Описание
Рецензии

Сериал Записи о Божестве / Records of the Godhead

Актеры:
Джан Сяньго, Сюй Суцзе, Ван И, Дин Юн
Режисер:
Цзы Фенчунь
Жанр:
документальные, исторические
Страна:
Китай
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4 (06.02.2017)
Древнекитайская история и мифология представляют собой поистине захватывающее и завораживающее зрелище, наполненное неповторимым колоритом и, как бы это сказать, одухотворенностью. Сказания, рожденные в глубине тысячелетий, не перестают волновать умы исследователей и творцов, продолжая оказывать колоссальное влияние даже на современные произведения искусства. При каждом упоминании образов из китайского мифологического наследия в кинематографе, литературе или других формах повествования, они мгновенно узнаваемы и приобретают особую выразительность. Перед нами предстает сложная и многогранная система, состоящая из нескольких, тесно связанных между собой мифологических систем, которые, в совокупности, формируют единую, всеобъемлющую мифологическую канву. В центре внимания повествований неизменно оказываются фигуры, являющиеся своеобразным сплавом фантазии и реальности – существа и герои, напоминающие нам известных исторических личностей, но, тем не менее, окутанные аурой легендарности и недоступные непосредственному познанию. Примечательно, что многие образы в китайской мифологии прямо восходят к реальным историческим деятелям, которые, благодаря их подвигам, мудрости, или просто благодаря непоколебимой вере народа, были возведены в ранг божественных героев, заслуживших вечное почитание и память. Несмотря на значительные трудности, возникающие при попытках собрать воедино фрагментированные сведения о древнекитайских мифах, данный проект, несомненно, обещает предоставить читателю глубокое и исчерпывающее знакомство с этим удивительным и величественным миром.
Признаться, просмотр данного документального проекта вызвал у меня определенное разочарование. Я надеялся на зрелищную, захватывающую трансляцию, в духе знаменитого «Дискавери», где каждый кадр наполнен вниманием к деталям, а тема, благодаря умелой подаче, пробуждает интерес и вовлеченность зрителя. Однако, представленная картина казалась довольно приглушенной, а рассказ доцента Ту Сяоцун, представляющего Пекинский технологический университет, был лишен эмоциональной окраски. Несмотря на это, я осознаю, что китайское телевидение часто мастерски демонстрирует богатство своей истории и культуры, как, например, в впечатляющем сериале «Музей Гугун», который я недавно изучал на той же платформе. Там каждая минута просмотра была насыщена впечатлениями – ощущалась важность сотенлетних музеев, сложность добычи древних стволов деревьев, их транспортировка по воде, а также опасность, которую представляли дикие звери. Но здесь же всё было показано с какой-то отстраненностью, словно культура переживала угасание. Изображались выцветшие иероглифы, древние храмы, не представлявшие собой особой привлекательности. При этом, по словам рассказчика, над этими сооружениями ведется реставрация, что лишь усиливало ощущение заброшенности. Понимаю, что в России мы сталкиваемся с аналогичными проблемами – многие исторические памятники утрачены, заменены крепостями, как это, к сожалению, часто бывает и в моем городе (благо, он полностью отреставрирован). Мне показалось, что авторам проекта следовало подобрать более позитивный тон повествования. Неубедительный, монотонный голос китайского рассказчика, усиленный невыразительным переводом, лишь добавляли ощущение уныния. Однако, я не имею возражений против самого содержания – здесь рассказывалось о том, что народные обычаи являются неотъемлемой частью культуры Китая, о горах Тайшань, о божестве Бися Юаньцзунь, о местах зарождения и развития буддизма и даосизма, о традициях в горах Уишань (современный Наньшань). Оценка исторической достоверности проекта не входит в мои задачи, однако даже без этого сложно дать ему однозначную оценку. Безусловно, для тех, кто стремится к точному и глубокому знанию, данный проект может быть весьма полезным пособием. Однако, для обычного зрителя, интересующегося Китаем и его традициями, его подача может показаться несколько скучной – когда в музеях рассказывают о древних монетах или артефактах, это можно представить с особым чувством, а когда смотришь на камни древности, словно на минерал, это вызывает разочарование. В заключение хочу отметить, что мое мнение сформировалось во время просмотра этого проекта, и я даже уверен в том, что тема для авторов была не только важна, но и имела значение для их жизни. Понимание разрушенности многих культурных памятников не оставляет места для позитивного настроя. Я лишь поделился своими впечатлениями, поскольку мои ожидания не были оправданы. Несмотря на наличие интересных легенд и историй, их подача, к сожалению, осталась недостаточно вовлекающей. И, признаться, я стал немного разочарован – я привык к динамичным видеорядам, к инсценировкам прошлого, поэтому ожидаю большего, хотя содержание, безусловно, имело достоинства. Насмотревшись дорам, мне, кажется, нужно погрузиться в реальность. Решение о том, стоит ли смотреть этот проект, остается за вами.