Описание
Рецензии

Сериал Мункивуори / Munkkivuori

Актеры:
Лаура Бирн,Джоэнна Хаартти
Режисер:
Яни Воланен
Жанр:
детективы, драмы, триллеры
Страна:
Финляндия
Вышел:
2022
Добавлено:
7-10 серия из ?? (01.07.2023)
Рейтинг:
8.50
Начало разворачиваться с тревожной силой в эпоху восьмидесятых – десятилетии, пропитанном противоречивыми настроениями и ощущением надвигающейся неопределенности. В эпицентре внимания оказывался трагический эпизод, связанный с необъяснимым исчезновением юного человека, погрузив в атмосферу паники и отчаяния его близких. Повсюду царила бурная деятельность родных и друзей, полных решимости найти пропавшего ребенка, однако, к их безнадежной борьбе, оказывалась практически полная безразличие официальных структур. Правоохранительные органы, демонстрируя заметную неторопливость и, по сути, игнорируя сложившуюся ситуацию, лишь неосознанно подталкивали обезумевших от горя родителей к самостоятельным, зачастую хаотичным, действиям. Вооружившись лишь искренним желанием справедливости и надеждой, они, не обладая никакими официальными полномочиями, самостоятельно взяли на себя задачу поиска, руководствуясь, в первую очередь, верой в чудо и веря, что ребенок находится жив и может быть найден. На фоне этой трагической истории, нами предстают глазами других ребят, также воспитанных в этом же городе, которые, словно маленькие свидетели, фиксируют и переосмысливают этот изнурительный и душераздирающий розыск, наполненный безнадежностью и поиском ответов в бесплодных стараниях.
Этот завораживающий телесериал, известный под названием «Мунккивуори» – столь же необычное, сколько и его происхождение, – на самом деле обязан своим именем небольшому микрорайону в столице Финляндии. Его английская версия, дословный перевод с финского, звучит как «Лето скорби». Финское кинематографическое искусство, к сожалению, редко становится гостем на российских экранах, особенно когда речь идет о сериалах. Тем не менее, данная работа представляет собой поистине выдающийся образец: напряженный, заставляющий задуматься и при этом не сковывающий зрителя тоской и безнадежностью, как многие детективные сериалы, заимствованные из скандинавского кинематографического опыта. Повествование, отличающееся умеренным, но неуклонным темпом, погружает зрителя в историю о финальной стадии детства и утраченной невинности. Действие, разворачивающееся в 1980-х годах, предстает перед нами в обличии яркой летописи взросления, однако в то же время, оно неуклонно приводит героев и зрителей к мрачной, скрытной глубине. Сериал бережно перенесет вас не только в географические границы Хельсинки, но и в атмосферу ушедшей эпохи, в воспоминания о детстве. Формированный из десяти эпизодов, сериал стартует с события, когда 15-летний Мирко (роль которого блестяще исполняет Вильями Лопонен) переезжает вместе со своими родителями (Лора Бирн и Йоонас Саартамо) в дом, где в юности провела свою жизнь его мать. Вскоре он знакомится с другими детьми во дворе, с болтливыми и проказливыми девочками, с дерзкими и робкими мальчишками, с теми, кто проявляет религиозные наклонности. Через их неформальные беседы и шепот взрослых, Мирко обнаруживает, что в их окрестностях исчез ребенок. Это исчезновение, переплетающееся с детскими играми, постепенно приобретает зловещий оттенок, пропитываясь воображением, рождаемым городскими легендами и первыми робкими экспериментами с сигаретами, алкоголем и даже запрещенными веществами. Ранние эпизоды сериал представляет как череду беззаботных, летних дней, наполненных деталями, доведенными до изнемогающей точности. Время, словно застыв в восковой модели, определяется посредством самых разнообразных предметов и явлений: постер группы Hanoi Rocks, кубик Рубика, рассыпные леденцы. Однако, эти предметы – лишь приманки для ностальгии, тщательно замаскированные, чтобы отвлечь внимание от скрытого крючка, заложенного в тайне. Постепенно, на основании крошечных намеков, и дети, и зрители начинают ощущать, что под поверхностью расцветок и иллюзий скрывается нечто куда более серьезное. Голоса доносятся из темноты, в подвале ощущается нечто ядовитое, взрослые вовлечены в ожесточенные споры… В самом начале сериала появляется пожилая женщина, лежащая в постели, и загадочно произносит: «Теперь это происходит». В этой фразе отчетливо звучит отсылка к знаменитому сериалу «Твин Пикс», где утверждение «Это происходит снова» стало визитной карточкой произведения. И даже не на уровне сюжета, а на уровне художественных средств повествования, Воланен создает ощутимую, угнетающую атмосферу, используя гротескный звуковой ландшафт и застрявший в кадре, как будто сошедший со страниц старой фотографии, пейзаж. В подвал, как известно, ходить нельзя. Но дети, не слушаются взрослых.
Внезапно и совершенно неожиданно, финское кинематографическое сообщество представило произведение, пронизанное искрометным талантом и, безусловно, заслуживающее признания. Начиная с хронологического расположения действия – 1980-е годы – эпоху, несомненно, являющуюся вершиной творческого расцвета и, по моему глубокому убеждению, самой выдающейся в исторической перспективе, – мы сталкиваемся с фактом поразительной схожести бытовых практик, предпочтений в досуге и даже неформальных диалогов между юными представителями капиталистической Финляндии и их советскими аналогами. Безусловно, включая, к слову, некоторые весьма специфические и, как ни странно, неотъемлемые черты социального взаимодействия, такие как неуловимое, но впечатляющее демонстрируемое взгляды на лица противоположного пола. Мне кажется, что промышленность цифровых технологий и повсеместное распространение смартфонов, к сожалению, приведет к тому, что у большинства зрителей появится совершенно неверное восприятие этой работы – она будет казаться им нелепой, монотонной и не имеющей достаточной интеллектуальной глубины. Однако, я должен признать, что сериал в целом демонстрирует исключительное качество исполнения, и, на мой взгляд, принесённое недовольство – во многом проявляется лишь из-за отсутствия тонкого вкуса и критической оценки, свойственных поколению, выросшему в эпоху мгновенного доступа к информации. В частности, я бы хотел отметить исключительную гармонию настроения, созданную в кадре, но, с другой стороны, надеюсь, авторам удалось бы с большей детальностью и глубиной раскрыть образ самого пожалуй, наиболее яркого и содержательного героя проекта – Урке. Этот фигура, воплощающая сочетание необычайного интеллекта, бесстрашной отваги и, что не менее важно, иногда наблюдаемого проявления незначительной уязвимости, по праву можно назвать гигантом мысли, мозгом любой сложной операции, символом непреклонного и даже необычайного способности. Несмотря на малую недостаточность в полном раскрытии его характера, сериал, несомненно, заслуживает оценки в сто процентов!