Описание
Рецензии

Сериал Отрыв

Актеры:
Игорь Петренко, Андрей Смоляков, Кристина Кузьмина, Андрей Панин, Елена Лядова, Николай Добрынин, Владимир Колганов, Игорь Скляр, Дмитрий Поднозов, Андрей Зибров
Режисер:
Сергей Попов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
5-8 серия из 8 (09.04.2012)
В сердце эпической саги, разворачивающейся вокруг Алексея Митрохина, фигура главного героя, застыла история, побудившая его прибыть в столицу. Его цель – воссоединение с человеком из прошлого, с тем благодетелем, чья жизнь он когда-то, словно драгоценный дар, получил в дар – Аргуновым. Однако, радостное предвкушение сменилось горькой правдой: старый друг оказался в ловушке системы, заперт за высокими стенами заключения, а его судебное решение, наложенное судом, обернулось внушительным сроком лишения свободы. Алексей, движимый не только верностью, но и глубоким чувством долга, принял безрассудное, но в то же время неотложное решение – вызволить своего спасителя, не оставляя его на произвол обстоятельств, брошенного в бездонную пропасть. В его голове постепенно обретал форму сложный, хитроумный план, требующий тщательной подготовки и бесстрашного исполнения. Он решил сознательно создать условия для своего задержания, искусственно выставив себя виновным, и, к удивлению, его вскоре направили в ту самую, мрачную тюрьму, где, как оказалось, находился его друг. В момент откровения, напряженном, до боли искреннем, Алексей поделился с Аргуновым своими дерзкими намерениями. Эта исправительная колония, известная своей неприступностью, представляла собой настоящее испытание для любого, кто даже задумывался о побеге. С одной стороны, её окружало зеркальное отражение в спокойной глади озера, с другой – густая, колючая проволока, словно яростная стена, не пропускающая никого. Но у этой парочки заключенных был один неоспоримый козырь – секретный, тщательно обдуманный ключ к свободе. Алексей Митрохин, в прошлом выпускник престижного гидротехнического института, проходил летнюю практику именно здесь, в этих стенах. Он обладал знанием каждого укромного уголка, каждой лазейки, каждой тайной тропинки, и, что самое главное, знал, как найти выход, несмотря на кажущуюся невозможность. Их замысел, несомненно, сопряжен с огромным риском, но неугасимая жажда свободы, полная решимости, давала им силы двигаться вперед, не обращая внимания на страшные последствия. Они были готовы рискнуть всем, чтобы вернуть себе жизнь, полную света и надежды.
Впечатления от данного сериала, несомненно, вызывают смешанные чувства. Несмотря на явную попытку заимствовать элементы из столь узнаваемого жанра, как «экшн» в сочетании с псевдоисторическим антуражем, картина демонстрирует определенный, пусть и не всегда безупречный, уровень мастерства. Начнем с того, что сюжет, несомненно, тяготеет к ремейку американского "Побега", однако он не лишен отдельных, пусть и не всегда убедительных, оригинальных штрихов. Главный герой, оказавшийся в лагере, – Гранин, воплощенный Сергеем Петроненко, – воплощает собой образ стойкого, не поддающегося давлению разведчика, достойного героев советских фильмов, отличающегося принципиальностью и нетерпимостью к лжи. Его реалистичный, не лишенный острых углов характер, в отличие от часто встречающихся в подобных произведениях гипертрофированных образов, добавляет картине определенной глубины. В паре с Граниным, на зоне, действует подполковник Аргунов, роль которого блестяще исполнил Андрей Смоляков. Этот персонаж, словно «батяня-комбата», воплощение русской храбрости и непоколебимой преданности, заслуживает особого внимания. Его действия, будь то спасение лейтенанта Петрова от должностного произвола, или превращение скрывающегося убийцы в Митрохина, демонстрируют его тактическое мышление и умение использовать обстановка в свою пользу. В племени заключенных выделяется вор в законе Полонез, роль которого абсолютно неотразимо исполнил Николай Добрынин. Этот персонаж – сплав различных кинематографических архетипов: Гоцмана, Горбатого, Жеглова, Альбруцци, даже Тони Сопрано! В нем, как будто, сгустились все лучшие черты знаменитых персонажей, и это добавляет ему особую привлекательность. Не менее ярким был и его помощник, Грек, в исполнении Игоря Полухина – он, несомненно, является российским аналогом Теодору Бэгвилла. Особое внимание заслуживает образ капитана Кушакова, роль которого сыграл Андрей Зибров. Зритель, очевидно, помнит о его недавних переживаниях, и поэтому, увидев его на экране, испытывает не только сочувствие, но и, в некоторой степени, неприязнь. Эта игра, безусловно, требует дальнейшего совершенствования, но уже сейчас демонстрирует потенциал для развития. Нельзя не отметить и образ полковника Агафонова, воплощенного Игорем Скляром, – великого злодея, не влюбленного в жену Аргунова, и, соответственно, готового на все, чтобы ускорить его отправку в лагерь. В роли начальника лагеря, Грумеля, был воплощен Андрей Панин, который, по сути, повторил свою роль в "Границе". В то же время, не стоит забывать и о жене Грумеля, которую исполнила Елена Лядова, и о возлюбленной Митрохина, исполненной Екатериной Кузьминой. Несмотря на определенные творческие недочеты, связанные, например, с чрезмерной стилизацией, придающей действие облик театральной постановки, а также не совсем оправданным нарушениям внутренних правил лагерной системы (отсутствием у начальника права расстрела, запретом на пытки, в соответствии с Женевской конвенцией), сериал, безусловно, является значимым шагом в развитии отечественного кинематографа. Финал, впрочем, оставляет желать лучшего. Кажется, создателям срочно нужно было завершить сюжет, итоговый эпизод получился не совсем законченным, недоделанным. Но, как говорится, "покажи мне, как делают, я вам покажу, что получится". В целом, российский кинематограф, несомненно, сделал важный шаг в освоении жанра «экшн», и, возможно, в будущем представит нам еще больше достойных произведений.
С огромным сожалением, но я вынужден констатировать, что сериальное кино, в особенности в рамках наиболее популярных жанров, не занимает у меня особого места в спектре моих развлечений. Мои предпочтения в отношении этого медиаформата, как правило, сводятся к просмотру, в основном, детективных историй, однако даже в этом относительно узком направлении, по моему субъективному мнению, достойных проектов, в масштабах индустрии, крайне мало. Чаще всего, подобные продукты создаются исключительно для того, чтобы заполнить свободное время, и, увы, лишь немногие из них заслуживают внимания и действительно увлекают. И, признаться, экранизированные литературные произведения, к сожалению, не избегают той же участи. Безусловно, существует немало успешных примеров, но, к моему большому сожалению, их количество остается весьма скромным. В частности, я помню, как, во времена моего юношества, было снято внушительное количество фильмов, посвященных драматическим событиям эпохи сталинских репрессий. И, к моему удивлению, значительная часть из них оказалась весьма удачной, и, в особенности, выделяюсь в памяти, как выдающийся пример, фильм «Покаяние», созданный талантливым режиссером Тенгизом Абуладзе. Однако, стоит отметить, что этот фильм, будучи, безусловно, художественным произведением, имел, несомненно, специфический жанровый подход. В жанре «экшн» мне, к сожалению, до сих пор не удалось найти ни одного действительно сильного и запоминающегося фильма. «Холодное лето 53-го», «Дети Арбата», «Восток-Запад», «Очарование Зла» – каждый из этих проектов, на мой взгляд, отмечен значительным количеством недостатков и не оправдал возложенных ожиданий. При обсуждении сериала «Отрыв», мне удалось ознакомиться с многочисленными рецензиями, которые, к сожалению, не отличались особой восторженностью. В этих отзывах чаще всего упоминались нестыковки в географическом и историческом плане, а также не совсем удачная концовка повествования. Тем не менее, я, все же, решился посмотреть этот сериал. Начало просмотра, к моему удивлению, оказалось невыносимо скучным. Однако, по мере развития сюжета, и отмеченные ранее нестыковки, которые так обсуждались, стали казаться мне вполне допустимыми, учитывая, что фильм не преследовал никакой информационной цели. Особенно мне не понравилось то, что на ключевой роли выступил Игорь Скляр, который, как мне кажется, абсолютно не соответствует данной роли, демонстрируя, в общем-то, неспособность играть злодеев. В целом, актерская игра в сериале получилась весьма неоднозначной. Если, например, Николай Добрынин и Андрей Смоляков сумели достоверно и убедительно воплотить свои образы, то роль Андрея Панина, на мой взгляд, была не совсем удачной. Он, похоже, ограничился использованием своих старых наработок, не сумев проявить себя в новых обстоятельствах. После того, как сюжет переместился в лагерную систему, повествование, к моему счастью, приобрело определенный интерес, и автору удалось добиться некоторой доли сочувствия к своим героям, о чем свидетельствуют многочисленные сожаления о неудачной концовке. Сюжет сериала напоминает, в некоторой степени, сказку о Кощее, где герои, вырвавшись из логова злодея, обнаруживают, что тот, как правило, остается нетронутым. В сериале присутствует не только прямая, но и метафорическая трактовка, в частности, главный герой, еврей из Одессы, что не может не напомнить о том, как его народ, тысячелетия назад, сумел выжить и избежать рабства фараонов. И, конечно, не стоит забывать о том, что в пятой серии, «пахан» неожиданно декламировал Державина, что, в свою очередь, указывало на преобразование жизни, которую ему разрушил сталинский режим. Неопровержимым является и параллель, которую сериал проводит между гитлеровским и сталинским режимами. Особого внимания заслуживает финал, когда фронтовики осознали, что победили зло, ради которого оно было создано, что, на мой взгляд, подчеркивает глубину и многослойность повествования. Я не разделяю точку зрения, согласно которой финал сериала является неудачным. По моему мнению, важно не то, куда уходят главные герои, а то, что они теперь свободны. **Оценка: 8 из 10**
Фильм "Отрыв", представляющий собой отечественную кинокартину, не встретил широкого признания критиков и зрителей, преимущественно из-за неброской, порой несколько затянутой, режиссуры и преобладания типичных “мыльных оперных” сюжетных поворотов. Однако, в корне, его истинная ценность заключается в обстоятельном и правдоподобном отображении быта и внутренней насыщенности существования советских заключенных в послевоенной Российской Федерации. Авторы и сценаристы с поразительной точностью и глубиной проникли в мир лагерной реальности, сумев создать запоминающийся и многогранный образ заключенного мира. Все остальное, что предлагалось зрителю – запутанные интриги, связанные с судьбой главного героя и его непростым путем в столь отдаленные и, казалось бы, безрадостные места – вызывают лишь легкое разочарование. Недостаточно выразительно, порой наивно, это не способствовало заинтересованному восприятию зрительской аудитории. И лишь лагерная жизнь, словно яркий и впечатляющий центральный мотив, сумела по-настоящему захватить душевную сферу и вызвать искренний интерес. Особый акцент сделан на сложные и многогранные отношения: от шпионских притирок с представителями административного аппарата зоны, до деликатных взаимоотношений с влиятельным кумом, и, конечно же, с другими заключенными – «зеками». Интерес вызывает, в частности, реакция главного героя на встречу с известным «вором в законе» Полонезом – как он проявит себя, какие перемены произойдут в его личности? Также зрителя заставляет задуматься о драматической ситуации, когда «воры» теряют свой первоначальный авторитет, и о том, какие шаги и усилия потребуются для восстановления их положения. Сработает ли эта попытка, сумеют ли они вернуть себе утраченное влияние? Этот аспект повествования особенно силён и захватывает внимание, оставляя после просмотра глубокое и искреннее впечатление. Если говорить о развлечении, то данный сериал, без сомнения, представляет собой достойный вариант для приятного и содержательного времяпрепровождения, оцениваю его на 7 из 10 баллов.