Описание
Рецензии

Сериал Обыкновенная Арктика

Актеры:
Олег Даль, Олег Анофриев, Афанасий Кочетков, Ролан Быков, Георгий Корольчук, Валентин Ерофеев, Виктор Павлов, Геннадий Юхтин, Эммануил Левин, Генриетта Рыжкова
Режисер:
Алексей Симонов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 2 (11.08.2013)
Рейтинг:
7.29
7.60
Сценарий этого впечатляющего художественного полотна, погружающего зрителя в суровые реалии советской эпохи, принадлежит творческому гению Константина Симонова. Он был создан на основе рукописи его давно ушедшего друга, Константина Горбатова, чьи воспоминания и наблюдения стали ядром повествования. Настоящая история – это эпическая сага о беспримерном покорении Арктической зоны советскими исследователями, выкованной в душных, холодных условиях. Центральным моментом повествования служит пятидневный циклон, обрушившийся именно в тот момент, когда на новостройку, воздвигаемую в сердце вечной мерзлоты, прибыл новый руководитель – опытный, но совершенно не знакомый с суровой реальностью северных земель деятель. Действие разворачивается в 1935 году, представляя собой, по сути, переходный период между эпохами челюскинцев и папанинцев, без попыток вступать в теоретические споры с устоявшимися романтическими представлениями о первых арктических экспедициях. Повествование в своей основе – о героическом труде, о воплощении в жизнь амбициозных планов, о преодолении немыслимых трудностей. Однако, не только строительные проекты и проблемы социальной инфраструктуры определяют ход событий. Главной движущей силой сюжета становится внезапное появление нового руководителя – человека, чья карьера и жизненный опыт были приобретены далеко от Арктики, в отдаленных и малодоступных районах, где привычные нормы и ценности были подвержены сильному искажению. Он предстает перед нами резким, замкнутым в себе, малообщительным индивидуумом, для которого понятия «дело» и «человек» существуют лишь в узком диалектическом единстве: первое является конечной целью, а второе – лишь инструментом, средством достижения этой цели. Как справедливо отметил Алексей Симонов (см. библиографию), вдохновивший автора сценария, в основе истории лежат рассказы Константина Горбатова – трогательные и правдивые зарисовки из жизни: «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на огуречной земле», «Торговец Лабас», а также «Большая вода», раскрывающие сложность человеческих характеров и драматизм жизни в условиях бескрайней, враждебной Арктики. Сюжет, сотканный из этих элементов, обещает стать захватывающей историей о силе духа, стойкости и жертвенности, пропитанной неповторимым духом эпохи.
Пожалуй, многие из нас, возвращаясь в глубины воспоминаний детства, неизменно вспоминают сборник рассказов Бориса Леонтьевича Горбатова – "Обыкновенная Арктика". Я до сих пор отчетливо помню те волшебные истории, которые так увлекали меня в юности, и, признаюсь, эта книга оставила неизгладимый след в моей душе. Пройдя немало лет, я до сих пор могу с удивительной точностью воспроизвести обложку издания 1959 года: на переднем плане – утомленный, но сосредоточенный полярник, с изможденной ладонью прижимающийся к лбу, наблюдающий за стремительным и непредсказуемым полетом самолета. В сборнике всего пятнадцать повествований, каждое из которых пронизано неповторимой романтической атмосферой и захватывающими приключениями, отзывающимися в сердцах читателя. Для создания двухсерийного киноэкранизации, воплощенной режиссером Алексеем Симоновым, были отобраны четыре наиболее удачные истории: "Роды на Огуречной земле", "Торговец Лабас", "Суд над Степаном Грохотом", "Большая вода". Все эти рассказы, словно волны, слитятся в единое кинематографическое полотно, которое, к счастью, не утратило своей привлекательности и по сей день. Зритель сможет погрузиться в атмосферу бескрайнего Севера, сопереживая отважным исследователям, покоряющим самые отдаленные уголки нашей планеты. Фильм сфокусирован на драматичном периоде 1935 года, когда на территории Советской России прокатилась волна всеобщего ликования и радости, вызванная спасением в марте 1933 года семи пилотских отрядов челюскинцев из ледового плена. Эти храбрые мужчины были удостоены звания первых Героев Советского Союза. В повествовании также затронуто трагическое, но героическое дрейфовое путешествие И.Д.Папанина на льдине, длившееся невероятно долгие дни. Режиссер и сценарист, Алексей Симонов, с особой тщательностью воссоздал картину «серого» быта полярников, но, как вскоре стало ясно, эта «серые» жизнь была наполнена яркими красками. Мы видим Пурга, «активированные дни», ощущение утомляющей скуки («Гой ты, тундра пробуждённая… Эх! Ты, дорожка бездорожная… Эх! Мои ноженьки промокшие…Э-эх!..»). И сквозь все это проносится «тихий саботаж» добродушного десятника стройки Степана Грохота (Олег Анофриев), вызывающего при этом неизменный смех. Несмотря на кажущееся эмоциональное «провисание» повествования, фильм в целом, подобно неглубокому омуту, цепко утягивает зрителя в свои объятия. Чтобы в полной мере насладиться этим зрелищем, достаточно лишь внимательно смотреть и воспринимать – другого варианта просто нет! Все это подчеркивают безупречная актёрская игра, яркие и запоминающиеся образы. Там столько поистине харизматичных и колоритных персонажей, воплощенных талантливыми актерами, такими как Афанасий Кочетков, Олег Даль, Петр Щербаков, Виктор Павлов и другими. Каждый из них заслуживает отдельного повествования, возможно, даже целого фильма! Особого внимания заслуживает Ролан Антонович Быков, создавший незабываемый образ доктора – выдающийся актер, создавший яркий и неповторимый типаж, как бы вскрик «Батенька» стал главным диалогом, отличительной чертой всего сериала. Интересно, безусловно, и музыкальное сопровождение, которое, в принципе, здесь отсутствует. Весь этот звуковой фон представляет собой непрекращающийся вой пурги, который, как ни странно, именно под этот неумолчный гул происходят самые эмоциональные и страстные моменты фильма. "Обыкновенная Арктика", показанная без пафоса, - это, несомненно, выдающийся фильм.
Остановитесь, пожалуйста, и задумайтесь: если подвести итог всего происходящего, то это, без сомнения, беспросветная, гнетущая тьма. Возникает острое стремление к чему-то искренне светлому, благородному, доброму – а здесь царит лишь мрачный сумрак, грязь, леденящий холод. Взгляд на эти изображения порождает глубокое чувство отвращения, даже желание отринуть саму жизнь. Кажется, именно эта всепроникающая депрессивность, эта бесконечная завеса пессимизма, и стала одной из причин краха Советского Союза, ведь зрителям, уставшим от монотонной догмы, не хватало созерцательной красоты, живописных пейзажей, синевы морей, обаяния прекрасных девушек. Вместо этого они оказывались перед экраном, запечатлевшим лишь беспросветную чернуху, переливающуюся в самых разных вариациях. Утренний пересмотр этой “чернухи”, обеденное погружение в неё, вечерний просмотр – это уже хроническое отравление. Не раз я, устав от подобного бесконечного повторения, отбрасывал эти кинематографические произведения. Помню, как заставлял себя смотреть фильм “Игла” с Юрием Цором, или “Брат” с Сергеем Бодровым – повсюду, как правило, лишь пессимистичные, безнадежные сюжеты, окутанные непроглядной тьмой. Надежда на то, что кинематограф вырос и обрел новые горизонты, остается, пожалуй, лишь слабым мерцанием. Несомненно, хотелось верить, что зрители, переизбыточные в своей требовательности к позитиву, научились ценить и требовать иных форм художественного выражения, а не только бесконечную гору черно-белой, пропитанной унынием, “чернухи”.