Описание
Рецензии

Сериал Поднятая целина
Актеры:
Андрей Абрикосов, Петр Чернов, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Леонид Кмит, Евгений Матвеев, Долорес Столбова, Владимир Волчик, Михаил Васильев, Николай Юдин
Режисер:
Александр Иванов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1959
Добавлено:
сериал полностью из 3
(04.08.2014)
В эпоху тридцатых годов прошлого столетия, в период ожесточенной коллективизации, Советский Союз столкнулся с непростым вызовом в обширных Донских степях. Именно на казачий хутор Гремячий Лог, затерянный среди бескрайних просторов, был направлен скромный ленинградский рабочий по имени Давыдов. Его миссия, порученная Центральным Комитетом, заключалась в методическом разъяснении новых принципов хозяйствования и оказании всяческой поддержки в процессе создания колхоза.
Во главе партийной ячейки этого уездного хутора, по своему выбору, стоял Макар Нагульнов – человек, характеризуемый глубоким скептицизмом и нежеланием браться за активные действия. Он предпринял тактику осторожности, стараясь не привлекать к себе внимания и не предлагая никаких инновационных решений. Эта его позиция, к сожалению, была крайне выгодна местным землевладельцам – кулакам, которые, используя все доступные средства, сеяли раздор и неудовольствие в сердцах населения, подрывая авторитет председателя Размётного и, соответственно, Давыдова.
Однако, несмотря на эту сложную обстановку, Давыдов, обладая упорством и преданностью поставленной задаче, принял решение взять ответственность за ее полное выполнение на себя. Он сознательно взял на себя всю тяжесть критических замечаний и даже открытых нападок, стремясь через убеждение и разъяснительную работу добиться успешной реализации коллективизации. Благодаря своему умению и настойчивости, он сумел урегулировать противоречия и добиться согласия большинства. Новая форма хозяйственной деятельности – колхоз – начала свое «рождение», отталкиваясь от принципов, озвученных Давыдовым.
Эта сложная и зачастую драматичная борьба между «новыми» идеалами и устоявшимися традициями, постепенно приводила к формированию соглашения, основанного на компромиссах. В то время как наши герои сталкивались с множеством испытаний - от горечи мести до мучительного чувства ненависти, обжигающей болью и всепоглощающим страхом, они должны были пройти через непроходимые террасы человеческих отношений. Этот период характеризовался не только идеологическими спорами, но и глубокими, часто болезненными переживаниями, демонстрирующими сложность перехода к новой эпохе.
Ощущается какая-то печальная нехватка умелых, отважных режиссеров, способных с твердой уверенностью приступить к созданию масштабного сериала, основанного на шедевральных произведениях классической литературы. К счастью, в этой ситуации можно обнаружить определенные позитивные аспекты – личное мое восприятие картины после просмотра «Тараса Бульбы» сейчас, если честно, скорее вызывает ощущение дискомфорта, чем вдохновения. Этот роман, поистине, не нуждался в избыточных декорациях, громоздких спецэффектах, а требовал прежде всего, проникновенного воплощения, аутентичной передачи духа произведения. Восприятие литературного произведения на экране – это чрезвычайно трудоемкий и ответственный процесс. Тем не менее, мое внимание привлекла, безусловно, картина, основанная на «Поднятой целине». Да, фильм, обладающий столь значительным хронологическим возрастом, поразительно точно отображает ключевые моменты знаменитого романа.
Нельзя отрицать, что в этом кинематографическом проекте имеются и определенные недостатки. Пожалуй, мне было бы крайне сложно сориентироваться в происходящем на экране, если бы я не обладал предварительным знакомством с оригинальным текстом. Впрочем, игра актеров заставляет невольно восклицать перед экраном восторженный крик: «Браво!».
Несмотря на то, что повествование иногда представляется скомканным, фрагментарным, в картине все же можно выявить несколько приятных моментов, если не обращать внимания на тенденцию к обрывочности, как будто фильм развивается обрывками. Некоторые сцены, по сравнению с первоисточником, были подвергнуты сокращению по хронометражу. Авторам сценария, казалось бы, пришлось, чтобы заменить отдельных персонажей, что, в свою очередь, вызывало некоторую неуловимую пустоту. На фоне этого, теряются из виду такие значимые фигуры, как, например, Куприянов. Куда же исчез эпизод с Иваном Аржановым? И почему Любишкина, обладающая столь важным положением в романе, вообще не попала в поле зрения камеры? Вопросы эти у меня возникли весьма многочисленные, и их трудно было бы перечесть, но, закрыв глаза на некоторые, так сказать, тонкости и неточности, можно увидеть, что художественная картинка и актерское мастерство, без сомнения, представляются весьма достойными. Меня, в частности, поразило завершение истории, как оно было описано в книге. Я до сих пор пребываю в восхищении тем, как автор сумел гениально завершить свой великий роман. Мне стало грустно, что в адаптированном произведении все было столь существенно сокращено и сжато, что, признаться, вызывало чувство некоторой тревоги. Я изначально надеялся на то, что фильм будет в полной мере соответствовать масштабу и глубине книги. Ладно, признаюсь, ожидания, возможно, были нереалистичными.
В заключение своих размышлений, я хотел бы подвести итог. Этот фильм, безусловно, обладает определенным шармом, исполненный в лучших традициях советского кинематографа того времени и отличающийся выдающейся, великолепной актерской игрой. Однако, в силу ряда сокращений и изменений, он, к сожалению, не тянет на полную глубину и значимость первоисточника. Я настоятельно рекомендую всем, кто намеревается познакомиться с этим произведением, сначала прочитать книгу, а затем уже, при помощи фильма, оценить ее. И, безусловно, найдутся те зрители, которые будут по-настоящему восхищены этим кинематографическим творением!
С течением времени, с неумолимым потоком новых событий и художественных произведений, возникает тревожная тенденция – от нас постепенно ускользают настоящие сокровища кинематографа, памятники мастерства и душевного богатства, созданные поколением предшественников. Современные зрители, как правило, предпочитают зрелищные американские боевики, лишенные, на мой взгляд, глубокого содержания и подлинной художественной ценности. К сожалению, число людей, интересующихся классической кинокартиной, стремительно сокращается.
Особую печаль вызывает возможность увидеть и оценить "Поднятую целину" – этот фильм, который, несомненно, является вечным памятником, требующим постоянного переосмысления и искреннего восхищения. Он, словно отголосок ушедшей эпохи, воспевает темы честности, бессмертия, внутренней силы и, конечно же, демонстрирует мастерство актеров прошлого, чьи образы навсегда вошли в золотой фонд кинематографа. Мне до сих пор не отходит из памяти тот момент, когда, благодаря школьной программе, я впервые прикоснулся к этому шедевру.
Не отрывая души от этого теплого и искреннего произведения, я чувствую, как незримо струится дух советского общества, запечатленный в этой кинокартине. Эта особенность, словно светлое воспоминание, заставляет соскучиться по временам, когда в искусстве не было места излишнему пафосу или нарочитой демонстрации гениальности.
“Поднятая целина” – это, без сомнения, не просто фильм, это отражение самой жизни, запечатленное в виде кино. Несмотря на то, что он был создан в рамках идеологии социализма и под контролем партии, несмотря на возможные искажения действительности, он по-прежнему вызывает чувство глубокой близости и родства с сердцем.
Советские фильмы всегда отличались особой доступностью и близостью к народу, в них не было места излишней вычурности и попыткам возвыситься над реальностью. Именно это качество делало их такими ценными и любимыми.
"Поднятая целина", в частности, воплощает в себе важнейшие человеческие ценности: не сдаваться в самые трудные времена, вера в чистую любовь, доброту, преданность Родине и партии.
Необходимо признать, что советские фильмы были созданы в условиях особой идеологической направленности, когда информация тщательно фильтровалась, чтобы не подвергать сомнению действия правящей партии. Тем не менее, ценности, которые так ярко и убедительно показаны в этом фильме, – сила воли, верность идеалам, солидарность – остаются актуальными и в наши дни.
Комсомольцы, пионеры, октябрят – это не просто ярлыки, это живые люди, увлеченные идеями светлого будущего. Красный платочек и значок, эти символы, не были просто украшениями, они являлись выражением веры в близкую коммунистическую утопию.
"Поднятая целина" – это взгляд в глубину русской души, отражение самого сущего, созданное талантливыми режиссерами и актерами.
К сожалению, в наши дни советское кино часто забывается, его ценность недооценивается. Это огромная потеря для всей русской культуры. Необходимо бережно хранить память о них, о творениях, которые подарили нам не только развлечение, но и уроки мудрости. Ведь, пожалуй, только переживая эти истории, мы можем по-настоящему понять себя и свое прошлое.
Внезапно, словно по воле случая, мое внимание привлекла эта киноэпопея, о которой я, честно говоря, не планировал даже упоминать. Во время недавнего визита к моей родной бабушке, я обнаружил у нее обширную коллекцию DVD-дисков, на которых хранились экранизации произведений великого Михаила Шолохова. "Тихий Дон", "Судьба человека", "Донская повесть", "Поднятая целина" – эти кинематографические произведения я с удовольствием вплел в ткань своих выходных, погружаясь в их масштабные повествования.
Безусловно, Сергей Бондарчук, являясь режиссером, сумевшим создать один из самых выдающихся фильмов в истории мирового кинематографа, заслуживает восхищения. "Судьба человека" – это, пожалуй, знаковое произведение, чье имя известно каждому, кто хоть немного интересуется киноискусством. Я, признаюсь, ожидал от других картин, основанных на творчестве этого выдающегося советского писателя, невероятно многого. И я был совершенно прав – мои ожидания не только оправдались, но и превзошли все границы. Хотя я не имел возможности изучить исходную литературную работу, я с уверенностью предчувствовал ход событий, драматическую развязку повествования.
Нельзя не отметить, что в период создания фильмов действовала весьма строгая, ощутимо затронутая цензурой атмосфера. Это ощутимо прослеживается в кинематографической реализации, в фильме ощутимо присутствует пропагандистский оттенок, глубоко укорененный в советском духе, в его идеалах и ценностях. Несомненно, в прошлом повсеместно преобладали подобные тенденции. Однако, современному поколению, воспитанному в иных условиях, зачастую сложно поверить в реальность того времени, в его противоречивости и сложностях. Именно как это описывал в своем анализе выдающийся критик Тюсандр. Мы, увы, не были свидетелями этих событий. Возможно, мы даже зря это делаем, наблюдая за происходящим в наши дни, особенно в России.
Особое восхищение вызывает игра актеров, исполненная с удивительной искренностью и глубиной. Они, словно находясь на пределе своих возможностей, избегая всякого пафоса и нарочитости, выкладываются на полную. Наблюдать за этой игрой – настоящее эстетическое наслаждение. Она воплощает в себе такие качества, как естественность, грация и даже, можно сказать, красота. Если вы цените киноискусство во всей его красе, если стремитесь погрузиться в атмосферу и философски осмыслить духовные аспекты эпохи до Великой Отечественной войны, если вы просто ищете достойное советское кино, то эта картина должна быть в вашей коллекции. Я убежден, что перед нами – настоящий шедевр, который навсегда останется в памяти и, несомненно, войдет в золотой фонд кинематографа!
Рекомендуем к просмотру