Описание
Рецензии

Сериал На ножах (1998)
Актеры:
Андрей Давыдов, Николай Добрынин, Ольга Дроздова, Александр Феклистов, Игорь Горбачев, Елена Майорова, Алексей Миронов, Владимир Протасенко, Ирина Розанова, Вячеслав Вдовин
Режисер:
Александр Орлов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 11
(28.09.2012)
Рейтинг:


В крохотном городке, где разворачивались события сериала, царило умиротворенное и неторопливое существование. Каждый день был зеркальным отражением предыдущего, лишенным каких-либо изысков и неожиданностей. Жизнь местных жителей вращалась вокруг рутинной работы, узкого круга привычных лиц, не омраченной тревогами или мрачными обстоятельствами. На фоне этой предсказуемой и, казалось бы, безмятежной обстановки, выснел нежданный поворот судьбы. В этот тихий городок прибыли двое молодых мужчин, чье происхождение было связано с вечно бурлящей столицей. Именно с их появлением в обстановке привычного спокойствия завязался каскад самых захватывающих и, одновременно, турбулентных приключений. Вспыхнувшие события, связанные с прибытием этих горожан, далеко не всегда приносили радость и умиротворение. На плечи невинных жителей города, словно бремя, оказались навалились многочисленные невзгоды и раздражения. Внезапно, тихий и знакомый мир оказался в состоянии глубокого смятения, отмеченного бушующими страстями, роем плетенья сплетен, коварными интригами, пропитанными обманом, болезненными осознаниями и, увы, предательством. В один миг, казавшийся столь привычным, мир перевернулся с ног на голову. Упорно и с надеждой, смогут ли жители, измученные последствиями этих стремительных перемен, вернуть утраченное спокойствие и, возможно, обрести новый смысл в своей жизни, после столь драматичного переворота?
Отношение к творчеству Льва Толстого в российской литературе XX века не отличалось всеобъемлющим признанием, особенно если речь шла о произведениях самого Льва Толстого. Среди русских классиков девятнадцатого столетия, экранизации коснулись лишь небольшого круга произведений Лескова, а те, что были отобраны, не демонстрировали особой изобретательности или новаторства. Дополнительное раздражение вызывало то, что столь многогранная, бурная стихия русской жизни, которую так животнописал Лесков, представляла собой настоящий кладезь возможностей для кинематографической интерпретации – возможность создать зрелищную и захватывающую историю, достойную экрана. По сути, произведения Лескова, казалось, предназначались для создания сериалов, наполненных острыми анекдотами, колоритными, запоминающимися персонажами и драматическими ситуациями.
В лице Александра Орлова, режиссера, возникло решение, которое позволило в корне переосмыслить творчество Лескова. Успех фильма был практически предопределен, даже если бы режиссерское мастерство не отличалось выдающимся уровнем. Важным фактором стало и то, что работа над фильмом и его премьера совпали с периодом, когда либеральные реформы охватывали многие провинциальные центры, когда Россия переживала период смуты и перемен.
Для того чтобы рассказ Лескова раскрылся во всей красе, была выбрана 1998 год, которая, к тому же, благоприятно расположилась к его духу. Кроме того, фильм приобрел современное звучание, отражая дух времени.
На протяжении многих лет, из-за "консерватизма" Лескова в восприятии современников, не было возможности создать полноценные экранизации его рассказов, но именно Орлов сумел сломать сложившиеся стереотипы. В своем фильме он мастерски выделил две ключевые черты, которые характерно отражают Лескова и историю в целом. При этом режиссер не отступил от общепринятых норм и показал гениальность Лескова, способного не только разоблачать революционеров, но и остро видеть «накипь», сопровождая либеральное движение мошенничеством и нигилизмом.
Особую роль в этом фильме сыграли актеры, которые, как будто вынесли на свет, создавая яркие, запоминающиеся образы. Особого внимания заслуживают Горданова (Добрынина), Висленева (Виноградова), блестящая Глафира (Майоровой), отец Евангел (Феклистовым), Капитан Форов (Владимир Иванов), Помещик Водопьянов (Дмитрий Назаров), бывший крепостной Сид, а также матушка Форова и генеральша Синтянина.
Особое внимание привлекает нарочито небрежный, отстраненный от родной почвы образ героев, их бессмысленное блуждание, их потерянность – все это Орлов не поспешил убрать из фильма, что придало ему неповторимый стиль и глубину.
Можно с уверенностью сказать, что Орлову удалось "вычитать" самого Лескова, из его "не-лесковского", не совсем законченного и рыхлого фельетона, написанного для Каткова. Режиссер не только бережно сохранил, но и в некоторых моментах усилил напряжение, отшлифовал эпизоды до совершенства, довел их до кульминации. Особенно впечатляет, когда отец Евангел, рассказывающий Висленеву о пренебрежении России, будто пробивает душу через слезы.
В фильме привлекают внимание и другие детали: иная интерпретация эпизодов, например, нежные песнопения монахов и черниц, таинственная полиция, а также примирение Глафиры с ее мужем, убитым по ее вине. Нарушением условностей, казалось, становится и Водопьянов - сумасшедший бедуин, чьи пророчества, как ни странно, не отступают от реальности. Не менее впечатляет поединок между Гордановым и Третьим отделением, разговор генеральши с Подохеровым у Аленушкиного пруда под развесистыми елями.
Фильм отличается сдержанностью и целомудрием в визуальном плане, но при этом его можно сравнить с произведениями Крамского и Борисова-Мусатова, Щедрина и Брюллова. В фильме звучит качественная и продуманная музыка, которую умело встраивают в повествование.
Хотелось бы, чтобы современные режиссеры не забывали о Лескове, использовали его творчество и образы для создания фильмов. В частности, хотелось бы увидеть на больших экранах вершину творчества литератора – «Соборяне», момент, который, на наш взгляд, идеально подходит для создания кинематографического полотна.
Экранизация произведения Михаила Лескова представляет собой весьма достойное и насыщенное погружение в мир русской классической литературы, безусловно, оценить которое смогут почитатели глубинных и сложных произведений. Сериал мастерски переплетает в себе целый спектр мотивов – страсть и предательство, злодеяние и неутолимая жажда наживы, циничную подлость и проникновенные философские диалоги, создавая впечатляющий и многогранный образ. Игра актеров демонстрирует высокий профессионализм и убедительность, не вызывая ни малейших сомнений.
Однако, стоит отметить лишь одну, на мой взгляд, незначительную деталь – манера речи Ирины Розановой иногда кажется несколько неуклюжей, её паузы, порой, возникают не в самых логически оправданных или грамматически корректных моментах.
Что касается образов персонажей, меня особенно поразила их многогранность и отсутствие чёткого деления на главные и второстепенные фигуры. Глафира, предстающая в роли потенциальной злодейки, чьё замысловатое стремление к убийству своего супруга, вышедшего в закат своих дней, после увлечений радикальными учениями о "борьбе с системой", приобретает оттенок трагизма. Впрочем, сочувствие к ней вызывает и влияние Горданова – персонажа, самопровозгласившего свою принадлежность к таинственным общественным организациям, но на деле – откровенного и циничного подлеца. Висленев, воплощающий собой образ безумного юродивого балагура, не лишенный, однако, некоторой беспринципности и, по сути, являющийся попрошайкой. Лара, напротив, предстаёт перед зрителем как расчетливая и хладнокровная женщина. Форов, хоть и человеком доброй души, страдает от тяги к выпивке, а его жена – слишком одержима любовью к своим племянникам, которых, впрочем, по праву можно назвать не достойными особого внимания.
Линия отношений между Андреем и Александрой, казалось бы, богатой и интересной, выглядит какой-то искусственной и неправдоподобной. Её пожилой муж, демонстрируя удивительную терпимость, благословляет их союз, что, безусловно, соответствует духу произведения, но вызывает определенные вопросы.
В целом, создатели сериала сумели создать запоминающихся персонажей, каждый из которых обладает собственной мотивацией и внутренней сложностью. Ропшин, воплотивший в себе роль "темной лошадки", в итоге добивается самого значимого куша, демонстрируя хитрый ум и умение манипулировать обстоятельствами.
В заключение, хочу отметить, что данный сериал – это действительно отличное произведение, которое я с удовольствием рекомендую к просмотру всем, кто ценит глубокое содержание и художественную ценность.
Рекомендуем к просмотру