- Стандартный
- В цвете
Описание
Рецензии

Сериал Семнадцать мгновений весны
Актеры:
Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Екатерина Градова, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Отто Мелис, Леонид Куравлёв, Константин Желдин, Михаил Жарковский
Режисер:
Татьяна Лиознова
Жанр:
отечественные, приключения, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1973
Добавлено:
1-12 серия (В цвете) из 14
(09.05.2015)
Рейтинг:


Легендарный сериал, посвященный подвигам бесстрашного и неуловимого советского разведчика Штирлица, с момента своего появления заслуженно приобрел культовый статус, повествуя о фигуре, которая, казалось, на протяжении значительного времени, с недюжинным мастерством, выводила из себя и смущала верхние эшелоны нацистского режима.
Исаев – это псевдоним, за которым скрывалась его истинная фамилия, использовавшаяся им до того, как он обрел всемирную известность под именем Штирлица. До начала ожесточенных боев Великой Отечественной войны он был лишь обычным советским гражданином, исполнявшим свои обязанности в мирное время.
Однако, вступив в ряды вооруженных сил в военные годы, он избежал участи большинства бойцов, не оказавшись в эпицентре боевых действий и под обстрелами. Благодаря своему выдающемуся интеллекту, феноменальной памяти и глубокому знанию немецкого языка, ему выпала честь занять должность разведчика, осуществлявшего разведывательную деятельность в тылу врага.
Воплощая в жизнь дерзких и хитрых операций, он, опираясь на своё остроумие и изобретательность, с поразительной эффективностью выполнял сложные задания, возложенные на него Советским правительством. Он умело обманывал и вводил в заблуждение вермахт и СС, мастерски манипулируя ими и создавая видимость безнаказанности, чтобы избежать раскрытия и, следовательно, обеспечить успешное завершение своих миссий. Его действия стали примером профессионализма, отваги и хладнокровия, внеся неоценимый вклад в ход войны и обеспечив Советскому Союзу значительное преимущество в борьбе с агрессором.
В разгар ожесточенных многолетних военных столкновений, решающую роль могла сыграть одна, тонко выстроенная шифровка. Небольшое донесение, переданное разведчиком, могло стать катализатором, перехватывающим иниціативу на поле боя. На протяжении всей истории человеческих противостояний, разведка всегда являлась тихим, но исключительно эффективным оружием, способным нанести сокрушительный удар по противнику посредством краткого, зачастую недооцениваемого сообщения. Однако, становление в ряды этой бесшумной армии не было доступно каждому. Те, кто непосредственно участвовал в сражениях на передовой, должны были полагаться не только на свои собственные силы, но и на удачное стечение обстоятельств. В то же время, разведчик не был склонен рассчитывать на благоприятную случайность; его задача заключалась в том, чтобы направлять ход событий, используя врага как инструмент, а не наоборот.
Такого воплощения тихой армии разведки мы наблюдаем в «Семнадцати мгновениях весны». Зрителю предоставляется возможность проникнуть в логические рассуждения героя Тихонова – Макса Отто фон Штирлица. Кто же этот выдающийся персонаж? Это хладнокровный, профессионально обученный сотрудник советской разведки, не допускающий малейших просчетов в своей работе, тщательно анализирующий каждую деталь. Он обладал властью, не основанной на доминировании, а на прочном осознании того, что ставки в политической игре, в особенности в периоды глобальных конфликтов, являются чрезвычайно высокими. Эта информация, в сочетании с непреклонной преданностью долгу, оказывала неоценимую помощь разведчику, когда ему приходилось отбиваться от подозрений, изначально кажущихся неопровержимыми. Искусно владеющий искусством тонкой игры, советский разведчик Исаев, способен отражать атаки с двух направлений – с одной стороны, через немецкую разведку, где он служил, и под контролем управления Мюллера, осуществлявшего надзор за внутренними делами и предоставлявшего отчеты Борману, а с другой – посредством скрытой деятельности.
Центральным элементом стратегии резидента является не его пистолет, а тщательно выстроенное прикрытие, личная репутация, подкрепленная безупречным знанием всех повадок и махинаций не менее проницаемого противника, а также неукоснительное соблюдение всех правил и протоколов конспиративной работы, осуществляемой в глубоком вражеском тылу. В таком сотрудника всегда испытывавают доверие, а его незаметная и скромная деятельность, осуществляемая изнутри, неумолимо разрушает благостную вражескую систему в указанном направлении. Даже в самых неожиданных и непредсказуемых ситуациях, его облик не позволяет усомниться в его профессионализме. Его лицо напоминает каменную статую великого актера, не стремящегося к всеобщему признанию и посвящающего все свои усилия достижению высокой и благородной цели – приближению Великой Победы.
Его зрители – это и есть антигерои этой постановки. Здесь впервые были показаны как люди советский зритель, и то, что партийные руководители Рейха - это обыкновенные солдаты, а не ужасные чудовища, которые упивались кровью своих невинных жертв. Они представляли собой представителей своего государства, которое, к сожалению, оказалось не в состоянии поддерживать свои собственные ценности.
Видно по фильму, многие немецкие воины Рейха не разделяли взглядов и суждений фюрера, запершегося в бункере в последние дни войны. Одним уже было нечего терять, другие осознавали полную бессмысленность конфликта, развязанного ради непостижимых и жестоких идей. Уставшие от бесконечных бомбардировок, истощенные непрерывными сражениями, они были готовы к сепаратным переговорам, чтобы спасти режим. Однако историческая справедливость требовала полной победы.
Фашистская Германия была обязана проиграть на всех фронтах, хотя цена этого поражения была чрезвычайно высокой – катастрофа и ужас, которые сопровождали эту войну, были невероятными. Страдания мирных жителей, показанные в сериале, вызывают искреннюю жалость к жителям разрушенного Берлина. Вина большинства состояла в том, что им суждено было родиться и жить в этой стране, отвернувшись от ложных обещаний и символов, нищающая страна верила в лозунги и знамя свастики. Теперь все разбито, и мало что осталось от лозунгов и свастики. Обычный рядовой солдат Хельмут, который когда-то мечтал убить как можно больше советских пехотинцев, встал на сторону советской армии, обратив оружие против зла, которое было готово уничтожить и будущее.
Сериал из двенадцати серий с интригующим началом и воодушевляющим финалом заставляет зрителя с нетерпением ждать следующей серии. Главная тема картины – показать, насколько трудно было достижение победы в этой ужасной войне. Даже нейтралитет Швейцарии не гарантировал безопасности этой стране.
Есть ли необходимость тщательно пересматривать и оценивать актеров, исполнивших роли в этом сериале? Следует ли выделять кого-либо из огромного числа талантливых актеров или пытаться сравнивать героев сериала с реальными историческими фигурами? Возможно, картина имеет определенные недостатки, как и любое другое произведение искусства. Но копаться в них – это бесполезное занятие, это будет неуважением к подвигу людей, памяти которых и посвящен этот сериал.
Через совсем короткое время сериал станет самым грандиозным памятником советским разведчикам, величайшим шедевром советского кино. Но сегодня, осенью 1973 года, актер Вячеслав Тихонов не догадывается об этом. Он отправляется работать на Киностудию имени Горького.
Этот кинематографический шедевр, созданный советским кинематографическим коллективом, по праву занимает особое место в пантеоне великих произведений. Он является не просто повествованием, а глубоким уроком патриотизма и беспримерного мужества, пропитанным любовью к родной земле, той стране, которая, преодолев адский натиск в самой кровопролитной войне, одержала триумфальную победу над фашистским злом. Фашистский режим, осуществлявший чудовищные преступления против человечества, не оставив равнодушным даже собственный народ.
Использование в фильме архивных, документальных кадров, обладающих исключительной исторической достоверностью и не подвергнутых никакому монтажному вмешательству, позволяет зрителям ощутить непосредственную связь с событиями той эпохи. Учитывая ограничения технического оснащения, характерные для того времени, следует отметить, что это, пожалуй, последняя кинокартина, где видеоряд и звуковое сопровождение были зафиксированы в режиме реального времени, синхронно с происходящими событиями.
Актерский ансамбль, вошедший в историю кинематографа, представляет собой настоящий сокровищницу талантов и выдающихся исполнительских способностей. Каждый из актеров – это воплощение мастерства, его искренность и глубина, а их игра, столь завораживающая и убедительная, способна затронуть самые сокровенные струны человеческой души. Этот фильм, столь близкий и понятный каждому советскому зрителю, продолжает не терять своей актуальности и волшебной силы, раскрывая новые грани мастерства актеров с каждой последующей пересмотрой.
Особую заслугу в создании образа – не столько действие, сколько молчаливая, глубокая сосредоточенность, словно в попытке постичь непостижимое, принадлежит Олегу Тихонову. Его герой, сдержанный и задумчивый, воплощает собой внутреннюю силу и несломленный дух человека, пережившего войну. В подобной роли, требующей предельной самоотдачи и искренности, нужно не просто жить, а существовать, сохраняя достоинство и величие.
Эту непростую задачу блестяще выполнил Евгений Евстигнеев, создавший для своего персонажа около сорока тщательно продуманных, реалистичных походок, каждая из которых, как тщательно подобранный аккорд, максимально точно соответствовала трагическому состоянию измученного войной молодого человека. Родственные души настоящего Шелленберга, Олег Табаков, выразили искреннюю признательность режиссеру за создание яркого, обаятельного образа, не обращая внимания на незначительные детали, такие как цвет формы или другие мелочи.
В свете современных кинематографических "шедевров" военной тематики, примем за образец этот фильм, где, к сожалению, часто происходит плутание реальных прототипов немецкой формы, а рядовые бойцы, не задумываясь, отдают честь в американском стиле.
Не стоит стремиться выдавать себя за полномасштабного знатока истории и формы немецкой армии, ведь истинная ценность заключается не в слепом следовании канонам, а в понимании содержания, душевном состоянии, поступках и мотивах, которые определяли действия солдат.
Этот фильм – истинный памятник искусства, бесценное наследие, который будет востребован и почитаем поколениями. Блистательная игра легендарных актеров, своим волшебным откликом на человеческие души, останется актуальной навечно.
Пожалуй, не секрет, что волшебная аура, окутывающая картины о подвиге Александра Титова – известного под псевдонимом Штирлица – пленит сердца бесчисленного множества зрителей. Если бы все эти литературные произведения, столь проникнутые духом мужества и преданности, были воплощены на киноэкране, используя тот же актерский состав, результатом стал бы поистине грандиозный и незабываемый телесериал, достойный звания величайшего произведения кинематографа. И, с учетом специфики обсуждения, позволяю себе начать с того, что Анатолий Тихонов, исполнивший роль легендарного разведчика, продемонстрировал настолько исчерпывающую и безупречную достоверность, не оставив ни единого намека на искусственность, – свой вклад в создание этого шедевра он внес поистине выдающийся.
Олег Табаков, как всегда, очаровывает своей неповторимой харизмой и умением доносить до зрителя сложную душевную гамму, будь то образ безжалостного врага или, напротив, сочувственного, почти любящего персонажа, как в случае с Броневым. А Шелленберг и Мюллер, несмотря на свою принадлежность к зловещей системе, выглядят удивительно привлекательными и даже обаятельными – заслуга, несомненно, принадлежит талантливым актерам.
Нельзя не отметить, что музыкальное сопровождение, а также сам фильм, стали неотъемлемой частью культурного наследия народа, породив бесчисленное количество народных анекдотов и юмористических зарисовок. Эта картина – это не просто развлекательная история о деятельности шпионов; это глубокий и многогранный рассказ о Родине, о неугасающей любви к ней, о священном чувстве долга и ответственности перед своим народом. В этом произведении затронуты темы, которые понятнее и убедительнее любой пропагандистской риторике.
И, наконец, обращаясь к вопросу о фашизме, стоит уделить особое внимание тщательно воссозданным историческим кадрам, чтобы осознать всю глубину и опасность этого тоталитарного режима, а также всех идеологий, опирающихся на диктатуру и манипулирование национальными чувствами. Наблюдая за изображением фашистской системы, становится очевидно, что подобный подход, основанный на ненависти и подавлении человеческих прав, представляет собой действительно катастрофическую угрозу для всего человечества.
Рекомендуем к просмотру