Описание
Рецензии

Сериал На дне (Россия)

Актеры:
Велимир Русаков, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Борис Каморзин, Агния Кузнецова, Олег Васильков, Сергей Сосновский, Александр Трофимов, Семен Трескунов, Николай Аверюшкин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
1-2 серия из 2 (30.11.2014)
Действие эпической истории, некогда запечатлённой в памяти многих, разворачивается в нынешней, безжалостной реальности, в самом сердце мегаполиса, где грань между цивилизацией и нечистотами, между жизнью и отбросами, кажется особенно размытой. Ключевые фигуры повествования, загнанные в угол беспросветной нищеты и обнищания, обрели своё пристанище – полуразрушенную, захламлённую городскую свалку, ставшую своеобразным убежищем и, одновременно, центром их существования. Это место, пропитанное запахом разложения и несбывшихся надежд, служило им не только источником заработка, но и способом выживания, где они, обзавившимися талантом к изготовлению и сбыту крепкого алкоголя, дополняли свой скромный доход, нередко прибегая к незаконным действиям, добывая ценные вещи. В определённый, критический момент, на их заброшенный клочок земли, затерянный в лабиринте мусора и отчаяния, вторгся Лука – человек, одержимый благой целью – попыткой достучаться до тех, кто, словно невидимые призраки, бродил на дне общества, измученный и опустошенный последствиями социальной несправедливости и жизненных невзгод. Его присутствие, пропитанное сочувствием и искренним стремлением поднять угасшие души, стало грядущим прорывом в их мрачной, замкнутой реальности, предвещающим перемену и, возможно, исцеление.
Внезапно, возникает ощущение глубокой, почти болезненной невостребованности, словно ключ к пониманию шепота этой пьесы, написанной в далеком 1901-1902 годах, ускользает, растворяясь в пелене забвения. Ощущение это усиливается, когда осознаешь, что фундаментом для создания этого произведения, пронизанного такой трагической красотой, оказались слова, так и не нашедшие достойного, широкого признания – произведения Максима Горького. И не только не читают, но и, судя по всему, не помнят, о чем предупреждал автор, когда описывал бездомную, опустошенную жизнь. Объемы посвященного этому произведению материала, созданного разными, зачастую весьма талантливыми, авторами, охватывают практически весь спектр литературных стран – "Отверженные", "Униженные и оскорбленные", "Гроздья гнева" – и списки продолжаются, как будто Горький предвидел бесконечное отражение его идеи в литературе. И, обдумывая мотивы и поступки этих персонажей, невольно задаешься вопросом: а как бы мы сами поступили, мимоходом бросив монетку нищему, несмотря на его очевидную склонность к бесцельному растрате? А что он, этот бездомный, чувствовал, глядя на нас, на благополучные, казалось бы, жизни? На Руси, как известно, существовала мудрая пословица: “От сумы да от тюрьмы не зарекайся”. Она, кажется, отражает саму суть человеческого существования – непредсказуемость, переменчивость судеб, способность человека, словно сменяя обличья, в любой момент оказаться в самом неожиданном положении. Нельзя, например, быть банкиром сегодня и завтра - вдруг оказаться в роли просителя на улице? Не стоит рассчитывать на диплом директора помойки. Лишь статус, поддерживаемый напряженной работой, да и то, в котором случае, это не гарантирует успех. Но изменить свою судьбу, подняться с "дна" – позволит только редчайшее чудо. Сцены, в которых появляется Лука – персонаж, воплощающий эту идею, – особенно мощны. Его работа дворником, затем - встреча с ноябрьским листопадом, где он беспомощно собирает опавшие листья, – напоминает нам о хрупкости человеческой жизни, о неизбежности поражения перед стихией. Особенно замечательно, что Горький, в молодости, сам с походом этой жизни, в поисках истины и острых впечатлений, создал в Луке данную христианскую ценность. И это не случайно: Пешков, воспитанный в православной среде, – подобно Луке, представляет собой особую силу в пьесе, особенно в сериале. По материал, осознание этих тенденций в самому своем определении и позволяет понять основы, по которым развивалась эпоха. Насколько же он, врач, не сумевший спасти больного? Ведь, как говорится, "Оберегай ближнего и помогай ему возвысится". Но Лука, наблюдая за своими успешными, даже самыми успешными судьбами, не помог ним возвыситься. Он, хотя и стремился к помощи, опустился до их уровня, забыв, что истинная помощь – это поддержка и содействие, а не подмена судьбы. И в этой трагической истории и заключается её глубина – неумолимый урок о разрыве между благородными мыслями и реальным состоянием дела, о невозможности изменить судьбу человека, о том, что самый значимый в жизни – это не успех, а способ его достижения.