Описание
Рецензии

Сериал Ненастье

Актеры:
Александр Яценко, Александр Горбатов (II), Татьяна Лялина, Сергей Маковецкий, Серафима Красникова, Сослан Фидаров, Антон Филипенко, Евгений Смирнов-Иваницкий, Олег Кассин, Александр Голубев, Олег Байкулов, Тарас Епифанцев, Алексей Дякин, Никита Тезов, Александр Кузнецов (IX), Максим Деричев, Татьяна Сомова, Иван Куколев, Валерий Карпов (III)
Режисер:
Сергей Урсуляк
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
10-11 серия из 11 (15.11.2018)
По возвращении с беспрерывных боевых действий в наиболее напряжённых регионах, ключевые фигуры этого захватывающего телесериала обнаружились в обстановке кардинально иных обстоятельств, оказавшихся вдали от привычного им мира. Обстановка здесь предстала как незнакомая и непредсказуемая, что требовало от героев абсолютной преданности и взаимной поддержки, полагаясь лишь на свою внутреннюю силу и доверие. Повествование переносит зрителя в тихий, провинциальный уральский городок, где было совершено дерзкое и отчаянное преступление – ограбление, нанесшее огромный ущерб. Похищено было внушительное состояние в размере четырцать миллионов рублей. Вскоре выяснилось, что злодеянием руководил Герман Неволин, бывший водителем инкассового транспорта, чья судьба была неразрывно связана с делом. Однако, мотивы, побудившие этого бывшего участника советских военных действий в Афганистане, на этот дерзкий акт преступления, по-прежнему оставались окутаны тайной и загадкой. Его безумный поступок поставил под серьёзную угрозу не только самого Неволина, но и жизни его ближайшего окружения – семьи, друзей, товарищей, чьи судьбы оказались невольно запутаны в этой сложной и запутанной истории, порожденной пороками и скрытыми мотивами. Всё это создает атмосферу напряжённости и непредсказуемости, заставляя зрителя гадать, что же скрывается за внешней простотой происходящего и какие опасные последствия поджидают героев в этой новой, чужой реальности.
Просматривая этот кинематографический проект, обозначенный в титрах как “фильм”, я обнаружил себя поражённым его неповторимым колоритетом и многогранным воплощением. Создателем этого произведения является личность, чье мировоззрение, казалось бы, не подвергалось влиянию столь культовых и широко обсуждаемых образов, как “Бригада”. Однако, внезапно, в его сознании возникло глубокое осознание пробела в художественном пространстве его собственного мира, и он, движимый этой потребностью, решил осуществить экранизацию истории, столь близкой к 90-м годам. В рамках этого проекта, в качестве исполнителя главной роли, был выбран Сергей Яценко – личность, обладающая весьма специфическим обликом, напоминающим в гримёровке образ Сергея Есенина. Его актёрское воплощение приобрело черты человека, подвергшегося процедуре лоботомии, последующему длительному периоду анабиоза и, наконец, внезапно пробужденного, словно оказавшегося в замедленном времени. И теперь он, словно в трансе, пытается воплотить в жизнь заданную роль. Представьте себе задачу – играть, не помня ничего, после столь радикального вмешательства в структуру сознания. Помимо этого, в ансамбле актеров, представляющих собой скорее подобие, чем полноценный коллектив, можно выделить личность Виталия Маковецкого, который, без преувеличения, достиг здесь своего наиболее органичного и самобытного выражения. Режиссер, господин Урсуляк, зарекомендовал себя в профессиональном пространстве как автор, чьё творчество, по сути, представляет собой параллельную вселенную – очевидно, он работал над другим телепроектом, где, согласно воспоминаниям, в окрестностях Одессы время от времени бродили украинские националисты, что, несомненно, оказало на него определённое влияние. В целом, это, безусловно, произведение, характеризующееся отсутствием каких-либо помпезных заявлений и претензий, что, впрочем, вполне соответствует его общему впечатлению – “ничегоишка”, как говорится в народе, но, тем не менее, заслуживающая внимания своей искренностью и неординарным подходом.
Этот кинематографический опыт – без сомнения, пропитан особым, почти болезненным ностальгическим оттенком. Очевидно, он адресован прежде всего тем, кто пережил эпоху девяностых, кто ощущает на себе отпечаток той самой, почти грязной и выцветшей под воздействием времени, атмосферы, так тщательно воссозданной на экране. С позиции сегодняшнего дня, с дистанции, сложившейся между тогдашним и настоящим, кажется, что период, данный в фильме, несмотря на его неоднозначность, сохраняет в себе удивительную, неистовую энергию, впечатление искренности и незамутненного энтузиазма. Мы, по-прежнему, чувствуем, что в нас все еще теплится эта неугасимая искра, хотя и не всегда в форме безусловной веры и оптимизма. Спектр наших переживаний богат на противоречия, но основная масса людей, безусловно, стремилась к правде, и эта потребность запечатлена в кино. Фильм воссоздает эпоху, когда подлинная сила все еще заключалась в неоспоримых фактах, в законе чести, в незыблемых моральных принципах. Это было время сильных, непокорных мужчин, чья душа, словно пламя, сжигала их на перекрестке сомнений и испытаний. Они были одновременно искренними, отчаянными, смелыми, растерянными, и с безумной, почти рискованной энергией. В их глазах читалась глубокая усталость, но и непокоренность, нежелание сдаваться. Они умели упорно сражаться, уже не за абстрактные идеалы, а за то, что им было дорого. Наиболее поразительный, пожалуй, самый катарсический момент, который вызывает фильм, как будто бы отражает нашу собственную, бесконечную путешественность во времени и пространстве, в нескольких из бесчисленных наших странствий. На фоне ночной тьмы, согретой глотком крепкого спиртного, вокруг бесформенной, словно потерянной в пространстве, фигуры товарища, добравшегося до нас после долгого и изнурительного пути. В воздухе – запах горящих костров моджахедов, отголоски их священной борьбы, и застывшая в небе образ Дидье Моруани, воплощающего красоту и трагизм афганского звездного ночи – воспоминание о неизмеримой ценности человеческой жизни и несломленной воли.
Оценивая этот кинематографический опыт, я бы с уверенностью констатировал, что повествование, хотя и не отличается радикальной новаторской дерзостью, вполне укладывается в рамки захватывающей, гротескной истории, напоминающей сплав бандитских столкновений, подкрепленный влиянием афганской племенной структуры. Тем не менее, откровенно признаюсь – просмотр сериала оказался весьма приятным и занимательным. Сюжет развивается, чередуя эпизоды, разворачивающиеся в современных реалиях с перемещениями во времени в прошлое, в эпоху афганского конфликта, создавая сложную и многогранную структуру повествования. И, что важно отметить, зритель воспринимает этот ряд эпизодов с заметным интересом и вовлеченностью. Однако, к сожалению, финал показался мне несколько неудовлетворительным, как будто авторские амбиции были не полностью реализованы. Несмотря на это, я настоятельно рекомендую к просмотру этот сериал, в первую очередь за его поразительную и искреннюю реконструкцию войны в Афганистане. Фильм «Афганский излом» до сих пор занимает особое место в моем списке любимых произведений на эту тему, однако этот сериал демонстрирует более глубокое понимание и реалистичное отображение жизни афганцев, их мировоззрение и, в особенности, их понимание стратегии ведения боевых действий. В целом, это произведение заслуживает внимания, поскольку оно не только предлагает увлекательный сюжет, но и исследует широкий спектр человеческих коллизий, разворачивающихся в контексте существования, затрагивая глубокие вопросы о смысле жизни, морали и ответственности. Погружение в этот мир, созданный автором, определенно оставит след в сознании зрителя, и, без сомнения, вы не пожалеете о потраченном времени.