Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Охотники за мифами 1 сезон / Raiders Of The Lost Past 1 season

Myth Hunters
Режисер:
Нед Паркер, Девид Берри, Ник Девидсон, Элиот Мак Кефри
Жанр:
документальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2012
В захватывающем документальном кинопроекте, получившем название «Охотники за мифами», зрителей ждет масштабное, глубокое и зачастую головокружительное исследование самых значительных исторических легенд, пронизывающих тысячелетия. Сериал, по сути, представляет собой дерзкую попытку распутать клубок загадок, окружающих эти мифы, выявляя не только их истоки, но и то, какие реальные события и исторические факты заложены в их основе. В центре внимания – поиски Святого Грааля, который, как известно, с особой целеустремленностью преследовался нацистскими исследователями, таинственные сокровища царя Соломона, легендарные хрустальные черепа, их значение и загадочная история копей, а также, конечно, американские экспедиции в поисках пиратских кладов во Вьетнаме – лишь немногие из мифов, ставящихся под микроскоп. Сериал охватывает впечатляющий хронологический диапазон, начиная с первоначального, хотя и ошибочного, предположения Гиммлера о существовании Святого Грааля в Гренландии и продолжаясь до современных, зачастую весьма спекулятивных, поисков. Этот период, безусловно, предоставляет богатую почву для развития псевдонаучных и оккультных теорий, однако, в отличие от многих подобных проектов, «Охотники за мифами» придерживаются совершенно иного подхода. Каждое путешествие по следам легенды подкреплено кропотливой, строгой научной работой, основанной на убедительных доказательствах, тщательно собранных исторических примерах и ранее обнаруженных археологических данных. Объем накопленной информации, выложенной перед зрителями, поражает воображение, демонстрируя колоссальную работу историков, археологов и специалистов разных направлений. В рамках сериала последовательно рассматриваются культурно-исторические корни этих легенд – раскрывается происхождение событий, которые послужили отправной точкой для их возникновения. Упоминаются имена выдающихся ученых, прежде работавших над этими темами, предоставляются оценки и данные, полученные ими, часто противоречивые и требующие критического анализа. И, что особенно ценно, в ряде эпизодов повествование оказывается неожиданным и, порой, вовсе сенсационным, подвергая сомнению устоявшиеся догмы и открывая новые, ранее неизвестные факты. «Охотники за мифами» не просто рассказывают истории – они открывают взаимосвязи между прошлым, настоящим и вечными человеческими стремлениями к знанию и истине.
Просмотрев лишь первую часть повествования, я вынуждена признать: дальнейшее развитие сюжета, судя по всему, не предвещает значительного улучшения в плане художественной ценности. Сериал «Копьё Судьбы» – это произведение, вызывающее ряд серьезных вопросов относительно его достоверности и подхода к изложению материала. Сюжет, в своей основе, представляется интригующим, однако текст, представляющий собой американскую адаптацию события, по сути, превращает легенды в устоявшиеся факты, а восприятие этих "фактов" резко затрудняется из-за преобладания интерпретаций, практически лишенных опоры в научных исследованиях. Подача информации ощутимо замедлена, что, несомненно, создает дополнительный дискомфорт. Рассказ сконцентрирован вокруг венского копья святого Маврикия, однако в мировом контексте претендуют на аутентичность три копья: венское, существование которого известно лишь по рисункам, ватиканское (о котором известно исключительно по визуальным изображениям) и армянское (для которого имеется фотоснимок, демонстрирующий, например, клёпанные стяжки – копьё, по всей видимости, было сломано пополам). Археологические данные указывают на то, что в эпоху, предшествовавшую евангельским событиям, стандартными были цельнокованные наконечники. В этом плане, армянское копьё наиболее соответствует критериям артефактности, возможно, вместе с ватиканским, учитывая нечеткость и недостаток детализации рисунка, которые затрудняют точные выводы. Венское же копьё, по-видимому, является скорее уникальным, вероятно, специально изготовленным ритуальным клинком или кинжалом. В повествовании отсутствует детальное рассмотрение конкретного экспоната. Напротив, автор представляет собой сборник популярных легенд, в котором прослеживается стремление Гитлера и его окружения использовать копьё для достижения определенных целей, а также калейдоскоп разрозненных хроник, сопровождаемый эффектными, чрезмерно эмоциональными комментариями, и, как ни странно, восхвалением американских военных – настоящих «индианов Джонсов». Лишь в заключительной части серии появляется специалист-металловед, проводящий датировку копья (хотя и его выступление, увы, вызывает множество неразрешенных вопросов), и вскользь упоминается о существовании других наконечников копий. И если бы этот сериал не занимал фона моего внимания, я, вероятно, никогда не добралась до этого момента. Таким образом, единственное, что удалось выяснить благодаря существованию этой серии, – это факт существования явления под названием «Копьё Судьбы», подтверждающий, что оно является реальным объектом, а не лишь плодом фантазии кинематографистов.
Этот телесериал представляет собой весьма занимательный феномен, если подходить к его восприятию как к своеобразной литературной форме, хотя, безусловно, он не укладывается ни в строгие рамки научной литературы, ни в категорию прямого образовательного материала. Скорее, его эстетика напоминает приключенческие подвиги персонажа, подобного Индиане Джонсу, но, трансформированные в соученое киноискусство, проникнутое документалистическим подходом. Попытки дать однозначную оценку его содержанию, исключить категоричные утверждения об абсолютной достоверности происходящего, выглядят, мягко говоря, не совсем оправданными. Нельзя утверждать, что в нем полностью отсутствует художественный вымысел – исторические повествования, безусловно, содержат значительную долю тщательно переплетенных с общеизвестными историческими фактами и деталями, заимствованных из многочисленных летописей и хроник. В итоге получается типичный для американского кинематографа проект, стремящийся к демонстрации научности, но, одновременно, несущий в себе черты развлекательного контента. К сожалению, известно, что учебники истории, со временем, неизбежно превращаются в сборники исторических мифов, когда исчезают непосредственные свидетели эпохи, чьи воспоминания и опыт могли бы служить объективным подтверждением или опровержением услышанных историй. Тем не менее, для тех, кто ищет легкое и непринужденное развлечение, способное одновременно стимулировать любопытство и дать возможность потренироваться в умении отделить зерна истины от обилию разрозненных сведений, собранных в винегрет, данный сериал, безусловно, может оказаться весьма достойным внимания.