Описание
Рецензии

Сериал Огнем и мечом (POL) / Ogniem i mieczem

Актеры:
Михал Жебровский, Александр Домогаров, Изабелла Скорупко, Кшиштоф Ковалевский, Богдан Ступка, Анджей Северин, Збигнев Замаховский, Виктор Зборовский, Войцех Маляйкат, Эва Висьневска
Режисер:
Ежи Гоффман
Жанр:
мелодрамы, драмы, приключения, исторические
Страна:
Польша
Вышел:
1999
Добавлено:
сериал полностью из 4 (12.07.2013)
Рейтинг:
7.87
7.00
В сердце Запорожской Сечи, в зловещей атмосфере, где власть гетмана Богдана Хмельницкого была непоколебима, и где кровавые договоры и внезапные перевороты были привычным делом, разгорелась ожесточенная вражда, обернувшаяся для многих невообразимой катастрофой. Смерть юного Богдана, наследника вождя, стала лишь предвестником еще большей трагедии, в которой пали сотни невинных душ, втянутых в разгоревшийся водоворот междоусобиц. Сын гениального военачальника, будучи еще не успевшим познать горечь жизни, пал жертвой личной расплаты, жестокого, немыслимого акта, совершенного руками самого пана Чаплинского. Обрушившись в ад скорби, гетман Богдан, охваченный всепоглощающей яростью и нечеловеческим презрением, утратил во всем мире лишь одно – неиссякаемую тоску по мести, что медленно, но верно, пожирала его изнутри. В его душе, словно в бездонной пропасти, остались лишь обломки ненависти и безжалостная жестокость, питаемые кровью собственного сына. Не остался равнодушным и ход военных действий, в которые Богдан Хмельницкий, по неясным мотивам, втянул в смертельный бой отряды крымских татар, возглавляемые бесстрашным военачальством Туган-беем. На поле брани, усыпанном костями и стонами, завоевательный поход, начавшийся с надежды на триумф, обернулся полным крахом, когда король Владислав, в бесславном поражении, свидел гибель всей своей армии, превратившейся в пепел. Однако, на фоне этой кровавой бойни, где орудовала не только жажда власти и мести, происходили и более лиричные, почти поэтические события. Два могучих воина, Богун и Скшетуский, были очарованы дивной, неземной красотой польской девицы, чья чарующая улыбка заставляла забыть о вражде и амбициях. Их сердца, привыкшие к наивысшим страстям войны, внезапно охватила неожиданная, непредсказуемая страсть. В этом нелепом, но откровенно прекрасном противостоянии врагов, вновь подтверждалось, что любовь, подобно гротескному калейдоскопу, способна заступорывать любые, даже самые сильные чувства, бросая вызов всему, что казалось незыблемым.
В кругах почитателей исторических киноэпопей, особенно тех, что пронизаны духом Восточной Европы, в 1999 году возникло событие, достойное внимания: премьера фильма «Огнем и мечом», основанного на мотивах романа Генрика Сенкевича. Это не просто экранизация, а смысловое продолжение, нежели хронологическое, ранее созданных «Пан Володеевского» и «Потопа». Нельзя не отметить, что Голливуд уже давно мастерски владеет искусством создания исторических кинокартин, и зачастую, бюджеты на подобные проекты достигают внушительных сумм – не менее восьми миллионов долларов. Признаться, западные звезды исторических блокбастеров обладают определенным магнетизмом, вызывают интерес, пленяют воображение, но, увы, зачастую их сюжеты, режиссура и актерская игра кажутся отшлифованными, лишенными индивидуального шарма и искренности, создавая впечатление копии, а не оригинального произведения. Фильм, под руководством талантливого Ежи Хоффмана, не вполне оправдал возложенных на него надежд, хотя и продемонстрировал смелый отход от привычных штампов. Вместо грозных полководцев и пафосных речей, зритель видит перед собой реальную войну – страдания, безумие, смерть. Военные, не нуждаясь в напутствиях, сами понимают, что от них требуется. В центре повествования – четыре ключевые исторические фигуры: король Ян Каземир, обездоленный польским сеймом, дерзкий крымский хан, стремящийся лишь к наживе, хитроумный Богдан Хмельницкий, подстрекавший народные массы, и князь Иеремия Вишневецкий, преданный Отечеству, неустрашимый и беспощадный к врагу. Особого внимания заслуживает сцена молитвы князя Вишневецкого, в которой он просит небесного покровительства для "утопления в крови" взбунтовавшегося казачества. Реалистичность картины, отображение пороков как казаков, так и шляхов, поражает своей глубиной. Актерский ансамбль, безусловно, заслуживает самых высоких похвал – каждый персонаж обладает неповторимым характером, индивидуальными переживаниями и скрытыми тайнами. Однако, к сожалению, пан Володеевский, воссозданный на экране, ощущается несколько зауженным, лишенным прежнего актерского задора и режиссерской задумки, не дотягивая до книжного оригинала. Огорчает, что фильм был ограничен в финансовых ресурсах, что не позволило авторам полностью передать атмосферу разрухи и ужаса, описанную в книге. Но, несмотря на это, батальные сцены, лишенные типичных голливудских блокбастерных штампов, выглядят исключительно впечатляюще! Местные сражения и столкновение массовых сил, с их широким шагом, освирепевшими лицами казацких атаманов, – все это пронизано подлинным славянским духом, чувством раздолья. Музыкальное сопровождение фильма – еще одна его сильная сторона. Где звук и визуальное оформление не смогли передать всю глубину происходящего, музыка и звуки природы оживляют фильм, заставляют сопереживать героям, трогают душу, как, например, песня Богуна, вызывающая тоску и меланхолию. Неожиданно и немного смутило финалие картины – утверждение о том, что российская императрица Екатерина Великая через 150 лет прервала величие Речи Посполитой. В романе Сенкевича, напротив, именно в описываемых событиях началось падение этого государства. В целом, финал фильма остался неоднозначным: враг не побежден окончательно, покой в города и деревни Речи Посполитой так и не наступил. Несмотря на некоторые недочеты, авторам похвалы за проделанную работу, стоит признать, что фильм, созданный ими, во многом передает близкий нам дух, придающий картине колорит и величие «Огнем и мечом».
Восхитительный образ, столь пронизанный красотой и неповторимым очарованием – это, несомненно, Хелена! Неужели могла бы остаться равнодушным такой безмятежной, сияющей и прелестной даму, как актриса Изабела Скорупко? Ее внешность, окутанная аурой утончённости и грации, безусловно, заслуживает внимания, и, возможно, она могла бы с успехом участвовать в самых престижных конкурсах красоты, предлагая миру свою неземную красоту. Безусловно, роль романтического персонажа предопределена для Изабелы, ведь её талант и мастерство определённо приведут к созданию поистине незабываемых образов. А если говорить о блестящей игре Александра Домогарова, то, несомненно, его роль в сериале "Огнем и мечом" является вершиной его профессиональной карьеры. В воплощении образа Богуна Домогаров достиг невероятного, превзойдя собственные прежние достижения. В его фильмографии, без сомнения, не встретишь ролей, столь насыщенных глубиной, эмоциональной силой и уверенностью, как именно эта. Он смог создать образ не просто героя, а сложного, многогранного, до того же – жестокого, но при этом безукоризненно справедливого. Нельзя не отметить и выдающуюся работу Михаила Жеребровского, чья игра тоже прошла на высшем уровне, демонстрируя динамику и неповторимую привлекательность. Особое восхищение вызывает игра Богдана Ступки, сумевшего воплотить в жизнь образ Богдана Хмельницкого, столь точно соответствующего историческому прототипу, словно сошедшего прямо со страниц учебника истории. Эта работа – настоящая жемчужина, свидетельствующая о профессионализме и таланте актера. И, в завершение, хотелось бы выразить глубокую признательность и искреннее восхищение всем тем, кто внес свой вклад в создание этого шедевра – актерам, режиссёрам, операторам, сценаристам, художникам, – каждому, кто прикоснулся к созданию "Огнем и мечом"! Это великолепная экранизация, достойная самых высоких похвал и заслуженных наград! Возможно, после просмотра вы почувствуете непреодолимое желание погрузиться в атмосферу той эпохи, возможно, открыть для себя одноименную книгу или же обратиться к историческим источникам, чтобы глубже понять события семнадцатого века.
В пантеоне кинематографических шедевров, посвященных историческим событиям, выделяется лишь малая часть произведений, достигших вершин совершенства. Среди них, несомненно, занимает особое место картина Ежи Хоффмана – «Огнём и Мечом». Эта работа, являясь образцом новаторства и художественного мастерства, представляет собой не просто экранизацию исторических фактов, а целую эпопею, завораживающую зрителя своим масштабом, глубиной и филигранной точностью исполнения. Сложно однозначно определить, какой именно аспект этой кинокартины является самым притягательным. Восхищает практически всё: от мастерской игры актеров, чьи воплощения исторических личностей пронизаны подлинной верой и драматизмом, до грандиозных, невероятно реалистичных боевых сцен, демонстрирующих жестокость и бессмысленность войны. Исключительно поражают костюмерные решения, воссоздающие атмосферу эпохи, а также тщательно продуманная и, безусловно, безупречная постановка фехтования, не жертвующая ни исторической достоверностью, ни художественной зрелищностью. Не менее значимую роль играет музыкальное сопровождение, создающее неповторимую эмоциональную атмосферу и усиливающее драматический эффект. Особое восхищение вызывает способность режиссера гармонично сочетать в своей работе радикально противоположные тенденции. С одной стороны, он демонстрирует абсолютную натуралистичность войны, избегая как бездумного эпатажа, так и приторной идеализации. С другой – он не лишен изумительной романтичности, которая, однако, не переходит в слащавую, наивную иллюзию, и не содержит малейшего намека на пошлость или эксплуатацию. Несмотря на изображение героической трагедии, Хоффман избегает показного пафоса, придерживаясь скромной, сдержанной манеры повествования. Еще одним неоспоримым достоинством картины является её умение осветить столь сложное и многогранное явление, как межнациональные отношения того времени. Режиссер сумел не только избежать предвзятости и оскорбления какой-либо из участвовавших в конфликте стран, но и, парадоксальным образом, создать условия для того, чтобы потомки всех воинов чувствовали гордость за своих великих предков. Талант Ежи Хоффмана, вместе с талантом актеров и всего творческого коллектива, позволил создать не просто исторический фильм, а произведение, проникнутое истиной о человеческой природе. Это кино, лишенное моральных оценок и предрассудков, которое не ставит под сомнение выбор между "своими" и "чужими", "хорошими" и "плохими", "черным" и "белым". Такое кино – это ценный урок для современного человека, напоминающий о важности верности, преданности, любви к родине и чести, а также о необходимости осознавать цену человеческой жизни и не допускать повторения трагических ошибок прошлого. Именно поэтому, стоит рекомендовать эту картину к просмотру, пересматривать её и рекомендовать своим друзьям и детям.
Этот кинематографический проект, представляющий собой экранизацию знаменитого романа Генрика Сенкевича, представляет собой весьма достойную интерпретацию, предлагая зрителю оригинальный, сдвинутый на польский ракурс, взгляд на события знаменитого восстания Богдана Хмельницкого. Актерский ансамбль в фильме демонстрирует поразительную естественность и живость исполнения, создавая убедительные образы, буквально вдыхающие жизнь. Сюжетная линия, мастерски сплетающаяся из личностных трагедий и судеб героев с ключевыми историческими фактами, а также изысканной любовной линии, не обходится без впечатляющих, динамичных батальных сцен, требующих особого внимания и вовлеченности. Хотя некоторые аспекты исторической трактовки могут вызвать споры и разногласия, это никак не умаляет достоинства и художественной ценности данного произведения. Благодаря преданному следованию духу первоисточника, реализованному Ежи Гоффманом, фильм обретает особую силу и глубину, непосредственно отражаясь на зрительском восприятии. На время прохождения просмотра следует отложить прежние представления о Тарасе Бульбе и позволить себе полностью погрузиться в атмосферу этого кинематографического полотна, которое, без сомнения, найдет отклик в сердцах и умах представителей широчайшего круга зрителей. Стоит отметить, что данный фильм представляет собой адаптацию лишь первого тома трилогии Сенкевича, за которым следуют произведения под названиями «Потоп» и «Пан Володыёвкский». Несмотря на отсутствие информации о создании экранизаций этих последующих частей, надежда на их появление и, возможно, в будущем возможность насладиться и ими, остается непоколебимой.