Описание
Рецензии

Сериал Пепел
Актеры:
Владимир Машков, Евгений Миронов, Елена Лядова, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Андрей Смоляков, Петр Мамонов, Владимир Гостюхин, Ирина Розанова, Сергей Чонишвили
Режисер:
Вадим Перельман
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 10
(18.10.2014)
В период жесточайшего террора, обрушившегося на советское общество в третьем десятилетии XX века, советские граждане оказались в эпицентре беспрецедентной волны репрессий. Практически любой, чье поведение, даже малейшее отклонение от жестких диктатов партии, было расценено как проявление непокорности и враждебности, подвергался безжалостному уничтожению, лишался не только жизни, но и всякой возможности оставить после себя хотя бы тень своего существования. Миллионы невинных людей стали жертвами этого кошмара, став безмолвными свидетелями трагической участи. Уберечь себя, однако, удалось лишь крайне немногим, обреченным на выживание в условиях всеобщей паранойи и страха.
Игорь Петров, являвшийся центральной фигурой захватывающего сериала, занимал должность капитана в рядах Красной Армии. Он глубоко осознавал неизбежность наказания, предрешенного ему властями, и понимал, что попытки бегства от правительства обречены на провал. Однако, в какой-то момент его судьба предопределила для него встречу, казалось бы, совершенно незначительную – с бесстрашным и циничным криминальным авторитетом, известным как Сенька Пепел. В состоянии отчаяния и, поддавшись импульсу, Игорь, испытывая острую потребность в спасении, доверил вору свои личные документы, а сам, прихватив с собой воровской "общак" – сложную систему связей и ресурсов, – исчез из поля зрения, попытавшись затеряться в гуще происходящих событий.
Но подобное вмешательство в нить судьбы, как известно, всегда имеет непредсказуемые последствия. Судьба, не терпящая, чтобы с ней играли в прятки, столкнула главных героев в тупик, где их переплетенные пути, спутавшие их жизни, привели к бесчисленным опасным и неприятным ситуациям. Катастрофические последствия этого «обмена», несомненно, отразятся на жизнях людей, которых они так глубоко любили и ценили. Сможет ли Игорь, преодолевая сложнейший клубок обстоятельств, вырваться из этой замкнутой петли отчаяния и избежать неминуемого ареста, судьбе заранее предначертанного наказания?
Последние несколько десятилетий принесли с собой множество перемен в кинематографе России, однако, кажется, мы не смогли вырваться из сложившихся паттернов. Я, как страстный поклонник таких шедевров, как “House”, “Игры Престолов” и “Breaking Bad”, внимательно следил за развитием отечественного кино, и, к сожалению, часто сталкивался с ощутимым разрывом между амбициями и реальностью. Недавний сериал “Пепел”, завершивший свой показ на канале Россия 1, заставил меня задуматься о многих вещах.
Нельзя отрицать, что наша индустрия кино в последнее время не отличается выдающимися успехами. Мы видим много римейков, часто не очень удачных, а также проекты, которые, на мой взгляд, не обладают достаточным художественным достоинством. Вопрос о том, что копирует Китай, действительно вызывает опасения, однако, появление таких проектов, как "Доктор Тырса" в нашей индустрии, вызывает определенный интерес.
Недавно созданный сериал “Наркотик”, задуманный как ответ на "Breaking Bad", порождает опасения, что мы не смогли вырваться из сложившихся паттернов. И, признаться, часто в наших проектах мы видим повторения "Ранеток", "Букин", "Папиных дочек" и "Ворониных", которые, на мой взгляд, являются плагиатами.
Несмотря на все перемены, мы, как общество, всё еще не можем приблизиться к высоким стандартам, которые востребованы в мире кино. В наших картинах преобладают комедии с простым юмором, но, как пример, стоит обратиться к “Пролетая над гнездом кукушки”. Необходимо перенять опыт более качественных картин.
Вопрос о том, как нам добиться признания, как об этом не говорить. В нынешней индустрии нет места режиссерам, способным на создание выдающихся фильмов. Если цель – привлечь зрителя на выходные в кинозал, то талант не нужен, что нужно? Пиар.
Появление “Пепла” стало чем-то своевременным. Сериал призван умерить пыл тех, кто яростно восхваляет Голливуд. Работа без выдающегося уровня. Авторам удалось очень точно передать дух того времени (действия проходят в довоенные, военные и послевоенные годы). Безупречное исполнение ролей, полное отождествление с персонажем, высшее мастерство перевоплощения! Фильм трагический и на счастливый финал я как то не надеялся, но и не ожидал подобной концовки, тронут до слез.
Вполне интересно, что сериал открывает нам путь к пониманию тех времен, и заставляет задуматься о том, как сложная ситуация изменила людей. Можно понять красного командира, который спасая свою жизнь от НКВД, решил обменятся местами с вором, но не понятно почему офицер, который должен олицетворять благородство, честь, достоинство в любой ситуации, так быстро скатился по наклонной? Неужели вор и мерзавец жил в нем изначально?
Актерский состав подобран просто великолепно , даже на роли, скажем так не ключевых фигур, приглашены именитые мастера сцены, таки как Владимир Гостюхин, Сергей Чонишвили, Карина Андоленко, Петр Мамонов и другие. По моему мнению сериал вполне тянет на “энциклопедией нравов”, в некоторой степени, касаемо нравов тех лет. Мы видим как под грузом жизненных обстоятельств меняется человек, вернее не меняется, а открывает истинное лицо, то, что он тщательно прятал в глубине себя.
Несмотря на общее восхищение отечественным кинематографом, особенно его историческими полотнами, я не поддаюсь нападкамм, звучащим в ряде отзывов о фильме "Пепел". Считаю, что они не отражают глубину замысла и заложенный в нем авторский посыл. Я вижу в этой картине не обесценивание героизма и жертв Великой Отечественной Войны, а скорее, новаторский взгляд на эту тему.
Критики, кажется, не осознали, что авторы отказались от клишированного штампа о войне как о центральном мотиве. Вместо этого они сосредоточили внимание на судьбах отдельных личностей, запечатлевая их внутренние конфликты и моральные дилеммы, которые, несомненно, отражают дух эпохи.
В частности, мне кажется странным акцент на военных "ляпах", что, на мой взгляд, является следствием ухода от традиционной военной тематики. Главный герой, Пепел, – сложный и неоднозначный персонаж, чьи поступки не всегда логичны и понятны. Его мотивы, очевидно, не раскрыты до конца, что позволяет зрителю самому строить предположения и интерпретации.
Параллельно с этим развивается история капитана Петрова – типичного советского офицера, образ которого, мягко говоря, не соответствует исторической реальности. Вместо воплощения мужества и героизма, он предстает перед нами трусливым и корыстным человеком, использующим войну в своих интересах.
Подобное сочетание персонажей и их взаимоотношений, на мой взгляд, является намеренным. Авторы намеренно стирают грань между добром и злом, показывая, что в любой эпохе и в любых обстоятельствах люди предстают перед нами в разных ролях – и иногда – не всегда достойных.
Я считаю, что фильм - это не столько историческая драма, сколько психологическая притча о человеческой природе. В центре повествования - не фронтовые сражения, а борьба личности с самим собой, с обстоятельствами, с собственными слабостями и пороками.
В то же время, не стоит забывать о художественной ценности фильма. В нем присутствует не только провокационный сюжет, но и мастерская режиссура, яркие актерские работы и запоминающаяся музыка.
Что касается оценки и трактовок, я уверен, что каждый зритель должен сам сделать свой выбор, опираясь на собственные знания, опыт и представления о добре и зле.
И напоследок, хочу добавить, что, несмотря на все противоречия, "Пепел" - это фильм, который заставляет задуматься, и вызывает бурные дискуссии, что само по себе является признаком его значимости.
Не удержаться от искреннего признания: мой энтузиазм к творчеству Миронова и Машкова был настолько великолепен, что я с благоговением начал погружаться в мир их созданных образов, и я невероятно рад, что этот шанс не упустился. Эти актеры – не просто профессионалы своего дела, а истинные таланты, виртуозные мастера, способные одним лишь намеренным движением брови воссоздать целую палитру душевно-психологических переживаний, заставляя зрителя сопереживать до глубины души.
Сергей Машков, как всегда, воплощает на экране образ испокон вечного мужлана, пропитанного мощными, зачастую необузданными инстинктами. Моя супруга, когда он появляется на экране, словно теряет равновесие, у нее буквально подкашиваются ноги. Он выдает свои роли с такой невероятной отдачей, вкладывая в каждую сцену всю свою энергию и драматический потенциал. Александр Миронов – настоящий лицедей, виртуоз перевоплощений, его персонаж в каждом фильме вынужден переживать несколько кардинальных трансформаций, и он это мастерски передает, не только посредством мимики, но и раскрывая сложный, противоречивый внутренний мир героя, демонстрируя его муки и страсти, его смутные и бурные душевные метаморфозы.
Важно отметить, что зрителя не стоит обманывать мысль о том, что фильм держится исключительно за счет актеров – сюжет, безусловно, достоит высшей оценки. Если честно, в середине сериала ощущается небольшая потеря динамики, однако яркое, захватывающее начало и ошеломляющий финал компенсируют это, создавая невероятное напряжение и заставляя зрителя не отвести глаз. За судьбами героев буквально переживаешь, испытываешь сочувствие и сострадание, особенно к главной героине – она просто завораживает! Именно в этом и заключается гениальность произведения – оно не предлагает однозначного ответа, а скорее ставит перед зрителем сложные вопросы, подталкивая к размышлениям, к логическому завершению, которое оказывается поистине неожиданным и глубоким.
Особое восхищение вызывает саундтрек, исполненный коллективом "Бумбокс". Это не просто музыкальное сопровождение – это настоящая бомба, взрыв эмоций, вынос мозга! Я не могу оторваться от этой музыки уже второй месяц, а фраза "знает, как гореть дотла – только пепел" прочно засела в моей голове, став своего рода афоризмом.
Итак, если объединить в единое целое интересный, нетривиальный, закрученный сценарий, гениальную игру актеров нашего времени и великолепный саундтрек – в результате получается потрясающий сериал, оставляющий после просмотра долгое, но исключительно приятное послевкусие, заставляющий задуматься и переосмысливать увиденное на протяжении нескольких дней.
Рекомендуем к просмотру