Описание
Рецензии

Сериал Передвижники

Режисер:
Константин Голенчик
Жанр:
документальные, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2017
Добавлено:
сериал полностью из 8 (03.08.2017)
Данный амбициозный проект, развернутый в формате восьми тщательно проработанных эпизодов, посвящен исследованию феномена передвижников – группы выдающихся русских художников, чьи произведения стали центром внимания на масштабных передвижных выставках, принесших новую эстетику в российскую художественную среду. Этим историческим деятелям было суждено воплотиться в творчестве в период завершения XIX столетия и наступления XX, оставив неизгладимый след в развитии русской живописи. До эпохи девяностых годов девятнадцатого века работы художников-передвижников, с их свежим, народный акцентом, находились в ощутимом оппозиционном отношении к доминирующему академическому направлению, которое представляло собой, по сути, устоявшиеся каноны и стандарты живописи. Идея создания союза, объединяющего талантливых мастеров, принадлежит троице выдающихся художников – Василию Григорьевичу Мясоедову, Ивану Трубицкому и Павлу Перову, чьи имена стали символами нового искусства. Государственные структуры, в то время, проявляли сдержанность и даже настороженность в отношении этой дерзкой, бунтарской группы. Власти оказались в состоянии растерянности, не в силах предвидеть истинные цели и задачи художников-передвижников. Эта неопределённость была обусловлена, прежде всего, тем, что творчество передвижников было глубоко пронизано идеями народничества – одной из самых ранних и влиятельных концепций социализма. Художники-передвижники, декларируя стремление к свободе, не ограничивались лишь просветительской миссией; они также остро чувствовали необходимость внимания к материальным аспектам социального вопроса, к улучшению условий жизни простого народа. Их художественный союз, по своей сути, напоминал развитый кооператив, в котором каждый художник имел возможность успешно реализовывать свои творческие замыслы и, что немаловажно, обеспечивать собственное благополучие и финансовую стабильность. Эта модель, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве, позволила художникам-передвижникам не только создавать выдающиеся произведения искусства, но и эффективно взаимодействовать с коммерческими структурами, способствуя развитию рынка произведений искусства в России.
Почувствовав себя участником процесса, когда в области художественного творчества происходит рождение нечто действительно принципиально нового, когда талантливый мыслитель способен уловить и адекватно выразить самую суть, запечатлев её в своем произведении искусства, я испытывал неподдельную радость. Именно в таких моменты, характеризующихся ощутимым разрывом с устаревшими академическими устоями, проявляется особая сила инновационного подхода. Данный документальный проект, на мой взгляд, блестяще продемонстрировал природу истинной, неукротимой тяги к самовыражению. В наши дни мы наблюдаем активное развитие художественных направлений, хотя и сталкиваемся с явлением воспроизведения известных полотен. Тем не менее, данный проект открывает новые горизонты в способах донесения своего творческого видения. Приемы, заимствованные из английской художественной школы, безусловно, способствовали не только реализации образовательных инициатив, но и обеспечению финансовой независимости от государственных субсидий. Особое восхищение вызвала возможность взглянуть на формирование и становление движения передвижников в России – яркого, смелого и новаторского течения в истории отечественного искусства. Я, как человек, исключительно увлеченный искусством, но не являющийся творцом, нашел этот проект исключительно познавательным и содержательным. В нём поэтапно и глубоко раскрывались цели, которые вдохновляли художников, их источники вдохновения и значимость этого движения для развития нашей страны. Прослеживалась реакция руководства на появление нового идейного течения, что представляло огромную ценность для понимания контекста. Привлекательным показался широкий спектр представленных трудов авторов, сохранившихся до наших дней. Мне особенно понравилось детальное изложение биографий каждого художника, раскрывающее их внутренний мир, их мотивацию и философию. Например, Поленов, придерживаясь принципа импровизации, с удивительной чувствительностью запечатлевал красоту природы, однако его искусство было продиктовано желанием донести до зрителя радость и свет, избегая мрачных и пессимистичных образов. Товарищество передвижников, с самого начала, принципиально противопоставляло свое творчество академическому подходу, стремясь к реалистичному отражению жизни и социальных проблем. Уверен, что этот проект – обязательная к ознакомлению для каждого, кто интересуется искусством. Он предлагает широкий обзор художественных подходов и направлений, а в его рядах принимали участие художники, чьи имена известны каждому: Васнецов, Репин, Левитан, Суриков, Шишкин – и многие другие. Я убежден, что их творчество, представленное в контексте профессионального анализа, откроет новые грани восприятия для каждого ценителя. Для художественных школ этот проект представляет собой настоящую находку – возможность глубокого изучения истории и развития искусства. Почувствовать, что за каждым шедевром стояли люди, движимые силой искусства – это бесценно. Это был поистине великолепный период времени в истории творческого самовыражения, наполненный стремлением к новым формам и смыслам.