Описание
Рецензии

Сериал Очарование зла

Актеры:
Алексей Серебряков, Наталия Вдовина, Галина Тюнина, Карэн Бадалов, Олег Шкловский, Игорь Васильев, Кирилл Козаков, Владимир Качан, Анна Каменкова, Игорь Гордин
Режисер:
Михаил Козаков
Жанр:
отечественные, исторические, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 6 (20.02.2011)
Рейтинг:
6.14
5.00
Повествование этой телевизионной саги переносит зрителя в период, столь отдаленный от наших дней, как бурные 1930-е годы, когда на вершинах власти находились представители большевистской партии. События разворачиваются в самом сердце Европы – в Париже, где, подобно, зародились и активно развивались многочисленные коммунистические организации и движущиеся силы. Общественное мнение было глубоко разделено, раскол охватил весь французский социум. Одни, воодушевленные идеями коммунистической революции, горячо поддерживали эти радикальные течения, видя в них путь к справедливости и равенству. Другие, напротив, с нескрываемым отвращением отвергали любые проявления коммунистической идеологии, опасаясь ее неконтролируемого распространения и потенциального вторжения в сакральные для них французские традиции и устои. В эпицентре драматической канвы повествования оказываются две фигуры – Вера, дочь видного деятеля Государственной Думы, выдающегося представителя “октябристов” – А.И. Гучкова, и Александр Болевич. Александр, тайно действующий в столице Франции, являлся советским разведчиком, искусным агентом, работавшим в подполье и занимавшим стратегически важное положение. Их история, разворачивающаяся на фоне политических потрясений и идеологических противостояний, представляет собой глубоко личную и отчаянно драматичную трагедию – историю любви, которая, подобно тонкому, но невероятно прочному цветку, росла и расцветала среди бурь политической борьбы, требуя от своих создателей не только страсти, но и мужества, стойкости и неимоверной преданности друг другу. Сериал исследует, как, несмотря на огромные пропасти, разделяющие их жизни и взгляды, эти двое стремились сохранить свою любовь, выстоять перед лицом обстоятельств, ставя свою связь выше всего, и, возможно, даже изменить ход истории.
Михаил Козаков, без сомнения, занимает особое место в пантеоне отечественных кинематографистов. Его работы, несомненно, вызывают бурные споры и неоднозначные оценки, однако, ничто не может отрицать его мастерство и неповторимый почерк. Как давняя и преданная поклонница его творчества, я с пристальным вниманием слежу за его деятельностью, в особенности в рамках кинематографического жанра, который, на мой взгляд, наиболее доступен широкому зрителю. Недавний телефильм «Очарование зла», показанный на телеканале «Культура», заслуживает особого внимания. Несмотря на то, что просмотр занял у меня немного времени, я не жалею об этой трате времени. До этого момента в отечественном телевидении не было столь насыщенных и драматичных историй, посвященных деятельности советской разведки в период 30-х годов за рубежом. Признаюсь, я, как и многие, ожидал от фильма более глубокой и всесторонней раскрытости этой темы, которая, по правде говоря, до сих пор остается лишь частично освещенной в публицистических и документальных работах. Разумеется, я, как человек, интересующийся русской историей и советской разведкой, обнаружил в фильме множество фактов, расходящихся от реальных событий, и полностью разделяю эту точку зрения. Признаюсь, в фильме присутствует значительное искажение и вымысел, но, как отмечает сам режиссер, историческая подкорка была необходима, хотя и не являлась приоритетной задачей. Важно учитывать, что Михаил Козаков выбрал не документальный, а художественный стиль, и, возможно, имел полное право на такое расхождение от сухих исторических реалий. Тем не менее, я не согласна с некоторыми интерпретациями, представленными в фильме. На мой взгляд, проект вышел интересным и занимательным. В центре повествования — сложные и многогранные любовные отношения Александра Болевича и Веры Гучковой, разворачивающиеся на фоне деятельности советских спецслужб и судьбы других людей. Любовь в этом фильме — искренняя, многослойная и, в некоторой степени, непонятная. Главные персонажи и второстепенные герои обладают реальными прототипами, что, несомненно, способствовало успеху фильма в критических кругах. Особенно хочется отметить игру Алексея Серебрякова в роли Болевича — его контуры и поведение героя выглядят убедительно. Его отношения с Верой – светлые и правдивые, раскрывающие его как преданного своему долгу и революционным идеалам чекиста, одновременно холодного и рассудительного. Такая двойственность героя вполне естественна для представителя такой специфической профессии. Напротив, игра Натальи Видовиной в роли Веры Гучковой показалась мне не совсем удачной – актриса не смогла передать легкомысленную и неуравновешенную природу женщины. Интерес представляет собой загадка судьбы Веры Гучковой, ее сотрудничество с органами и причины, по которым она смогла избежать ареста и участи тех, кто подвергался репрессиям. Фильм, безусловно, ставит перед зрителем множество вопросов и побуждает к размышлениям. И не всегда стоит соглашаться с интерпретацией режиссера. Особого внимания заслуживает роль Анны Каменковой в качестве певицы Надежды Плевицкой, также агента советских спецслужб, по сюжету «Курского соловья» НКВД. Судьба этой женщины, как и ее мужа белого генерала Скоблина, оказалась трагичной. Участие в похищении генерала Миллера и шпионаж в пользу Советского Союза принесли Надежде Плевицкой двадцать лет каторги и десять лет запрета на пребывание во Франции. Ее перевели в тюрьму строгого режима, где через пару лет "безропотно и тихо" умерла осенью в 1940 году, когда Франция уже была оккупирована фашистами. Наконец, хочется отметить игру Галины Тюниной в роли великой русской поэтессы XX века, Марины Цветаевой. Задача, поставленная режиссером, Тюнина выполнила полностью, изобразив душевные метания между жизнью в эмиграции и возвращением в Россию. Непростые отношения этих обычных людей, их характеры и судьбы, которые – у некоторых осознанно, у некоторых случайно, у некоторых вынужденно – оказались частью политических событий нашей страны, составили сюжет картины «Очарование зла».
Фильм Михаила Казакова представляет собой глубокое и многогранное исследование ключевых аспектов отечественной истории, позволяя зрителю прикоснуться к малоизвестным страницам сталинской эпохи и познакомиться с разнообразными интерпретациями исторических событий, до сих пор вызывающих ожесточенные споры среди специалистов. Произведение основано на реальных событиях, причем его персонажи, в своей сути, являются воплощениями реальных людей, живших в труднейшие для России 30-е годы прошлого столетия. Сюжет разворачивается в романтичном, хотя и трагичном, Париже, где в центре повествования оказываются представители русской интеллигенции, бежавшие в эмиграцию. Некоторые из них, под влиянием обстоятельств, оказались втянуты в сети всепроникающей, безжалостной системы контроля – ОГПУ, становясь ее агентами. Несмотря на явную художественную направленность, осуждать фильм как не имеющий исторической ценности было бы несправедливо. Несмотря на отсутствие заметных фактических неточностей, Казаков сумел создать выдающийся, неоднозначный образ "очарования зла", позволив зрителю погрузиться в атмосферу подавленного страха и безысходности. В центре повествования – не ярко выраженные отрицательные герои, а скорее, пострадавшие, запутавшиеся в паутине репрессий личности. В отличие от, например, Ежова, чья деятельность была обусловлена скорее невежеством и деспотизмом, в фильмах реконструированная картина, где жертвы системы, в том числе и сами переметнувшиеся, становятся, в конечном итоге, заложниками её жестокости и бесчеловечности. Эта особенная, мрачная атмосфера пронизывает каждую сцену, каждый кадр, оставляя неизгладимый отпечаток в сознании зрителя. Судьбы персонажей, как главных героев, так и их окружения, взаимосвязаны сложным, непредсказуемым образом, и многие из них никогда не встречались друг с другом, но их жизни переплетаются под влиянием обстоятельств, которые зачастую доводят некоторых из них до трагической гибели. К сожалению, нельзя не отметить некоторую несостоятельность актерской игры, особенно неискренность, проявленная в изображении пожилых персонажей Болевича и Гучковой. Принимая во внимание, что данный фильм представляет собой телевизионную постановку, и, следовательно, полная достоверность во всех деталях была, возможно, нереализуема. Тем не менее, этот фактор оказывает незначительное, но ощутимое влияние на общее впечатление от просмотра, которое, тем не менее, заслуживает внимательного рассмотрения.
Этот кинематографический шедевр, на мой взгляд, представляет собой глубокую и проницательную попытку донести до современного зрителя колоссальный масштаб как триумфов, так и неисчислимых страданий, которые сформировали облик нашей Родины. Я убежден, что этот фильм, безусловно, должен стать краеугольным камнем в образовании, самым значимым уроком истории, позволяющим нам глубже понять истоки и последствия. Поразительно, что даже в преклонном возрасте эти выдающиеся личности, очевидно, не желают открыто признать, что их жизнь, их бесчисленные усилия и самопожертвования были посвящены преследованию мимолетных, в конечном счете, ложных идеалов – что, безусловно, позволяет нам с сочувствием и осознанием разобраться в сложных обстоятельствах, побудивших их к столь радикальным действиям. Особого восхищения заслуживает блестящая актерская игра, которая, несомненно, погружает зрителя в эмоциональный центр событий, заставляя сопереживать героям, как собственным переживаниям, испытывая их боль, надежды и отчаяние. Грандиозная трагедия, охватившая несколько поколений, должна быть прожита и осмыслена теми, кто стремится постичь истинную сущность – природу «советской власти», её противоречивость, парадоксальность, а главное – человеческие жертвы, которые она требовала. Этот фильм – не просто развлечение, а, скорее, своеобразный исторический монумент, требующий внимательного и критического осмысления.