Описание
Рецензии

Сериал Преступление и наказание (2007)
Актеры:
Владимир Кошевой, Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева, Юрий Кузнецов, Зоя Буряк, Андрей Зибров, Светлана Смирнова, Полина Филоненко, Сергей Бехтерев
Режисер:
Дмитрий Светозаров
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 8
(08.03.2013)
Рейтинг:


Судьба, казалось, плела вокруг Родиона паутину отчаяния, из которой ему не было сил вырваться. Его благосостояние находилось на грани полного краха, и отчаянная попытка заложить семейные часы отца, являвшаяся последним актом безутешной борьбы за выживание, обернулась горьким провалом – он не смог обрести средства для их возвращения. Нарастающая финансовая катастрофа, в сочетании с хронической физической и, что еще трагичнее, глубокой психологической усталостью, порожденной вечным голодом и нуждой, преобразила его, превратив в исполненного чудовищного преступления, двойное убийство. И хотя он пылко отстаивал свою теорию о "необыкновенном человеке", искажая ее под лозунгом уникальности, оправдывая подобные поступки, эта идея не могла ни на мгновение облегчить его бремя вины и осознания неотвратимости страшной участи.
Не менее болезненной и тревожной страницей жизни Родиона стал приближающийся, холодный и лишенный всякой искренности, брак его любезной сестры. Этот союз, порожденный исключительно расчетом и лишенный какой-либо сердечности и любви, вызывал у него невыносимую скорбь и безрадость. Он жаждал иных, более светлых перспектив, но судьба, являясь беспощадным повелителем, распоряжалась иначе.
Внезапно, в самый мрачный час его отчаяния, выступая в роли не только ангела-хранителя, но и невольной, проницательной совести, появилась Сонечка Мармеладова. Её жизнь, увы, прошла в тени несчастий – она осталась сиротой с юных лет, и вынуждена была устремиться к неприглядной, но, к счастью, обеспечивающей хоть какую-то надежду, профессии, чтобы просто выжить, день за днем, отчаянно борясь с пустотой и безысходностью. Именно она, с поразительной мудростью и глубоким пониманием, убеждала Родиона в необходимости всё рассказать, открыто признаться в совершенном грехе, надеясь, что лишь это может привести его к искуплению и обретению душевного покоя.
Сразу отмечу, что я погрузился в этот кинематографический переосмысление, проанализировав его с глубоким интересом и, несомненно, с немалым восторгом. Отношение к экранизации этого бессмертного произведения, без сомнения, заслуживает особого внимания.
Первое, что бросается в глаза – это поразительная, почти болезненная, тщательность, с которой авторы адаптировали эту сложную книгу, воссоздавая атмосферу романа. Преобладание насыщенного, отнюдь не приглушенного, желтого оттенка, является не просто стилистическим решением, а глубокой, осознанной интерпретацией ключевого элемента романа. Этот желтый – грязный, вызывающий тоску и угнетенность, он порождает ощущение душной жары и безысходности, както бы это ни сказало, он доминирует в повествовании, кажется, будто съемочная группа, оперируя мерными инструментами, постоянно измеряла пространство – подъезды, улицы, дома, словно стремясь уловить каждый нюанс, каждую деталь, оставленную Достоевским.
Разговоры главного героя, слышимые его бродячими шагами по темным городским закоулкам, превратились в знаки, искаженные отражения, подталкивающие его к преступлению, или, наоборот, заставляющие сомневаться в его неизбежности – сложная, разрывная игра с сознанием.
Герои сериала настолько правдивы, настолько реалистичны, что их присутствие вызывает неожиданную эмоциональную ответность. Разговоры персонажей не окрашены в пафос, отсутствуют театральные подражания, каждый герой обработан с исключительной внимательностью и утонченностью. Игра Кузнецова, воплотившего роль Мармеладова, удивительна в своей многогранности и отсутствии чрезмерной слезливости, он сумел представить своего героя как сложное, противоречивое существо. Катерина Ивановна – воплощение ужаса, как точно замечено, и эта впечатление не проходит. Образы женщин, такие как Душечка, мать Раскольникова, Амалия Ивановна, Настасья, представлены с ярко выраженными красками, и создателям фильма это удалось поразить зрителя.
Сонечка – потрясающий персонаж, один лишь ее вид способен вызвать шоковое состояние. И эта уязвимость кажется еще более страшной, особенно на фоне ее жизни.
К сожалению, в рамках ограниченного времени, невозможно выделить для каждого персонажа несколько слов – ограничения не позволяют делать это. Однако, стоит отметить, что даже эпизодические роли в сериале заслуживают особого внимания.
Свидригайлов – один из самых любимых героев романа. Хотя Балуеву, видимо, не удалось добраться до третьего образного слоя, второй ему очевидно, удался, учитывая, что его персонаж терзают нешуточные страсти и окружающая чертовщина. Его даже не нужно смотреть целиком – достаточно увидеть его руки: холенные и изнеженные, они удивительно точно передают всю беспомощность своего хозяина, его разочарование в жизни и непомерную усталость.
К концу фильма неизбежно возникает разочарование – финал, кажется, не достиг поставленной цели. Раскаяние героя не впечатлило, не оставило ощущения, а наиболее напряженная сцена романа – ночь, предшествующая самоубийству Свидригайлова, не была передана, не впечатлила. И это очень жаль.
Но само убийство! Метание Раскольникова по квартире после совершения преступления! Кажется, ощущаешь его ужас и полное отвращение к своей персоне.
Поминки Мармеладова – исключительная сцена, в ней сумели показать все – и противостояние Лужина с Раскольниковым, и интриги первого, и вообще каждый гость выделился из массы.
И в довершение хочется порекомендовать этот сериал к просмотру абсолютно всем зрителям, даже тем школьникам, для которых творчество Федора Михайловича способно разово присниться. Да и их преподавателям, не знающим, как донести до своих учеников некоторые моменты книги, наверняка почерпнут для себя что-нибудь полезное. Ну, а если вы просто являетесь любителем качественных фильмов, то пройти мимо данного сериала будет просто преступлением.
С оговоркой, что мое знакомство с литературным наследием Федора Михайловича Достоевского было, без сомнения, обусловлено исключительно академическими рамками школьного образования, а, возможно, и некоторой формой принуждения, я вынуждена признать, что эташая встреча с творчеством писателя переросла в глубокое, почти религиозное преклонение перед его гением.
Начало сериального воплощения романа не могло не поразить. Перед зрителем открывается Петербург – город, сотканный из явной контрастности: изысканная роскошь, заключенная в залах дворцовых садов и величественных архитектурных ансамблей, тесно переплетается с угнетающей нищетой, гниющими руинами и безысходностью. Часто мне встречались горькие, возмущенные замечания о гиперболизированном неправдоподобии столь резкой дихотомии двух миров, однако, мне кажется, что это было неизбежным следствием попытки визуализировать столь сложное, многогранное явление, столь глубоко укоренившееся в отечественной литературе. И, разумеется, уже немало написано о судьбе того бедного люда, к которому, в конечном счете, и принадлежал Родион Раскольников, но, в силу его значимости, эта проблематика неоднократно рассматривалась и в исторических учебниках.
Нельзя не отметить и мастерскую работу актерского состава. Сложно было не отметить, что их игра пронизана всеобъемлющим достоинством. Изначально, правда, Владимир Кошевой в роли Раскольникова показался мне несколько не совсем подходящим, его образ не соответствовал моим ожиданиям, сформированным книжным восприятием. Однако, его игра, с течением повествования, сумела не только переломить мое мнение, но и заставить переосмыслить замысел писателя. Зибров, Кузнецов и Панин также проявили себя исключительно великолепно, а Зибров, особенно, настолько органично вписался в свою роль, что вызвал у меня почти физическое отвращение – это, возможно, было осознанным подражанием отчаянию и внутренней борьбе Раскольникова. Диалог Мармеладова поразил своей глубиной и напряжением, а Порфирий Петрович, казалось, будто материализовался со страниц романа, воплощая в себе всю сложность и противоречивость его образа.
Женские персонажи, безусловно, также оставили глубокий след в моей памяти. Безусловно, Яковлева поразила своей естественностью и силой. Соня (каскадная игра Полины Филоненко) получилась в высшей степени убедительной и трогательной, хотя, смею высказать свое мнение, её образ, воплощенный Татьяной Бедовой в кинематографической интерпретации 1969 года, казался мне более впечатляющим, более глубоким и трагичным. Недостатком игры Васильевой, на мой взгляд, было то, что её героиня показалась мне более наивной и слабой, лишенной той гордости и статности, которые присущи её книжному прототипу.
И, наконец, особую благодарность выражаю актерам, воплотившим в жизнь образы Свидригайлова и Разумихина – Балуеву и Перегудову. Сергей Перегудов создал поистине незабываемого Разумиху – бойкого, энергичного, искреннего, задорного, бунтаря, точно соответствующего образу, созданным Достоевским. А Балуев сумел превзойти самого себя, дополнив образ Свидригайлова глубиной, сложностью, трагическим оттенком и благородством. После этой игры я уже не могу воспринимать его персонажа как исключительно мерзкого, а скорее как жертву обстоятельств, неисправимого, сложного человека.
Создатели сериала продемонстрировали редкое мастерство – им удалось практически невозможное, воспроизвести рукописный текст на экране таким образом, чтобы он не потерял ни своей самобытности, ни гармонии, характерной для романа. Чувствуется, что этот фильм создавался с искренней любовью и уважением к читателям и зрителям. Хотя финальная сцена, не могу не отметить, вызвала у меня некоторую досаду – не все смогут адекватно интерпретировать понятие «перерождения» Раскольникова. Но, несмотря на этот, казалось бы, незначительный недостаток, сериал оставил у меня неизгладимое впечатление, и, не сомневаюсь, после его просмотра рука сама потянется к классическому роману. 10 из 10.
В современном кинематографическом ландшафте наблюдается стремительный рост популярности адаптаций литературных шедевров прошлого. Однако, стоит признать, что количество действительно успешных интерпретаций не превышает незначительного процента – идеальных экранизаций, достойных особого признания, крайне мало.
Сериал «Преступление и наказание», без сомнения, является исключительным произведением, достигнувшим вершин мастерства. Вряд ли можно вспомнить другое кинокартирование, способное столь заслуженно пользоваться столь восторженными отзывами. И, что особенно удивительно, просмотр этой экранизации пробуждает непреодолимое желание вновь прикоснуться к первоисточнику, к тексту романа, чтобы, руководствуясь новыми, свежими впечатлениями, глубже понять замысел автора.
Экранизация, насчитывающая восемь тщательно продуманных эпизодов, обусловлена неукоснительным следованием оригиналу, отражая его структуру и детали. Звукового сопровождения в сериале, в привычном понимании, нет – лишь приглушенные, меланхоличные звуковые эффекты, тонко подчеркивающие драматизм происходящих событий. Тем не менее, музыкальные титры, представленные в начале каждой серии, поразили своей глубокой эмоциональностью и мастерским исполнением, западая в память надолго.
Актерская игра всего коллектива представляет собой настоящий праздник для зрителя и заслуживает высочайшей оценки – твердые «пятерки». Исключение, на мой взгляд, составляет работа Владимира Кошевого, который, без сомнения, продемонстрировал уровень мастерства, оправдывающий даже более высокую оценку – «пятерку с плюсом». Исполнение Дмитрия Панина в роли Порфирия Петровича, хоть и отмечено легкой нервозностью, на деле лишь подчеркивает сложную и неоднозначную природу этого выдающегося персонажа. А блистательная игра Алексея Кузнецова в роли Ивана Кузьмыча Мармеладова, безусловно, является одним из самых ярких моментов сериала. Особенно хочется выделить именно этих трех актеров, поскольку их персонажи, на мой взгляд, оказали наиболее значительное воздействие на мое восприятие всей истории.
В заключение, данная экранизация произвела на меня поразительное, почти ошеломляющее впечатление (исключение составляют лишь финальные сцены, которые, возможно, не до конца соответствовали замыслу автора), за что я искренне выражаю огромную благодарность создателям этого великолепного произведения.
Рекомендуем к просмотру