Описание
Рецензии

Сериал Последний рубеж (2015)

Актеры:
Алексей Демидов, Александр Лобанов, Аскар Ильясов, Наталья Бардо, Иван Кокорин, Макар Запорожский, Юрий Цурило, Александр Левин, Алексей Зубков, Влад Канопка
Режисер:
Сергей Краснов
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2015
Добавлено:
сериал полностью из 4 (10.05.2016)
1941 год ворвался в историю русской земли, ознаменовав начало ожесточенной войны. Немецкое командование, руководствуясь коварными планами, издало директивы о массированном наступлении на Москву – рубеж, к которому готовилась оборона Советского Союза. В авангарде этой линии сопротивления, непоколебимой и героической, выступал генерал-майор Панфилов, чья дивизия, в том числе и рота под командованием капитана Гудиловича, являлась столпом обороны. В состав этой роты было собрано двадцать восемь молодых, малоискушенных бойцов – новобранцев, нуждавшихся в интенсивной подготовке, но лишенных драгоценного времени. Капитан Гудилович и его политкомиссар Клочков осознавали, что за бесцветными строками официальных документов скрывалась поразительная, глубокая человеческая драма, за каждой записью стояла уникальная судьба, индивидуальный портрет личности. Перед этими отважными молодыми людьми возлагалась задача, казавшаяся практически невыполнимой – удержать оборону столицы, учитывая, что по всем прогнозам и аналитическим оценкам, она должна была пасть под натиском вражеской армии. Молодые солдаты, ведомые своими командирами, направились к Волоколамскому шоссе, чтобы противостоять агрессивному наступлению немецких войск. Враг, обладавший огромным опытом, внушительной военной мощью и передовыми вооружениями, представлял собой серьезнейший вызов для неподготовленных юнцов. Однако, неумолимая вера в мощь Советской России, подкрепленная мудрыми словами политического комиссара Клочкова – "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!" – служила неиссякаемым источником вдохновения и мужества для этих молодых бойцов. Эти герои, готовые отдать все ради свободы, ради свободы своих родных и близких, ради спасения своей родины, готовы были сражаться до последнего вздоха. Их имена навсегда будут запечатлены в памяти народа, как символ беспримерного героизма и самоотверженности, как гимн несломленной воле и непоколебимой преданности родной земле – той самой земле, которую они отважно защищали, не жалея жизни. Мы навсегда сохраним им память, чтим подвиг героев-панфиловцев, тех, кто пожертвовал собой ради победы, – вечный памятник их мужеству и самоотверженности.
Этот телевизионный проект, "Последний рубеж", представляет собой значительную и, на мой взгляд, весьма достойную оценку. С момента его появления в эфире, я не могла не заметить его широкого обсуждения, хотя, честно говоря, количество отзывов о нем в сети весьма скромное. Причина, возможно, кроется в том, что тема, затронутая в сериале – подвиг панфиловцев – настолько знакома и значима для каждого из нас. Позвольте мне поделиться своими впечатлениями, которые, я уверена, резонируют с мнением многих зрителей. С первого же просмотра стало очевидно, что перед нами не просто очередной военный фильм, а проект, проработанный до мельчайших деталей. Актерская игра, сценарный ход – все это создает ощущение полного погружения в события тех дней. Особенно хочется отметить, что сериал не пытается приукрасить историю, не стремится к пафосу и героическим клише. Наоборот, он с уважением и трепетом рассказывает о героизме простых людей, которые встали на защиту Родины. Это, безусловно, заслуживает высокой оценки. Технически сериал выполнен на высоком уровне: операторская работа, монтаж, звуковое оформление – все это создает эффект присутствия и усиливает эмоциональное воздействие. К тому же, отсутствие чрезмерного использования спецэффектов лишь добавляет фильму аутентичности и реалистичности. Вполне осознавая, что тема военных подвигов часто подвергается упрощениям и искажениям, авторы фильма смогли сохранить историческую достоверность и избежать лишней театральности. Нельзя не отметить и музыкальное сопровождение, которое, несомненно, добавляет фильму глубины и эмоционального окраса. Мелодии, выбранные для сопровождения сцен, подчеркивают драматизм и трагизм происходящего, передавая всю гамму чувств, которые испытывали эти люди. В целом, “Последний рубеж” – это фильм, который заставляет задуматься, переосмыслить историю и почувствовать гордость за свой народ. Это не просто развлечение, это – урок истории, посвященный тем, кто отдал свою жизнь за Родину. Я искренне верю, что этот проект станет достойным памятником подвигу панфиловцев и будет служить напоминанием о том, как важно помнить и ценить героизм тех, кто стоял на защите нашего дома. Несомненно, если вы цените качественное кино, продуманные сценарии и талантливую актерскую игру, то этот сериал обязательно должен найти свое место в вашем списке “must-see”.
Недавно, в час великого праздника – Дня Победы, – сердце наполнилось особой, щемящей тоской и одновременно непередаваемой радостью. Мы вспоминали тех, чьи имена навечно вписаны в анналы славы, тех, кто, не вернувшись с кровавых полей сражений, всё же сумел сломить натиск врага и утвердить нашу Родину как неприступную крепость. Этот нерушимый дух, эта неукротимая воля, способные преодолеть любые преграды, стали символом непобедимости русского народа. И именно поэтому, вокруг этой героической страницы истории, образовалось множество кинематографических произведений, повествующих о мужестве, стойкости и бесстрашной решимости наших солдат. В этот раз, мое внимание привлекла премьера мини-сериала «Последний рубеж», который был представлен на одном из центральных каналов и был подарен нам талантливым режиссером Сергеем Красновым. За искреннюю благодарность ему, конечно, не заставишь – его работа достойна восхищения. В центре повествования – бессмертный подвиг двадцать восьми панфиловцев, героически сражавшихся под Волоколамском в ноябре 1941 года. Этот период, наполненный напряжением и смертельной опасностью, стал решающим для нашей армии. Враг, наслаждаясь иллюзией победы, видел Москву в своих биноклях, мечтая о марше по Красной площади. Но этот гнусный заговор не удался, ведь наши бойцы, не желая отступать, стояли насмерть, осознавая, что их миссия – отстоять столицу. Сценарий, по сути, раскрывает события, связанные с обороной подступов к Москве, где наши войска, под тяжелейшим обстрелом, оказывали ожесточенное сопротивление. Сюжет сосредотачивается на роте капитана Гундиловича, в которой, из-за катастрофического нехватки живой силы и боеприпасов, было всего двадцать восемь новобранцев, совершенно не подготовленных к сражению. В этой критической ситуации, для подъема боевого духа, на подобие подразделения был направлен опытный политрук Клочков, чья задача заключалась не только в организации обороны, но и в мотивации и обучении новобранцев. Его знаменитая фраза – «Россия велика, а отступать некуда – позади Москва!» – стала символом непоколебимости и неподкупности. Актёр Алексей Демидов, исполнивший роль политрука, создал образ человека, воплощающего мудрость, опыт и преданность Родине. В рамках повествования, создатели фильма проследили историю каждого из панфиловцев, рассказав об их жизни до войны, о том, что они были обычными людьми, не имевшими никакого отношения к армии. Поскольку фильм, как и любое кино, оставляет место для интерпретаций, вокруг подвига этих героев идет ожесточенная дискуссия, в которой даже отдельные историки не могут прийти к единому мнению. Сам автор заметки, при написании рассказа о героях, признался, что многое в нем выдумано, а он сам не проводил бесед ни с ранеными солдатами, ни с живыми участниками событий. Поэтому достоверность некоторых фактов вызывает сомнения. Несмотря на определенную вольностью интерпретации событий, фильм создает атмосферу напряженного ожидания, подчеркивая, насколько важна была оборона Москвы в тот критический момент. Стоит отметить, что фильм отличается современным подходом к повествованию, отказ от классических канонов советского кинематографа. При этом, создатели сумели создать не только визуально привлекательную, но и психологически достоверную картину, передающую дух той эпохи, ее опасности, напряжение и непоколебимое желание, даже рискуя жизнью, не позволить врагу войти в столицу. Актерский состав исполнил свою работу блестяще. Зритель с особым удовольствием наблюдал за исполнением роли командира Гундиловича Алексеем Зубковым. Юрий Цурило, создавший образ Генерала Панфилова, выглядел очень воинственно, решительно и заботливо, как будто в его руках находилась судьба всей страны. Создатели сериала удалось как можно точнее передать атмосферу, опасности и непреодолимое желание стоять до последней капли крови, чтобы никто из фашистов не смог войти в столицу нашей Родины. Несмотря на некоторые недочеты и нестыковки, которые неизбежны при создании произведения искусства, я уверен, что фильм заслуживает внимания каждого. Он помогает нам осознать важность героизма, мужества и самоотверженности наших предков. Подвиг этих ребят, навсегда останется в памяти народа!
Этот мини-сериал представляет собой, скорее, искреннюю, откровенную зарисовку, пропитанную душевным теплом, чем претенциозное кинематографическое полотно. Финансовые ограничения, отсутствие звездных актеров первого ряда и некоторые не столь безупречные технические решения – особенно заметны ляпы в моделировании немецкой бронетехники – не портят общего впечатления. Напротив, они придают произведению реалистичности и даже некоторую камерность. Тем не менее, именно в деталях проработанных персонажей кроется истинная ценность этой истории. Перед нами предстает галерея совершенно различных индивидуумов, чьи взаимоотношения – сложная, запутанная сеть соперничества, взаимных обид, доверия и преданности. Отношения эти во многом напоминают житейские, полные непредсказуемости и противоречий. Ярким примером служит показ того, что война – это, прежде всего, не абстрактный концепт, а нежелание самого лично воевать, но готовность защищать свою землю и близких, мстить за павших товарищей, проявляя отвагу и самоотверженность. В фильме убедительно показан и коллективный портрет типичного мужского коллектива, где каждый стремится к обретению своего "места под солнцем", где возникают серьезные конфликты и споры на самые разные темы, но в критический момент каждый из них способен проявить безусловную верность и отвагу, даже рискуя жизнью ради недруга. Командование представлено не как некое абстрактное "штабное крысоловье", а как реальные, думающие люди, принимающие сложные решения и осознающие свою ответственность. И, разумеется, совершающие ошибки, в которых им больно и что, в свою очередь, усиливает реалистичность повествования. Особую атмосферу создает нагнетание страха, вызванное видом надвигающейся бронетехники – символ безжалостной мощи, неумолимости и смертельной опасности. Даже несмотря на некоторые технические недочеты в моделировании, эти танки вызывают чувство благоговейного трепета перед их мощью, их громоздким силуэтом, гулом двигателей, лязгом гусениц и шорохом грунта, по которому они продвигались. В этом контексте особенно ярко выявляется героический подвиг, совершенный солдатами и офицерами в условиях явного превосходства противника, при нехватке поддержки и необходимой экипировки. Они, не покладая рук, смогли совершить то, казалось невозможным, ценой собственной жизни и, зачастую, осознанной жертвы. Несмотря на хронологическую направленность повествования, в фильме присутствуют и элементы, демонстрирующие существование внутриэтносной борьбы – трусы, дезертиры, враждебные элементы, но их количество и влияние на ход событий ограничены, что позволяет авторам не уходить в михалковские изыски. Так же уделено внимание и героизму медицинских работников тыла, представленных как неотъемлемая часть общего фронта. Наконец, стоит отметить, что в фильме представлены представители самых различных народов Советского Союза, не разделенных на национальные категории, а показаны как отдельные личности с уникальными характерами и судьбами. Этот подход позволяет зрителям увидеть советских людей как единое целое, объединенных общей целью – победой над врагом. В итоге, можно сказать, что это не претенциозная попытка выдать "великое кино о великом мне", не попытка раскрыть "плохие стороны Сталина по архивным документам". Это – фильм о подвиге советского народа, как на фронте, так и в тылу, основанный на реальных исторических событиях, и, в отличие от многих других исторических полотен, обладает подлинной исторической достоверностью, близкой к правде. Несмотря на несомненные недостатки, фильм заставляет задуматься, пережить вместе с героями трагические моменты войны, и осознать величие духа советского народа, его стойкость и самоотверженность.
Этот телевизионный проект, увы, оставил после себя лишь разочарование и глубокое неприятие. С позиции критического анализа, он представляется крайне слабой и неправдоподобной интерпретацией, совершенно лишенной художественной ценности и внутренней согласованности. Пожалуй, особого внимания заслуживает тот факт, что в лавине современных развлекательных проектов эта история, к сожалению, не обрела достойного места, представляя собой, на мой взгляд, заметную потерю времени. Нельзя не допустить мысли о том, что создатели, вероятно, руководствовались лишь стремлением воспользоваться популярностью определенного исторического мифа, пренебрегая при этом необходимыми элементами достоверности и глубокого погружения в эпоху. Сходство с подобным сценарием, к сожалению, весьма ощутимо. Более того, выбор времени проведения съемок – весна этого года – вызывает обоснованное недоумение, учитывая, что ключевые события, в частности, бои под Волоколамском, разыгрывались лишь в ноябре. Визуальная составляющая картины, увы, не выдерживает критики: пейзажи кажутся искаженными, не соответствующими эпохе, а привычные мартовские лужи намеренно вставляются в кадр, выдавая нереалистичность временного контекста. Более того, нелогичность построения боевых сцен вызывает серьезные вопросы. Немецкие истребители, не обладающие, судя по всему, достаточным прицельным оборудованием, совершенно не способны поразить железнодоржный состав, что не поддается никакому рациональному объяснению. А идея сбивать самолеты выстрелами из оружия образца Мосина – это, по сути, чистая фантазия, вырванная из контекста. Вдобавок к этому, персонажи, представляющие собой типичных "колхозников", поражают своей дезориентацией: их действия, такие как уборка картошки, выполненная с неуместной легкостью, будто бы на фоне идиллического пейзажа 2016 года, лишь подчеркивают искусственность и неправдоподобность происходящего. И, парадоксальным образом, невольно выделяется группа солдат, демонстрирующих своеобразный и, в высшей степени, непрактичный армейский костюм – кирзу, носящуюся в мороз, что, несомненно, создает специфическую, но совершенно неуместную атмосферу. В заключение, скажу, что если вы испытываете потребность в проекте, насыщенном бесчисленным множеством ляпов и неточностей, то, возможно, этот телевизионный проект станет для вас идеальным выбором. Однако, будьте готовы к тому, что просмотр этой "картины" может вызвать непроизвольный импульс к немедленному прекращению, так как эта история, к сожалению, не отличается особой глубиной и художественным достоинством.