Описание
Рецензии

Сериал Преступление и наказание (1969)

Актеры:
Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Бедова, Виктория Фёдорова, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Майя Булгакова, Ирина Гошева, Владимир Басов, Александр Павлов
Режисер:
Лев Кулиджанов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1969
Добавлено:
сериал полностью из 2 (14.07.2017)
Рейтинг:
8.17
7.80
Приглашаем вас окунуться в завораживающую атмосферу и испытать мощное эмоциональное воздействие оригинальной киноверсии, созданной в 1969 году. Перед вами – зримый образ знаменитого романа Фёдора Достоевского "Преступление и наказание", воплощенный в кинематографе. Картина берет свое начало с трагической и неоднозначной истории студента Родиона Раскольникова, совершившего ужасное преступление, ставшего роковым поворотным моментом его жизни. Центральным элементом повествования, и, без сомнения, самым захватывающим аспектом проекта, является сложный, запутанный и многогранный психологический портрет главного героя. Его душевные метания, раздираемый внутренними противоречиями, заставляют зрителя не отвести взгляда от происходящего, погружаясь в глубины его страданий и мучительных раздумий с самого начала до кульминации. Не менее значимую роль в развитии сюжета играет персонаж сыщика Порфирия Петровича, чья проницательная и методичная работа по расследованию постепенно выводит его на след Раскольникова. Его дедуктивные рассуждения, основанные на тонком понимании человеческой психологии, становятся ключевым элементом в раскрытии этой запутанной истории, демонстрируя, как мастерство наблюдения и аналитические способности могут оказаться решающими в разгадке самых сложных преступлений. Картина, словно запечатлевшая на экране, позволяет соприкоснуться с вечными вопросами морали, вины и искупления, поднимаемыми в этом шедере мировой литературы.
Этот текст – настоящая сокровищница языка, насыщенная сложными конструкциями, обилием эпитетов и метафор. Я постарался максимально сохранить стиль и дух оригинала, расширив его, углубив детали и добавив нюансов. С момента времени, когда зафиксированы бесчисленные экранизации книг, человечество создало огромное количество произведений искусства, но, пожалуй, самой сложной задачей для режиссеров стало воплощение в жизнь таких шедевров, как “Преступление и наказание”. В те времена, когда не было ни компьютерных эффектов, ни сложных технических приспособлений, а всего лишь талант и творческое видение, создавались настоящие произведения искусства. Сегодня, когда все вокруг переполнено спецэффектами и современными технологиями, найти такого режиссера, который мог бы воплотить в жизнь классические произведения, практически невозможно. Думаю, именно поэтому сериал “Преступление и наказание”, снятый в шестидесятых годах, до сих пор остается таким запоминающимся и ярким. Я хотел бы посоветовать всем поклонникам творчества Федора Михайловича Достоевского посмотреть отличную экранизацию, которая окажется как никогда реалистичной “Преступление и наказание”. Несомненно, для многих зрителей это произведение будет знакомо еще со школьной скамьи, где он был прочитан, а возможно, и перечитан несколько раз. Однако, встреча с этим шедевром в исполнении кинематографа может принести совершенно новые впечатления. Вспоминая свои собственные школьные годы, я также помню, как впервые столкнулась с этим произведением, где по заданию учителя я прочитала его, но до конца не поняла о чем он, что же хотел сказать автор. Неудивительно, что в юном возрасте трудно постичь глубину и сложность этого произведения. Думаю, что для полноценного восприятия “Преступления и наказания” необходимо читать его не за школьной партой, а в обстановке, располагающей к размышлениям и погружению в атмосферу романа. Подобный подход я применяю и к другим произведениям, которые я читала в школе, например, “Война и мир” Льва Николаевича Толстого. Этот роман, на мой взгляд, требует особого внимания и вдумчивого чтения, так как он сложен и не всегда понятен даже взрослым. В последнее время я стала уделять особое внимание экранизациям классических произведений, и хочу отметить, что они действительно открывают новые горизонты восприятия. Современные экранизации, насыщенные компьютерными эффектами, зачастую искажают оригинальный замысел автора. Особо хочу отметить сериал, снятый еще в шестидесятых годах, который, несмотря на свою черно-белую картинку, сохраняет неповторимую атмосферу романа Достоевского. Именно в нем, на мой взгляд, удалось создать максимально реалистичную картину преступления и наказания. Хотя я успела посмотреть множество экранизаций, основанных на различных произведениях, включая фильмы по мотивам книг Николая Васильевича Гоголя, я считаю, что такой сериал, как “Преступление и наказание”, должен увидеть как можно больше зрителей. Ведь этот роман не только рассказывает о преступлении и наказании, но и заставляет задуматься о цене человеческой жизни и о том, какие последствия могут быть у наших поступков. Я уверена, что просмотр этого сериала поможет нам понять, что такое справедливость и что такое долг. И, конечно, я буду рада, если мой отзыв поможет вам решить, стоит ли смотреть этот сериал. В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на огромное количество современных сериалов, таких шедевров, как “Преступление и наказание”, мы должны видеть, чтобы знать, о чем они. И я верю, что этот сериал понравится всем, кто ценит хорошее кино и кто готов задуматься о важных вопросах.
Не могу скрыть своего признания: в моём представлении, вершиной литературного наследия Федора Михайловича, безусловно, является роман «Преступление и наказание». Неслучайно именно эта повесть привлекает внимание кинематографистов, служит основой для многочисленных экранизаций, и, как мне кажется, лучшей из них является работа Льва Кулиджанова. Режиссёр, проявляя удивительную тонкость художественного видения, блестяще воплотил на экране сложнейшие ходы романа, создав произведение, проникнутое неподдельным волнением и захватывающим дух. Две серии фильма, переплетающие события, описанные в романе, буквально затягивают в водоворот переживаний, вызывая бурю эмоций. Основой этого романа, на мой взгляд, являются три ключевых элемента. Во-первых, это утопичность философских рассуждений Родиона Раскольникова, его представления о разделении человечества на «выхлопные» и «водопроводные» личности – на «вшей» и «Наполеонов». Достоевский, в свою очередь, утверждал, что в каждом человеке заключена неповторимая ценность, уникальность, что достоинство каждого, независимо от его положения в жизни. Во-вторых, это тема возможности духовного возрождения, искупления после падения, сотворённого собственной рукой. Даже человек, совершивший преступление, способен к покаянию, к прощению, к обретению веры. И, наконец, третий, не менее важный "кит" – это осознание того, что прощение требует заслуги, требующей тяжелой жертвы, страдания и самопожертвования. В экранизации, к сожалению, лишь частично раскрыты эти «киты», что, возможно, связано с ограничением экранного времени или нежеланием создателей углубляться в самые сложные и глубокие аспекты произведения. Однако, несмотря на это, многие ключевые моменты, в частности, отношения Раскольникова и Сони Мармеладовой, были показаны с невероятной лиричностью и тонкостью. Зритель, благодаря мастерской игре актеров – Георгия Тараторкина и Татьяны Бедовой – мгновенно осознает, что между этими персонажами существует нечто большее, чем просто дружба. Эта связь читается в каждом жесте, в каждой интонации. Признательна режиссеру за смелость, проявленную при создании фильма, учитывая, что это произведение – отражение эпохи социализма, в которой не принято было говорить о духовных поисках, о воскресении, о прощении. Несомненно, что на съемки не дали бы согласия, не было бы одобрения. И всё же, Кулиджанову удалось создать значимое произведение, сохранив при этом ключевые моменты. Похвально и то, что актерский состав был подобран идеально. Считаю, что Раскольникова воплотил в себе образ, максимально близкий к тому, каким я его представляла, прочитав роман. Он не являлся отъявленным злодеем, не был представлен как безжалостный и порочный человек, но совершил ошибку, которая вынудила его нести тяжелый крест мучений и страданий. Признательна не только исполнитель главной роли, но и весь актерский ансамбль. Каждый персонаж, представленный на экране, воплощал в себе образ, который я так ярко представляла в книжной версии. Смокетуновский в роли Порфирия Петровича, вне всяких сомнений, мастерски изобразил персонажа, обладающего проницательностью и умом, несмотря на кажущуюся ребячливость и легкомыслие. Бедовая, в свою очередь, воплотила в себе образ Сони Мармеладовой – человека, сохранившего свою чистоту души, несмотря на сложную жизненную ситуацию. Особого внимания заслуживает и атмосфера Петербурга, изображенная в черно-белых тонах, которая, на мой взгляд, идеально передает дух романа Достоевского. Город предстает не праздничным и ярким, а мрачным, зловещим, что создает идеальный фон для развития событий. Драматизм, пронизывающий каждый кадр, позволяет соприкоснуться с муками и страданиями главного героя, ощутить всю тяжесть его переживаний. Определённо, это превосходная экранизация! И я советую её посмотреть каждому, особенно молодому поколению!
Пожалуй, мало кого из нас не знакомо имя Федора Михайловича Достоевского, чье творчество, как маяк, направляет нас к глубоким размышлениям о человеческой природе. Наиболее широко известный, несомненно, его роман «Идиот», но не менее значимым и, впоследствии, включенным в учебную программу, является «Преступление и наказание». К сожалению, нередко школьные годы характеризуются поверхностным отношением к чтению, когда ученики довольствуются лишь краткими содержательными обзорами, избегая погружения в детали и нюансы, которые являются ключом к полному пониманию замысла автора. И только в зрелом возрасте, с приобретением мудрости и жизненного опыта, мы начинаем по-настоящему ценить глубину и сложность этих произведений. Моя личная тяга к классической литературе пробудилась лишь к моменту, когда мне исполнилось уже далеко за двадцать. Прочитав роман, я с головой окунулась в мир размышлений, и вскоре обратилась к экранизации, созданной Львом Кулиджановым. И то, и другое произведение произвело на меня глубокое впечатление. Нельзя не отметить, насколько сложной оказалась задача снятия столь внушительного произведения, насыщенного бесчисленным количеством тонкостей и психологических деталей. Если кто-то считает, что экранизация представляет собой лишь «близкое к тексту» изображение событий, не забывая о хронологии, то он ошибается кардинально. Создание качественной экранизации требует не только точного воспроизведения событий, но и умения воссоздать атмосферу, описанную в книге, и, конечно же, подобрать актеров, органично воплощающих образы героев. В данном случае – это мистический Петербург, который, словно гипнотизирующий силуэт, буквально завораживает зрителя. Особого внимания заслуживают актеры, сумевшие передать на экране всю гамму терзаний и душевных мук, испытываемых героями. Образ Родиона Раскольникова, как раз тот, каким я его представляла, прочитав роман, воплощен Георгием Тараторкиным с неповторимым мастерством и глубиной. Он, по сути, совершил не только убийство, но и, пожалуй, самое страшное – он разрушил себя. Подобно этому, игра Иннокентия Смоктуновского в роли Порфирия Петровича, одного из лучших персонажей этого, несомненно, талантливого и харизматичного актера, просто ошеломляет. Это сложный, неоднозначный образ, воплощающий в себе одновременно ум, воспитанность и глубокое сочувствие к Раскольникову, несмотря на занятую должность и обязанности. Татьяна Бедова, исполнившая роль Сонечки Мармеладовой, продемонстрировала удивительную сдержанность и тонкость, избежав превращения героини в карикатурную «сумасшедшую мамочку», что могло бы испортить ее образ. Все в ней было продумано и идеально. Подобно этому, образ Свидригайлова, человека, с виду благопристойного и учтивого, но с гнилой душой, сыгран блестяще. Также, отметим яркую игру Ефима Копеляна и Авдотьи Романовны. Актерский состав, без сомнения, подобран очень достойно – видно, что каждый актер проник в душу своего персонажа, относился к нему с глубоким уважением. Неудивительно, что столь значимую экранизацию, заслуживающую похвалы, восхищения и высших наград, создатель – Лев Кулиджанов. Если Вы еще не знакомы с творчеством Достоевского, обязательно восполните этот пробел! И, конечно, не упустите возможность насладиться великолепным сериалом, обладающим неповторимой атмосферой, которую лучше всего увидеть своими собственными глазами.