомненно, сказывалось на некоторых деталях. При моем внимании обратили мое внимание на, скажем так, несколько эпизодических ролей – в одном актера второго или даже третьего плана воплотил образ медсестры, в другом – какого-то другого персонажа. Но, главное, это лишь незначительные моменты, на которые не стоит сосредотачивать основное внимание. В целом, игра актеров в фильме, безусловно, заслуживает особого упоминания и, безусловно, является одним из ключевых факторов, делающих этот проект действительно стоящим внимания. Я убежден, что это кино заслуживает просмотра, и я надеюсь, что его успех будет отмечен.