Описание
Рецензии

Сериал Первые радости

Актеры:
Юрий Демич, Николай Волков мл., Светлана Орлова, Ирина Печерникова, Ольга Машная, Евгений Лебедев, Анатолий Азо, Роман Громадский, Петр Шелохонов, Владимир Емельянов
Режисер:
Григорий Никулин
Жанр:
мелодрамы, драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 7 (30.05.2013)
Экранизация романа выдающегося русского писателя Константина Федина, названная «Необыкновенное лето», представляет собой завораживающий погружение в атмосферу предреволюционной России. Фильм повествует о драматичных событиях, разворачивающихся в глухом, затерянном среди бескрайних просторов Волги городке, окутанном предчувствием грядущих перемен. В центре повествования – Кирилл Извеков, молодой человек, чья судьба, как и судьба многих его сверстников, в ту эпоху, казалась неразрешимой загадкой. Окончивший техническое училище, он оказался в ситуации беспросветной неопределенности, с отчаянным стремлением найти своё место в жизни, обрести смысл и цель. «Необыкновенное лето» – это не просто кинематографическая адаптация произведения Константина Федина с тем же названием, но и, по сути, логичное продолжение культовой ленты «Первые радости». Фильм мастерски передаёт трагическую реальность 1919 года, год, отмеченный самым ожесточённым этапом Гражданской войны, год, когда раздираемая внутренними противоречиями страна испытывала на себе удар не только политической, но и моральной деградации. В каждой сцене, в каждом диалоге чувствуется напряжение, царящее в обществе, предчувствие катастрофы и, конечно же, надломённость, уязвимость человека перед лицом исторических бурь. Фильм рисует яркую и правдивую картину того времени, заставляя зрителя задуматься о цене человеческих жизней и о трагических последствиях столкновения идеалов с жестокой реальностью.
Фильм, в своей сути, являет собой исчерпывающее отражение той парадоксальной тенденции, где взлет и кардинальное преображение судьбы, подобно стремительному течению реки, становятся доминирующим мотивом в периоды радикальных потрясений и социальных переворотов. Повествование, в своей основе, охватывает период с начала первой десятилетки двадцатого века, в частности, 1910-е годы, и разворачивается в рамках провинциального, казалось бы, умиротворенного городка, где под покровом ночи действовала влиятельная, но подпольная организация большевиков. В центре внимания – студент-инженер технического училища, вольготно ощущающий себя активным участником революционного движения, не утрачивающий при этом способности к глубоким, взаимным чувствам к дочери богатого купца, Мешкова. Однако, царская охранка, не желая мириться с революционным потенциалом юноши, внезапно, без предупреждения, арестовывает его и отправляет на каторгу, что приводит к трагическим последствиям для всей его жизни и жизни его возлюбленной. Мешков, не желая связывать свою фамильную репутацию с революционным бунтарством, насильно заключает брак между своей дочерью и недалеким, безразличным к окружающим купцом, совершенно неспособным внести в жизнь хоть какую-то радость или значимость. Значительное место в кинематографическом повествовании занимают фигуры драматурга Пастухова и актера Цветухина – личностей, вызывавших повышенный интерес и всеобщий восторг среди обитателей провинциального общества. Цветухин – яркий представитель местной элиты, известный своим фривольным нравом и легкомысленными увлечениями, а Пастухов – интеллектуал, пропитанный сочувствием к судьбе простых людей, страдающих от социальных несправедливостей. Второй акт фильма, как бы его ни называть, начинается уже в 1919 году, когда разгорается яростная Гражданская война. В городке устанавливается советская власть, и в этой обстановке, подобно дикому зверю, вырываются на свободу карьерные амбиции, превращая обычных людей в влиятельных и богатых. Вернувшийся с каторги герой, Извеков, радикально преобразился: его облик потускнел, тело покрылось морщинами, он приобрел нарочитый пафос и нанял себе личную секретаршу. Его товарищ по революционным идеалам, словно зачарованный, стал успешным финансистом, а бывший купец, лишившийся своего положения, теперь выступает в роли ночного сторожа, испытывая нескрываемое удовольствие от каждого, даже самого незначительного, подарка – например, свистка. В образе красных комиссаров сквозит неиспорченное, неутолимое упоение властью, вызывающее неприязнь и недоверие. Автору сценария не удалось сделать их положительными героями. Особенно примечательно то, что остается неизменным в течение всего фильма – доминирование в обществе "блата" и власти "мохнатой руки". Без поддержки знакомых в начальниках человеку не существовать, и удивительно, что в 1977 году выпуска фильм не вызвал у зрителей положительных эмоций. Нельзя не отметить, что остается неизменным в качестве особой примечательности филма - старичок-библиотекарь, не стремящийся к власти, а искренне и бескорыстно помогающий людям, и драматург Пастухов - человек с собственными убеждениями, не господствующий и не пытающийся выставить себя в роли избранного, а не просто не выпендрежника. С особой примечательностью также отличается тот факт, что фильм допущен к показу в СССР, что является не обычным событием. В целом, фильм не заслуживает того, чтобы объявлять его шедевром, и без его просмотра можно полностью обойтись.
Приветствую всех поклонников советской киноискусства! Необходимо отметить, что телевизионная сага «Первые радости» представляет собой верную экранизацию произведения талантливого писателя Константина Федина. Этот мини-сериал, с присущей эпохе глубиной, повествует о жизненном пути главного героя, молодого человека, родом из провинциального городка, и о событиях, разворачивающихся в период, предшествовавший Великой Октябрьской Революции. Кирилл Извеков, будущий выпускник технического училища, отчаянно искал свое предназначение в жизни, стремясь найти себя и занятие по душе, не ограничиваясь лишь одним направлением. И, к слову, стоит упомянуть его прямое продолжение – «Необыкновенное лето», также созданное рукой Константина Федина, являющееся еще одним ярким представителем того времени. Интересно отметить, что данный сериал, вместе с другими произведениями того периода, является одним из немногих примеров советской кинопродукции, учитывая, что в годы своего создания, в отличие от современной кинематографии, не существовало концепции многосерийного фильма. В те годы, когда, собственно, и был создан "Первые радости", снимались в основном полнометражные картины, а о многосерийных проектах, как о чем-то новом и особенном, никто не слышал. Несмотря на то, что сериал был завершен в 1977 году, он достаточно правдоподобно воссоздает атмосферу 1919 года, по моему скромному мнению. Всего лишь семь эпизодов – вполне достаточно для реализации столь амбициозного проекта, благодаря слаженной работе продюсеров и сценаристов, которые, казалось бы, превзошли самих себя. Тем, кто еще не знаком с этим произведением, предлагаю взглянуть, однако, не стоит возлагать на него слишком большие надежды, сравнивая с современными, более масштабными сериалами. Этот мини-сериал, скорее, является своеобразным данью уважения и ностальгии по кинематографу 80-х годов, созданным в особенное время, и по любви к богатому наследию советской киноклассики. К сожалению, или, может быть, к счастью, количество советских сериалов, выпускаемых в те годы, можно сосчитать по пальцам. С одной стороны, это могло привести к преждевременному "перенасыщению" зрителей мелодрамами, с другой – могло бы значительно ускорить наступление "времени просмотра мелодрам" на мужской половине населения, что, как мы понимаем, было бы весьма нежелательно. Лично я просмотрел лишь несколько серий, поскольку не разделяю любовь к подобному жанру. И, разумеется, не требуется упоминать, как в духе советской действительности разворачиваются любовные линии – это, без сомнения, сводит с ума от скуки. Надеюсь, вы тоже, понимая суть, не найдете в этом подобного рода сценария ни малейшей привлекательности.