Описание
Рецензии

Сериал Московская сага
Актеры:
Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Балуев, Ольга Будина, Екатерина Никитина, Алексей Кортнев, Марианна Шульц, Алексей Зуев, Кристина Орбакайте, Дмитрий Харатьян
Режисер:
Дмитрий Барщевский
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 22
(15.12.2011)
Рейтинг:


Этот повествовательный цикл, подобно бесчисленному множеству аналогичных рассказов, воплощенных в жизнь поколениями людей, вступивших в эпоху начала двадцатого столетия, обретает свое начало в плодотворной деятельности, озаренных оптимизмом и глубокими стремлениями – все они, увы, оказались нереализованными. В самом сердце Москвы, где обитали Градовы, скромная семья, во главе с уважаемым профессором, а рядом с ним – его супруга Мэри и их дети, Никита, Кирилл и Нина, им предначерталась одна и та же, отчаянно печальная участь, отмеченная разлукой и утраченным будущим. Среди их окружения – приятели и родственники – не осталось ни одного человека, кто смог бы укрыться от перемен бурных предвоенных и, тем более, кровопролитных военных лет. В силу этого, вся история, пронизанная глубоким трагизмом и тягостной меланхолией, будет развиваться и разворачиваться на протяжении всего сериала, словно гимнопись на потерю надежды и неминуемое горе. Это – печальное, но правдивое отражение эпохи, в которой человеческая жизнь оказалась во власти непредсказуемых обстоятельств и ужасов войны.
В последние десятилетия наблюдается стремительный всплеск интереса к эпохе Советского Союза и всему спектру феноменов, связанных с этим переломным периодом истории. Этот феномен обусловлен рядом вполне очевидных факторов: многие зрители, прямо или косвенно, пережили события и условия, тесно перекликающиеся с советским опытом довоенного и послевоенного времени, обретая воспоминания о собственной жизни и жизни своих близких. Иными словами, то, что ранее представляло собой тщательно оберегаемые секретные материалы, недоступные широкой публике, теперь становится доступным, позволяя людям осознать, наконец, правду о реальных, часто трагических, событиях, происходивших в советское время. Подобное обстоятельство закономерно привело к росту числа публикаций, документальных фильмов и экранизаций, до этого находившихся под запретом, а также к увеличению спроса на произведения литературы, посвященные этому времени. Более того, создание масштабных "исторических" сериалов, охватывающих ближайшее прошлое нашей страны, представляется значительно более экономически целесообразным, чем проекты, посвященные более ранним, менее изученным периодам.
В, например, "Московской саге" демонстрируют игру актеров поистине выдающегося уровня. Этот сериал, наряду с другими картинами, повествующими о непростой судьбе людей в условиях авторитарного режима, о мучительных страхах за близких и родных, выделяется особой реалистичностью и глубиной. Зрители могут увидеть талант Инну Чурикову, Екатерину Никитину, а также Кристину Орбакайте – актрис, не просто исполняющих роли, а создающих живые, правдивые образы.
И, конечно, музыка играет колоссальную роль – как, например, знаменитая песня "Ах, эти тучи в голубом", которая, заслужившее культовый статус, способна увлечь слушателя в состояние глубокой задумчивости.
Безусловно, в картине присутствуют и небольшие несовершенства, отдельные неточности, свойственные любому художественному произведению. Однако, отсутствие каких-либо погрешностей не умаляет достоинств данного фильма. Не совсем гармонично вписывается в общую композицию образ Алексея Кортнева, что, несомненно, является результатом некоего пробела в работе сценаристов. Несмотря на этот момент, фильм в целом производит крайне положительное впечатление, вызывая вдохновение на совершение великих дел. Сцены фильма, созданные с учетом атмосферы эпохи, воспринимаются как истинный триумф, а тот факт, что для его создания были отреставрированы старинные дома, лишь усиливает волшебное ощущение и желание погрузиться в изучение исторических материалов того времени, понять, как жили наши предки, каким путем проходили их жизни.
В заключение, стоит отметить, что просмотр данного фильма, без сомнения, является важным опытом, формирующим личное восприятие. Несмотря на огромное количество рецензий и отзывов, посвященных ему, можно сказать, следуя заведенной традицией, что лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать.
После обстоятельного изучения критических оценок, посвященных этому многосерийному полотному фильму, я был поражен преобладанием негативных отзывов, составляющих около половины всего массива рецензий. Данное обстоятельство представлялось особенно неординарным, учитывая, что, по моему мнению, сериал обладает вполне достойным уровнем исполнения, демонстрируя определенную художественную ценность. Безусловно, произведение не лишено как достоинств, так и определенных недостатков, но это, как правило, характерно для масштабных проектов.
Среди многочисленных многосерийных картин, выпущенных одновременно с "Московской сагой", можно выделить ряд более совершенных работ, однако этот сериал, на мой взгляд, заслуживает внимания не только для разового просмотра, но и для последующего, вдумчивого переосмысления.
Прежде всего, мне особенно запомнилась общая, созданная режиссером, атмосфера, пронизывающая весь фильм. Здесь столь убедительно сплетены судьбы семьи, разворачивающаяся на фоне драматических событий сталинской эпохи, тема всепоглощающего страха и невыносимой боли. Особого внимания заслуживает актерский ансамбль, проявивший себя на высоком профессиональном уровне. Тем не менее, ключевой проблемой, сдерживающей сериал, является его поразительное сходство с трилогией Аксенова. Эта аналогичность, учитывая, что в современной советской кинематографии, к сожалению, историческая достоверность часто игнорируется, а сохранение оригинального сюжетного каркаса представляется скорее исключением, чем правилом, приобретает особый смысл.
Особое восхищение вызвала музыкальное сопровождение, которое, несомненно, создает великолепный звуковой фон, способствуя созданию неповторимой атмосферы, передающей дух предвоенного десятилетия. Актеры настолько убедительно воплощают свои образы, что оказываешься по-настоящему погруженным в жизнь членов семьи Градовых, сопереживая их страданиям и надеждам. Это уже не просто игра, это воплощение, в некотором смысле, проживание сложнейшего периода из истории нашей страны.
Нельзя не отметить, что некоторые зрители критикуют сериал за чрезмерную драматичность и мрачность повествования, выставляя под сомнение соответствие показанным событиям реальной действительности того времени. Действительно, большинство советских граждан в тот период могли стать жертвами произвола власти, однако масштабы репрессий, представленные в фильме, значительно преувеличены. И в этом, возможно, заключается его главная ценность – побуждение к дискуссии и размышлению. Умение сериал вызывать столь много споров и вопросов является, безусловно, свидетельством его качественной реализации, и, следовательно, он требует обязательного просмотра.
Недавно я попыталась погрузиться в повествование телесериала «Московская сага», и, признаюсь, опыт оказался весьма неоднозначным. Моя любовь к кинематографическим произведениям, пропитанным духом ушедших эпох, особенно к таким шедеврам, как «Дети Арбата», вызывающим искреннее восхищение, не могла остаться равнодушной. Однако, данный фильм оставил во мне глубокий, хотя и совершенно негативный след. И вот почему.
Прежде всего, значительное количество эпизодов, наполненных откровенно отталкивающими сценами сексуального характера и, откровенно говоря, извращенными мотивациями, вызывает у меня серьезное отторжение. Я осознаю, что действие разворачивается в стенах лагеря, где, к сожалению, многие аспекты жизни приобретают мрачный и неприглядный характер. Но зачем наращивать эту негативную составляющую до такой степени, что просмотр становится невыносимым?
Во-вторых, актерская игра производит впечатление оторванную от реальности, лишенную живого выражения. Лица актеров, словно высеченные из камня, абсолютно не передают ни малейших оттенков эмоций и чувств. Все происходящие в жизни героев события изображаются с одинаковым, бесцветным выражением лица. Особого отвращения я испытывала к персонажу Вероники, которая вызывала у меня чувство тошноты – даже желание открыть рот казалось невозможным. А образ Балуева, который, к слову, является одним из моих любимых актеров, в данном сериале показался мне совершенно чуждым. Он всегда великолепно раскрывает свои роли, создавая глубокие и многогранные образы, но здесь его игра оказалась какой-то фальшивой, не соответствовавшей характеру. Подобным образом, персонаж Нины, напоминающий скорее даму лёгкого поведения или ночную бабочку, а не дочь уважаемого человека, усиливал это общее впечатление.
К сожалению, авторы не смогли воссоздать атмосферу того времени, передать его достоверно, чтобы зритель мог полностью поверить в происходящее. И актерская игра, отмеченная безжизненностью, отражает и искаженное восприятие самой эпохи. Описанные лагерные будни, военные действия, а также повседневная жизнь, лишены всякой эмоциональной окраски, становясь лишь набором вычурных, бездушных образов. Наблюдаются многочисленные несостыковки, заметные киноляпы, которые лишь усиливают ощущение искусственности и неправдоподобности происходящего.
В итоге, просмотр сериала «Московская сага» оказался для меня разочаровывающим и потраченным впустую. С уверенностью могу рекомендовать вам избегать просмотра этого произведения, поскольку оно не способно подарить вам положительные эмоции, а напротив, лишь вызывает негативные чувства и разочарование.
Неужто я поддался искушению и оставил свой отзыв безмолвным? Позвольте мне признаться, с некоторой долей растерянности – проследить за содержанием романа, собственно, не входит в мои привычные сферы интересов, не является, скажем так, моим духовным профилем. Я поддавался, как говорится, любопытству, намереваясь расширить свой кругозор, углубиться в освещение столь специфической литературной области. И, надо сказать, меня буквально ошеломила информация о том, что сериал удостоен столь почётной награды – ГРАН-ПРИ «За лучший сценарий». И, признаюсь, этот факт породил во мне определенный диссонанс, ведь именно составляющая сценария, к моему глубокому сожалению, представлялась мне наиболее уязвимым и слабым звеном в этом кинематографическом представлении.
Однако, признаться честно, я склонен к определенным оговоркам. Гран-при, судя по всему, был присужден во Франции, и, вероятно, судьи жюри, изучая титры, а не внимательно слушая доносившиеся диалоги. Ибо, как вы понимаете, самому слушать бесконечный поток словесных излишеств, не имеющий никакой внутренней логики и связи с основным сюжетом, доставляло мне поистине физическую боль, настоящее мучение. Как, собственно, и возиться с таким количеством ненужных, информативно никчёмных сцен и эпизодов, которые, как ни крути, никак не способствуют развитию повествования и остаются абсолютно бессодержательными.
Нельзя не отметить, что, возможно, не стоит винить в этом Василия Аксёнова, хотя я его, конечно, не изучал досконально. Так сложилось, что по его последнему произведению, "Таинственная страсть", совсем недавно был снят сериал, и я отлично помню его. И, к сожалению, сравнение результатов, в данном случае, кажется мне бессмысленным. Я считаю, что эта работа, в сущности, представляет собой довольно грубое искажение оригинального замысла, приукрашенное и перегруженное деталями, которые не несут в себе никакой полезной информации. Благодарю вас, уважаемый сайт, за столь широкий спектр мнений и прекрасную возможность для дискуссии!
Рекомендуем к просмотру