Описание
Рецензии

Сериал Раскол
Актеры:
Дмитрий Тихонов, Валерий Гришко, Александр Коротков, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Александр Коршунов, Ольга Аксёнова, Иван Верховых, Всеволод Иванов, Олег Любимов
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
отечественные, исторические, семейные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
19-20 серия из 20
(17.09.2011)
Рейтинг:


Новый исторический телесериал, созданный талантливыми российскими кинематографистами, погрузит зрителя в один из самых судьбоносных и, несомненно, трагических этапов в истории Российского государства – эпоху правления царя Алексея Михайловича, известного впоследствии как Тишайший. Период его воцарения стал ареной ожесточённых столкновений и глубочайших потрясений в церковной сфере, в первую очередь, связанным с масштабным расколом, инициированным самим патриархом Никоном.
Это событие, переволновавшее общество во всем многоликом Российском государстве, не нашло всеобщего понимания и поддержки. Церковный раскол, вопреки всем представлениям о стремлении к гармонии и единству в православном мире, фактически стал отправной точкой, заложившей фундамент для дальнейшей, зачастую противоречивой, эволюции Российского государства. Попытки, казалось бы, назревшие и направленные на установление единого, унифицированного порядка в богослужебных практиках, встречали ожесточённое сопротивление, воплощенное в личности некоторых из наиболее неблаговидных представителей русской знати, чьи действия и намерения, несомненно, преследовали исключительно корыстные и деструктивные цели. Этот период, с его сложными моральными дилеммами и глубокими духовными противоречиями, безусловно, заслуживает особого внимания и детального изучения.
В сознании человеческом, словно отголосок далекого, ушедшего времени, когда доминировали незыблемые принципы и моральные ориентиры, сегодня ощущается ощутимый разрыв. Современная цивилизация, погрязшая в бесконечном стремлении к комфорту и благополучию, превратила искренние убеждения в поверхностные предрассудки, а самоотверженность – в абсурдную игру. Преобладающим стало неустанное стремление к роскоши и удовольствиям, отдалив от глубоких духовных исканий.
На этом фоне, как оазис чистого воздуха, вновь появляется живое искусство, воплощенное в захватывающем сериале, созданным выдающимся режиссером Досталем. В его работах, в образах его персонажей, зритель встречает благородную презумпцию духовности – герои не просто живут и умирают, они – носители и воплотители идей, сталкивающиеся с безжалостной реальностью. Вопрос о секрете его гения, способного создавать столь убедительные произведения, несмотря на предельно наивный посыл, остается открытым, вызывает неподдельный интерес.
Однако, несмотря на эту благородную идею, на экране, в угоду жанровой условности, наблюдаются определенные упрощения. Разговор между персонажами, в большинстве своем, лишен естественности, доминирует высокопарный, несократимый язык. Они используют сложные конструкции, уступая место, в некотором роде, искусственной элегантности. Подробности быта изображены с оглядкой, что создает впечатление, что Досталь, в определенной степени, отказывается от полной исторической герменевтики, не стремясь к глубокой идентификации с жизнью XVII века. Повествование протекает в близкой, но умеренной форме, стремясь поддержать внимание зрителя, не позволяя отвлечь его от центральных тем.
Особого внимания заслуживает и актерская игра. Воплощение образа патриарха Никона – впечатляющая и правдоподобная работа Виталия Гришко – является одним из самых реалистичных с психологической точки зрения персонажей. Царь Алексей Михайлович, в исполнении Дмитрия Тихонова, - трагическая фигура, наивная, зацикленная на своей харизме и вовлеченная в нравственный кризис. Всего лишь зрелый взгляд на политические реалии, сопровождающий его существование. Значительным является и вклад в атмосферу фильма ряда представителей церкви, которые, наиболее, необычайно, продемонстрировали грамотность. Может быть, такой образ и требовался им?
Особое внимание привлекли и декорации. Монастыри, избы, палаты – в совокупности, произвели впечатление натуральности, создавая атмосферу времени. Художники по костюмам с поразительной амбициозностью, подарили фильму новый, оригинальный образ, введенный под брендом "Раскол", создавая в нем новые тенденции.
Несмотря на все достоинства, произведение неизменно несет в себе серьезный исторический подтекст, ограниченный двумя десятилетиями. Отсутствие текстовых датировок и четкого указания географического положения происходящих событий, а также субтитров для исторических персонажей, было бы крайне целесообразным. К сожалению, ограниченный бюджет фильма очевидно, не позволил расширить масштаб и создать полноценный антураж сцен с битвами, которые, несомненно, являются важным элементом происходящих событий.
Тем не менее, все это лишь незначительные недостатки. Самое главное – Россия оглянулась. Она пришла в себя, вспомнила свои корни. И этот важнейший аспект делает это произведение по-настоящему значимым и запоминающимся.
В отечественном кинематографе, к сожалению, все чаще встречается острая нехватка произведений, достойных истинного признания и уважения. Создатели современных картин зачастую демонстрируют поверхностное и вольное отношение к историческим реалиям, не проявляя должной ответственности и тщательности в обращении с историческими фигурами и событиями. Многие из этих фильмов, без сомнения, можно счесть не более чем бездумной халтурой, лишенной какой-либо художественной ценности и, вероятно, неспособной заинтересовать даже внимательного и образованного зрителя. Приходится наблюдать за разнородными попытками: одни фильмы слепо копируют устаревшие голливудские шаблоны, другие – подвергаются произвольной корректировке в соответствии с предвзятыми взглядами заказчика, а третьи – подстраиваются под требования критиков и общественности. Но, к сожалению, количество картин, созданных с искренним уважением к истории и культуре, остается крайне ограниченным.
Николай Досталь, к счастью, сумел реализовать то, что, к сожалению, оказалось не под силу большинству современных отечественных режиссеров – создать произведение, представляющее собой действительно качественную, основанную на глубоком понимании и уважении к историческому контексту, историческую драму. Он смог добиться этого, избежав нарочитой морализаторской окраски, назидательных нравоучений и излишних штампов, что позволило ему создать кинематографический опыт, проникнутый истинной мудростью и глубоким осмыслением.
Фильм Досталя, действительно, отличается поразительной глубиной, искренностью, проникновенной красотой и вдумчивостью. В каждом, даже самом незначительном движении персонажей ощущается не просто актерская игра, а какая-то самобытная, неповторимая художественная ценность. Я не могу вспомнить ни одного другого исторического фильма, который смог бы столь правдиво и одновременно столь красиво и тонко запечатлеть определенный исторический период нашей страны, раскрыть его суть, уберечь от поверхностных интерпретаций. Важно не только знать историю, но и осознанно, уважительно к ней относиться.
Особого внимания заслуживают диалоги в фильме «Раскол». Каждое слово, каждое выражение - продукт невероятного, тонкого и бережного "ювелирного" мастерства. Фразы поражают своей глубиной, осмысленностью и совершенной взвешенностью, отражая не только исторический контекст, но и, несомненно, внутренний мир персонажей. Не удивлюсь, если сценаристы провели поистине кропотливую работу, чтобы максимально точно передать язык священнослужителей, повседневный язык простых людей, а также, несомненно, словесный стиль самого царя. Очевидно, что огромным вкладом в реалистичность фильма стали тщательная проработка одежды, предметов быта и, в целом, отображение уклада жизни того времени.
Меня также впечатлила подход Досталя к работе. С каждой новой картиной режиссер демонстрирует неуклонный рост и развитие, совершенствуя свое мастерство. Я с огромным интересом жду выхода фильма на DVD, а также еще не вышедшего фильма «Завещание Ленина», который, как и «Раскол», произвел на меня сильнейшее, неоспоримое впечатление. Выражаю искреннюю благодарность всем создателям этого великолепного фильма, которые проявили необычайную смелость и решимость, запустив такой масштабный и сложный проект. Уверен, что «Раскол» должен быть показан по всем доступным каналам, чтобы максимально широкая аудитория могла ознакомиться с этим замечательным произведением.
И еще несколько моментов, заслуживающих внимания. Не имея религиозных убеждений, я обратил особое внимание на количество перекрестий, которые, конечно, являлись неотъемлемым атрибутом того времени. Признаю, что их избыточное количество могло показаться излишним, однако, убежден, что «Раскол» не является пропагандой религиозных убеждений. После просмотра фильма возникает больше вопросов, чем ответов, касающихся РПЦ.
Неохотно, но уверенно, я полагаю, что фильм не приведет к увеличению числа верующих в Бога людей. Скорее всего, автор, намеренно, не создал пропагандистский фильм, а лишь оставил зрителю возможность самостоятельно сделать выводы.
Начало моего знакомства с этим сериалом сопровождалось определенным скептицизмом, вызванным разочарованием в отношении большинства современных отечественных исторических полотен. К сожалению, в наши дни стало нередким явлением, когда исторические произведения, созданные в России, подвергаются грубому искажению, а актеры, зачастую лишенные соразмерных черт лица, разрушают атмосферу повествования, не давая зрителям ощущения подлинности и вовлеченности. Удовлетворения от просмотра подобных фильмов я, увы, не испытывал. Однако, произошло нечто поистине удивительное – я неожиданно наткнулся на произведение, обладающее исключительной ценностью и художественной правдой.
Особую привлекательность для меня представляет собой «Раскол» благодаря тому, что сценаристы с поразительной точностью придерживались исторических реалий, что, в свою очередь, полностью исключает возникновение неприятных, вызывающих отторжение впечатлений, столь часто встречающихся в современных кинематографических подделках. Фильм позволяет погрузиться в атмосферу жизни наших предков, обитавших в середине XVII века, в период значительных реформ, инициированных Никоном.
Вся канва событий представлена без излишней нарочитости или искусственности, что позволяет проникнуться верой в то, что люди того времени могли пожертвовать своей жизнью ради глубокой веры. Сквозь призму страданий, вызванных бесчисленными лишениями, через лишения, вдыхая прохладу ям, с отчаянием умирая от голода, они продолжали с искренней преданностью молиться и просить прощения у высших сил. Прекрасно проработаны моменты зарождения реформ, их влияние на общество и церковные структуры, которые, как следствие, привели к разделению верующих на «никониан» и «старообрядцев». Не менее трогательным является отображение личных драматических линий, трагических судеб, разворачивающихся вокруг главных персонажей.
Особое внимание я хочу уделить актерскому ансамблю – оно органично вписано в общую палитру русского общества того времени, идеально подобраны типы главных действующих лиц, не вызывая отторжения и неприятия у зрителя. Кинолента также радует отсутствием любых намеков на пафос или ненужной недосказанности, столь характерных для современной кинематографии.
Неотъемлемой частью фильма являются тщательно проработанные костюмы, предметы быта, убранство деревенских жилищ, пронизанное традициями, особенности общения – все это максимально близко отражает картину Руси, существовавшей несколько столетий назад. Особенно меня поразила музыка! Живые, проникновенные музыкальные напевы, словно шепчущие о вещах, дарили невероятное эмоциональное воздействие, не позволяя нам забыть о наших корнях, о том, из какой земли мы пришли, о нашей общей истории.
В сущности, об этом фильме можно говорить бесконечно, изливая свои впечатления. Я, в свою очередь, хотел бы лишь подчеркнуть, что режиссер Николай Досталь и вся его команда смогли создать живое, настоящее кино, посвященное простым земным чувствам, нашей общей родной русской земле, по-настоящему мощное и сильное произведение, способное растрогать даже самого устоявшегося, скептически настроенного зрителя.
Рекомендуем к просмотру