Описание
Рецензии

Сериал Противостояние (1985)

Актеры:
Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория, Виктор Гоголев, Александр Филиппенко, Елизавета Никищихина, Станислав Садальский, Сергей Бехтерев, Владимир Головин
Режисер:
Семен Аранович
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 6 (30.01.2013)
Рейтинг:
8.52
8.00
Фильм строится вокруг сложного, многослойного повествования, охватывающего два диаметрально противоположных этапа российской истории – мрачный период советской эпохи 1940-х годов и переломный момент 1990-х. В центре сюжета – серия ужасных, отвратительных преступлений, сконцентрированных вокруг жестоких убийств, которые долгое время оставались неучтенными. В результате кропотливой, обстоятельной работы следователей, удалось установить, что преступник, чье деяние оставило глубокий, неизгладимый след в истории, является бывшим офицером, когда-то служившим в рядах нацистской Германии – Николаем Ивановичем Кртовым. Обстоятельства его перехода на сторону врага, произошедшие в крайне тяжелые для страны военные годы 1941-го, требуют отдельного, детального анализа. Важно отметить, что в тот роковой период Кротов, будучи рядовым Красной Армии, совершил предательство, похитив и, вероятно, убив раненного политрука. Для раскрытия этой запутанной, обернувшейся трагедией истории, полковнику Костенко предстоит провести крайне тщательное, глубокое исследование военных архивов, внимательно изучить устаревшие документы и свидетельские показания, чтобы обнаружить скрытые мотивы и выявить истинного архитектора этих чудовищных злодеяний. Задача, поставленная перед ним, требует не просто сбора информации, но и глубокого, аналитического осмысления событий, произошедших в ту страшную эпоху, чтобы понять причины и последствия этой грустной и бесчеловечной трагедии.
Фильм, представленный на вниманию, представляет собой произведение, обладающее двойственной природой. Помимо классической формулировки детективного жанра и напряжённого психологического триллера, он насыщен глубокими моральными и патриотическими мотивами. По мнению многих пользователей нашего ресурса, особенно тех, кто относится к категории политических либералов, именно вторая из этих составляющих является ключевой для оценки картины. Не школьные дети, стремящиеся к зрелищным боевидам, а взрослая, сформировавшаяся аудитория, склонная к аналитическому осмыслению. Позвольте высказаться о впечатлениях от картины, которые, безусловно, субъективны, и не претендуют на оценку всех зрителей. Здесь нет места каскадам, спецэффектам, динамичным перестрелкам – все элементы построены вокруг убедительного повествования. Режиссер, безусловно, достиг поставленной цели. На протяжении всего повествования, от первого до заключительного эпизода, зритель испытывает постоянное напряжение, тревогу, которые в некоторых моментах перерастают в истинный ужас. Нельзя утверждать с полной уверенностью, что этот эффект достигается исключительно за счет кинематографического языка, но он, несомненно, присутствует. Особого колорита придает картине музыкальная композиция, пронизанная духом восьмидесятых годов. Несмотря на отголоски быта того времени, которые, несомненно, вызывают ощущение нереальности, они добавляют картине глубины и правдоподобности. В центре повествования – Костенко, полковник МВД, интеллектуал по натуре, следователь, возглавляющий группу по розыску и обезвреживанию бывшего власовца, кровавого убийцы. Он не просто следователь, а солдат, слившийся в единый окоп с погибшими и уцелевшими участниками Великой Отечественной войны. Война стала для него детством, профессией, фронтом, требующим предельной сосредоточенности и самоотверженности. Конфликт разума и интеллекта представителя власти, хорошо подготовленного и наделенного преимуществами над безумным, отчаянным врагом, забитым ядом в глазах, представленным Андреем Болтневым, – это особенно захватывающая часть фильма. Болтнев был разработан в соответствии с последними технологиями нацистской военной машины. Костенко и Басилашвили – ровесники, как и Семен Аранович, которые, в свою очередь, являются военными детьми, что полностью объясняет их профессиональную принадлежность и, следовательно, их роль в повествовании. Эта эпоха, в которой такие драматичные переживания минувших лет проявляются в актерской игре с поразительной достоверностью и мастерством, заслуженно считается самой любимой ролью Олега Басилашвили. «Зверь для игры выбрал белые фигуры». Стоимость каждого возврата хода, каждой крупицы информации для следствия – это жизнь невинного человека. Как ни печально, но именно смерть, кажется, помогает следствию, предоставляя необходимые улики. Современные трагедии дополняются раскрытием несчастливостей прошлых лет. Молодому следователю Кардаве приходится закрыть глаза, когда старуха, после десятилетий ожидания сына, спрашивает: «А приехал ли сынок? Нет у тебя чего нового?» Всякая страшная игра имеет свой финал, а кровавые следы, несомненно, приведут к тому, кто их оставляет. Развязка картины – это мощное, опустошающее эмоционально повествование. Завершим свою речь цитатой из эпилога фильма: «Мне довелось ознакомиться с сотнями метров хроники и собранных нами материалов о различных судебных процессах по делам о предателях. Я стал себя ловить себя на той мысли, что не пытаюсь отыскать сообщников Лебедева и Кротова, а внимательно в эти лица вглядываюсь. Я мучительно пытаюсь осознать, как это произошло с людьми? Как они свои судьбы оторвали от своего же народа и продолжают жить дальше? Понять не получается, так может лучше забыть? Ведь и было-то их не особо много. Но теперь мне стал вспоминаться Панков, Берлин, Трептов парк, убитые наши солдаты и их могилы. Поговаривают, что смерть одного человека является трагедией, а миллионов – статистикой. Мне очень бы не хотелось с данной формулой соглашаться. За любой на граните высеченной фамилией, скрывается боль людская. Память жива!»
С глубоким разочарованием я обнаружил поразительную пустоту в обсуждениях этого выдающегося советского сериала – практически полное отсутствие серьезных обзоров и размышлений о нем. Осознавая такую плачевную ситуацию, я стремлюсь внести свой скромный вклад в воссоздание объективной оценки этого произведения. Изначально, перед зрителем, представляется классическая детективная завязка: опытный следователь, загадочное убийство, кажущаяся незначительной тайна, которая, однако, становится основой захватывающего сюжета. Однако, уже после этого начального этапа, все стереотипы, связанные с жанром, рушатся безвозвратно. Эта первоначальная, по сути, незначительная тайна, трансформируется в колоссальную проблему, требующую от главного героя небывалых усилий и, пожалуй, демонстрации титанической воли. Суть вопроса заключается в том, что из кажущейся банальной уголовной аферы, в реальности раскрывается глубочайшая, как с точки зрения исторического контекста, так и с точки зрения моральной дилеммы. Следователь, чьи мотивы, в чудесном исполнении актера Олега Басилашвили, заключаются в попытке разобраться в самых сложных и значимых делах собственной жизни, оказывается перед необходимостью поймать самую опасную и мерзкую сущность, с которой ему когда-либо доводилось сталкиваться. На протяжении всего повествования зритель оказывается в эпицентре напряженной схватки интеллектов, сложного противостояния, бросающего вызов самым сообразительным и проницательным умам. Авторы мастерски избежали клише голливудских погонь и перестрелок, сумев создать особую атмосферу напряжения, не давая зрителю ни на мгновение расслабиться. Контекст истории, всплывающий в ходе расследования, лишь усиливает великолепие фильма, превращая обычную детективную историю в нечто большее – в тщательно продуманную и многослойную драму. Здесь привносится не только глубокий анализ мотиваций основных персонажей, но и размышления о природе человека, его пороках и добродетелях. Особо хочется отметить исключительную актерскую игру Олега Басилашвили. По мере развития событий, его персонаж претерпевает значительные изменения – он становится все более жестоким, все глубже погружается в суть дела. Его сыщик – воплощение упорства, изобретательности, интеллекта, и даже его погони подчинены логике и не являются банальной суетой. Отдельно стоит отметить главного антагониста – этого отвратительного злодея мне ранее не доводилось видеть. Фильм «Противостояние» демонстрирует самые темные уголки человеческой души, когда человечность покидает героя, и он превращается в дикого, опасного зверя, к которому иные чувства, кроме отвращения, неприменимы. Несомненная заслуга в создании этого образа – у актера Андрея Болтнева. Я искренне надеялся бы, что перед нами окажется лучший сериал детективного жанра, воплотивший в себе не только захватывающий сюжет, но и глубину морального осмысления.
В преддверии знаменитой дуэли с Робертом Де Ниро и Аль Пачино, этическая и эстетическая ценность черно-белого мини-сериала под названием «Противостояние», который прошёл трансляцию по советскому телевидению за десятилетие до этого, остаётся непоколебимой. Ядром обеих произведений является драматическое столкновение сил добра и зла, отраженное в контрразведке: отчаянные преступники, пытающиеся уйти от правосудия, сталкиваются с неустанными усилиями опытных следователей, стремящихся их обезвредить. В частности, персонаж, воплощенный Андреем Болтневым, вызывает в зрителя не столько сочувствие, сколько безмерную, почти физиологическую, ненависть. Эта неприязнь, разгорающаяся с каждым мгновением, вырастает из первобытного страха, подпитываемого его безжалостным характером и устрашающей эффективностью. До выхода "Противостояния" советская кинематография, в значительной степени, концентрировалась на показах мрачных детективных историй, в которых царили насилие, обман и грабежи. Однако, именно этот сериал ознаменовал собой принципиально новый уровень драматизма и напряжения. Действительно, никогда прежде на советском экране не появлялся столь изощрённый, сверхподготовленный и безжалостный противник, как Игнат Кротов. Этот профессионал, обладающий исключительной, непредсказуемой эффективностью, представлял собой невозможную цель: ни прошлое, ни будущее, ни определённое время в настоящем не позволяли застать его врасплох. Кротов не только обладал способностью исчезать, но и мог, манипулируя восприятием, забыть о тебе даже самые ценные воспоминания, оказывать влияние на твоё физическое состояние, оставаться в тени, преграждая путь. Его непреклонная бдительность и готовность к сражению касались каждого аспекта его существования. Лишь конкретная сила – основанная на принципах справедливости, закона и хранении памяти – представляла собой единственный барьер против его устрашающей мощи. Сюжет картины отличается исключительной динамикой, подавая историю без излишних затянутостей и соответствуя установленному сценарному плану. Игра Андрея Болтнева, безусловно, и Олега Басилашвили является образцом мастерства, заслуживающим высшей оценки – эта картина неоспоримо выпадает в числе лучших собраний советских боевиков и детективных историй. Оценка – 7 из 10, оставляющая несомнимые восторженные впечатления.
Я испытываю глубокое разочарование, отнюдь не поддающееся объяснению, в отношении этого телевизионного проекта, который, кажется, пытался воссоздать славу культового фильма. Сказать, что “Второй роман о любви” не прозвучал – значит, недооценить глубину моей неприязни. Сюжетная линия, по сути, представляет собой калейдоскоп фрагментов, лишенных связности и последовательности, с бесчисленными нестыковками и логическими противоречиями, создающими впечатление небрежной, почти хаотичной работы сценаристов. Актёрская игра, к сожалению, страдает от полного отсутствия убедительности – она ощущается как сценическая, неестественная, лишенная подлинных эмоций. Неудивительно, что столь безошибовно попала в сердца миллионов зрителей эта “произведение” – лишь тот факт, что после Великого Октябрьского перелома, после победы, прошедшей всего лишь сорок лет, ещё сохранялась память о тяготах войны, о неисчислимых потерях, об ужасах, пережитых солдатами и мирным жителям. Но это лишь временный всплеск интереса, не способный подкрепить содержание. Основная канва истории, если её можно так назвать, сводится к печально знакомой теме: бывший, некогда обвиненный в предательстве Родине, под влиянием жажды наживы, поддавшийся искушению самородка золота, добытого в самых отдалённых уголках, начинает совершать убийства. Однако, вся эта драматическая линия, казалось бы, должна быть пронизана исследованием мотивов и целей преступника. Но вместо этого, вся эта часть повествования представлена крайне поверхностно, словно добавлен элемент для заполнения времени, а не являясь неотъемлемой частью истории. Такое отсутствие глубины и анализа фундаментально нарушает структуру повествования, превращая его в нечто непроницаемое и бессмысленное. Я тщательно изучила обе версии – советскую и новую, выпущенную в 2024 году. Без сомнения, вторая версия превосходит первую по всем параметрам. С моей точки зрения, оценка – всего лишь два балла из десяти, что, признаться, кажется крайне снисходительной.