Описание
Рецензии

Сериал Приказано уничтожить! Операция Китайская шкатулка

Актеры:
Константин Лавроненко, Михаил Ефремов, Валерий Золотухин, Геннадий Хазанов, Рената Литвинова, Андрей Смоляков, Сергей Баталов, Иван Стебунов, Кирилл Плетнёв, Федор Добронравов
Режисер:
Сергей Бобров
Жанр:
драмы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 4 (11.06.2013)
Операция по ликвидации Иосифа Сталина, Верховного Главнокомандующего Красной Армией, стала поставленной перед Гитлером задачей, обусловленной шоком от масштабов советского сопротивления. Началась, словно из ниоткуда, подготовка к дерзкому предприятию, обозначенному кодовым названием «Китайская шкатулка». Для этой рискованной миссии отбирались агенты-убийцы, прошедшие жестокую подготовку в секретной диверсионной школе, где пленные советские военнослужащие, словно живая учебная база, передавали бесценный опыт и тактику наиболее опытным оперативникам немецкой разведки. Особую отметку в этом процессе получил Петр Таврин – беглый русский солдат, выбравший путь, отмеченный опасностью и непредсказуемостью. Параллельно, советская контрразведка «Смерш» получала все более ясные сведения о замыслах Гитлера, что послужило толчком к формированию элитной спецгруппы, состоящей из лучших разведчиков – высококвалифицированных офицеров, чья задача заключалась не только в предотвращении реализации проекта «Китайская шкатулка», но и в обеспечении максимальной безопасности самого плана. За каждой фигурой в этой группе стояла судьба целого ряда людей, а накопленный военный опыт и проверенные навыки позволяли команде выявлять и разоблачать шпионские сети с поразительной эффективностью. По мере накопления разоблачений, продвигался вперед убийца, приближаясь к столице, и с каждой новой загадкой, разворачивалась все более сложная и запутанная картина. В ходе преследования, отслеживая цепочку улик, команда, выявив разветвленную агентурную сеть, направленную на Москву, оказалась в полной замешательности – агент-убийца продолжал оставаться неуловимым. В конечном итоге, враг предстал перед контрразведкой в неожиданном, парадоксальном облике: стало ясно, что невозможность его обнаружения объяснялась тщательно спланированным внедрением немецкого агента непосредственно в ряды спецгруппы. Обвинения в измене родине, основанные на подозрительных обстоятельствах, начали сыпаться на всех членов команды, обнажая сложную паутину обмана и предательства, в которой каждый был потенциальным подозреваемым.
Непреодолимое желание созерцать творца, воплотившего в жизнь этот, казалось бы, незыблемый шедевр, мучило меня с самого начала. Честно признаться, я испытывал глубокое недоверие и скептическую настороженность, не ожидая, что отечественные кинематографисты способны представить что-то действительно ценное и достойное внимания. Сергей Бобров, в силу своей скромной известности, ранее оставался для меня фигурой практически не имеющей для меня значения, а судить о его творчестве я, естественно, не мог. Меня поразило, к слову, феноменальное явление: практически каждый восходящий актер, достигший признанной славы в мире актерского мастерства, теперь считает своим священным долгом стремиться к роли режиссера, зачастую, безусловно, откровенно избыточному. И до сих пор остается для меня загадкой, откуда возникла эта своеобразная, чуть маниакальная идея, которая неизменно приводит к созданию проектов, представляющих собой, прямо скажем, крайне низкопробную, бездарную халтуру. На мой взгляд, подобные картины заслуживают немедленной и окончательной заморозки, не допуская, чтобы они продолжали демонстрироваться зрителю. Исходя из сюжетных перипетий, можно было бы предположить, что создатели стремились к созданию произведения, способного вызвать у зрителя искренние эмоции и заставить задуматься. Однако, как известно, продолжение такой фразы часто оказывается иллюзией. Перед нами проект, переполненный, прямо скажем, эстрадными звездами и заметными деятелями киноиндустрии, такими, как Хазанов, Золотухин и Ефремов. Ада Паутина также присутствует в кадре. Тем не менее, сказка, казалось бы, была предпринята, но, увы, она по всем фронтам потерпела крах. Мы видим не сказку в привычном понимании этого слова, а, скорее, какую-то сомнительную, совершенно бессодержательную и небрежно снятую халтуру, вызывающую крайнее недоумение и разочарование. И, признаться, это совершенно не соответствует моим представлениям об эстетически удовлетворимом зрелище. Я вновь испытываю глубокое разочарование в отношении российского кинематографа, хотя, если честно, никогда не позволял себе в него возлагать серьезных надежд. Сюжет, по сути, представляется совершенно невнятным, лишенным каких-либо логических связей и взаимоотношений, вызывая при этом чувство абсурда и непонимания. Он подается небрежно, умышленно искажая реальность и теряя любые ориентиры. К счастью, от полного провала спасает, пожалуй, единственная яркая деталь – сериал, в котором исполнил роль Лаврененко. В «Ликвидации» он продемонстрировал свои навыки на достойном уровне, несмотря на общую, увы, неудовлетворительную работу над проектом. Впрочем, все остальные актеры, несомненно, вносят свой, довольно, неприятный вклад, создавая атмосферу отвратительной игры, доводя зрителя до крайнего недоумения. Эта, в некоторой степени, сияющая гневом рецензия, в значительной степени обусловлена тем фактом, что фильм был показан на одном из федеральных каналов, что, несомненно, привлек внимание наших знаменитых исполнителей музыки. Ох, надеюсь, они сами осознают, насколько болезненно это воспринимается зрителями! Я ставлю этому проекту всего два балла из десяти и категорически не советую его даже своим самым преданным врагам.
Современный кинематограф, к сожалению, демонстрирует тенденцию к снижению объемов производства контента, посвященного военно-историческим темам. В текущих реалиях наш отечественный кинопроизводственный сектор, к большому сожалению, исчерпывает себя выпуском весьма посредственных, часто даже откровенно низкопробных работ. Помните, как раньше мастерски создавались военные фильмы, пронизанные тонким психологизмом и глубоким пониманием трагизма войны? Сегодня, увы, даже в этом традиционно почитаемом жанре ощущается заметный пробел, и многие проекты страдают от избыточного пафоса, примитивности повествования и неправдоподобных, вызывающих отторжение сцен. Однако, данный фильм, безусловно, представляет собой глоток свежего воздуха, яркий пример, выделяющийся на фоне общей, скажем прямо, ничтожества, царящего в современной киноиндустрии. Во-первых, актерская игра вызывает искреннее восхищение, ее трудно сдерживать в рамках простого "радостного" впечатления. Персонажи, представленные в картине, поражают своей живостью, подлинностью, реалистичностью, а продолжительность хронометража – три часа – позволяет авторам в полной мере раскрыть судьбы героев, их жизненный опыт, их внутренний мир. Формируется ощутимая, глубоко убедительная картина, где мы, словно созерцатели, наблюдаем за сложными размышлениями, вдумчивыми рассуждениями и внимательно слушаем, вдумчивые диалоги, возникающие между персонажами. К тому же, заявленная связь с секретным архивом советской военной разведки, пусть и не подкрепленная документальными подтверждениями, добавляет фильму особый шарм, не лишая его правдоподобности. Просмотр действительно увлекателен и захватывает дух. И, наконец, неожиданный, сотрясающий поворот в финальной части, выводит картину на принципиально новый уровень, предоставляя зрителю неповторимый опыт и повод для иститого эстетического наслаждения. В сущности, если вы, по-прежнему, оцениваете качество предлагаемого киноконтента, опираясь на поверхностные критерии и не стремитесь к поиску чего-то значимого, то, возможно, стоит поискать другую альтернативу. Но если вы готовы к непростой, искренней и по-настоящему увлекательной истории, то, не сомневаясь, стоит отправиться на этот сеанс. В завершение просмотра, несомненно, у вас возникнет ощущение, что ваше время было использовано с максимальной отдачей и полностью оправдано! Оценка: 7 из 10
После просмотра этого кинематографического произведения, я испытал крайне неоднозначное, даже смутное, ощущение, сложно поддающееся логическому осмыслению. Несмотря на очевидное, проработанное до мельчайших деталей исполнение, проявленное режиссером, и безупречную игру актеров – Смолякова, Лавроненко и Плетнева, демонстрирующих уровень мастерства, близкий к совершенству, а также захватывающий, динамичный сюжет, интрига которого держит в напряжении, всё же возникало некоторое разочарование. Нельзя не отметить, что многие ключевые эпизоды и сюжетные повороты явно прослеживались в копии культового фильма «В августе 44-го», что вызывало ощущение, что оригинальность повествования была в значительной степени утрачена. К тому же, нельзя не отметить значительную нехватку использования современной военной техники, что представляется особенно странным, учитывая, что данный проект позиционировался как главный военный проект года. Особое внимание привлекла, как это ни парадоксально, роль Ефремова. Кажется, он сознательно решил побить все возможные рекорды, установленные Гармашем, в плане продолжительности пребывания на экране за прошедший год. Он одновременно воплощает образ Гитлера в напряженном триллере «Охота на Вервольфа», и одновременно исполняет роль резкого и принципиального майора госбезопасности. Перепутали бы его, несомненно. Интересно было наблюдать за актерами, которые, наконец, добились долгожданной прорыва на крупный экран, вырвавшись после долгих лет, казалось бы, нереализованных амбиций. Однако, оставило ощущение, что их взяли лишь для того, чтобы избежать вторжения на экран уже известного зрителям “Гоши Куценко”, появляющегося практически во всех современных отечественных проектах, и ставшего навязчивым и, что более важно, вызывающим раздражение, подобно бесконечной телевизионной рекламе. В целом, режиссерская группа создала довольно неплохой шпионский сериал, во многом в духе знакомых “Смерти шпионам” и “Штрафбата”, однако, концовка, к сожалению, осталась недоработанной и недосягающей полного развития сюжета. Несмотря на определенные слабые места, результатом становится оценка в восемь из десяти – своеобразный компромисс, отражающий как сильные стороны проекта, так и некоторые очевидные недостатки.