Описание
Рецензии

Сериал Морской волк

Актеры:
Андрей Руденский, Любомирас Лауцявичюс, Елена Финогеева, Николай Чиндяйкин, Алексей Серебряков, Мартиньш Вилсонс, Ж. Камали, Виктор Гайнов, Рудольф Мухин, Анатолий Сливников
Режисер:
Игорь Апасян
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
1-4 серия из 4 (15.10.2014)
Новая кинематографическая интерпретация знаменитого произведения Джека Лондона – «Морского Волка» – представляет собой не просто адаптацию литературного текста, а, скорее, расшифровку зашифрованного послания, основанную на реальной исторической фигуре. Имя капитана Маклейна, чье имя впоследствии стало синонимом бесстрашия и дерзости, звучащим в мрачных рассказах о море и криминальном мире того времени – «Sea Wolf». Центральным конфликтом сериала является ожесточенное противостояние двух диаметрально противоположных мировоззрений. С одной стороны – Хемп, бессловестный, озлобленный и, поддавшись панике, застрявший на крошечной промысловой шхуне, предавшийся унижению и потерявший всякую надежду на достойную жизнь. Его существование представляет собой воплощение страха, слабости духа и неспособности противостоять безжалостным законам судьбы. С другой стороны – Волк Ларсен, капитан судна, воплощающий собой воплощение жестокой воли, властного авторитета и непреклонного убеждения в собственном превосходстве. Его осуждения, выраженные в суровых приказах и нетерпимости к непослушанию, отражают глубоко укоренившееся неприятие любого проявления слабости и стремление к доминированию над всеми остальными. Ключевой вопрос, который поднимается в сериале – сможет ли Хемп, предавшийся отчаянию и моральному разложению, преодолеть гнетущую атмосферу «Призрака» – судна, наполненного напряжением, страхом и беззаконием, и обрести необходимое мужество и силы для оказания сопротивления унижениям и эксплуатации? Выстоит ли он против капиталистической машины, сокрушительно давившей на него, или же его дух окончательно сломается под бременем безысходности? Интерес к этой истории еще больше усиливается тем, что Джек Лондон, создавая образ Ларсена, невольно привлек в свою повествование черты, созвучные философии Фридриха Ницше. Считается, что автор, неосознанно, пропагандировал идеалы воли к власти, превосходства и неукоснимого соблюдения собственных правил, внося тем самым свой вклад в распространение философских взглядов известного немецкого мыслителя. Ответы на эти суровые и пронзительные вопросы сконцентрированы в самом повествовании, ожидающем своего зрителя.
В творческом наследии Джека Лондона до сих пор сохраняется ряд дискуссионных моментов, связанных с его представлением о человеческой природе и стремлении к удовлетворению желаний. Существует мнение, что его литературный путь, отмеченный неустанным стремлением к звонкой монете и циничным подходом к жизни, стал своеобразным следствием. Изначально, как и многие в поисках новой, сытой жизни, Джек Лондон, вдохновленный судьбой Волка Ларсена, также предпринял попытку реализовать эту мечту, и этот образ стал для него образцом. Волк Ларсен, загадочная личность, оказавшая колоссальное влияние на формирование образа главного героя в романе, был известнейшим браконьером девятнадцатого века. В течение двадцати пяти лет он успешно выкарабкался из нищеты, став влиятельным и обладающим значительными капиталом человеком. Его прозвали “Sea Wolf” (морской волк), и это прозвище не только звучало в криминальной хронике, но и отражало его внушительный авторитет. Маклейн, прототип Волка Ларсена, бесспорно, играет ключевую роль в формировании характера Лондона, и эта фигура стала олицетворением опасных жизненных стремлений. Восхищение образа жизни Маклейна, с его криминальной удачей и всенародной известностью, в сочетании с его жестокостью, заставило Джека Лондона обратить пристальное внимание на его умение вести беседы, входить в доверие, выстраивать деловую деятельность, обладать навигационными знаниями, и даже увлечением литературой и прекрасным. Д. Лондон с неопровержимой силой включил в портрет Волка и знания литературы, и любовь ко всему прекрасному, создавая многогранный и запоминающийся образ. Д. Лондон не мог допустить, чтобы такой герой оставался безнаказанным. Преднамеренно, погружая читателя в историю, рассказанную через призму жизни интеллектуального, но не обладающего глубоким пониманием причин, по которым благородные и смелые люди, отважностью движимые, превращались в "Sea Wolf", под влиянием сложных жизненных обстоятельств, он, как бы не намеренно, обнародовал некие, понятные для него основы жизни. Хемп, обычный трус, выдающий себя за человека, сокрывающий свою сущность, и хотя мы наблюдаем за его отвагой в противостоянии стихии на острове, а вопросы бравады перед женщинами можно не упоминать, это лишь тщательно продуманная ширма, необходимая для сохранения потенциально смелого человека. Истинная смелость заключается в том, что Хэмп не проявил страха и не уступил Ларсену, когда понял, что попытки изменить его мировоззрение, пересмотреть ценности, не увенчались успехом. Это и является истинным проявлением его малодушицы. Впоследствии различные философские концепции разделились на две отдельные системы, соединенные с единоличным исполнением роли Ларсеном. Несмотря на это, Волк должен был покинуть этот мир. Жизнь и благополучие достались Хэмпу. В жизни каждого человека есть свои суровые законы. Данное произведение предоставляет широкие возможности для развития кинематографа. Особенно, если внимательно прочитать оригинал. После просмотра фильма, я, как и многие, получил непреодолимое желание снова прочитать книгу Джека Лондона, несмотря на то, что она написана для молодежной аудитории. После этого сопоставления фильма и книги, неизбежно возникают вопросы, и наверное, не все хочущие станут их задавать. Я, однако, с уверенностью могу заявить, что из трех экранизаций романа, которые мне довелось увидеть, сериал Апасяна наиболее точно передает дух и идеи оригинала. Идея автора, в конечном итоге, нашла свое отражение в фильме. Фильм смотрится легко, с первых минут возникает интерес, особенно если знаком с романом. Динамичное нарастание напряжения, умело переданная гнетущая атмосфера на судне, практически полностью соответствующая известному произведению, великолепное музыкальное сопровождение, потрясающая игра актеров. Особенно хочется выделить эпизод с рассуждениями капитана о судьбе рабов и свободных, о переплетении их судеб. Аплодисменты Лауцявичусу стоятся заслуженно. Недостаточно грубость книжного персонажа, который даже ждет неповиновений, бунта, которые он готов жестоко подавить и уничтожить при рождении. Однако его жизненная позиция неумолима, но он не видит доказательств обратного, он уверен в своей правоте и готов выслушать опровержения. Осталось отметить, что судьба жестоко обошлась с прототипом Волка – Маклейном. Д. Лондон не ошибся, выбирая сцену для финала романа. Труп Маклейна был найден в море. Истинные причины смерти остались неясными. А расплата за мечту – прототип забыт, его жизнь и дела канули в лету, персонаж живет... 8 из 10
Этот фильм – истинный шедевр, превосходящий оригинал романа по всем параметрам. В отличие от многих современных “мыльных опер”, он обладает глубиной и драматизмом, которые не могут не тронуть зрителя. Сейчас его восприятие намного более насыщенное и эффектное, чем в эпоху девяностых. В центре внимания – потрясающая игра Любомиры Лауцявичюс, воплотившей образ Волка Ларсена с удивительной точностью и мощью. Её харизма и внутренняя сила, безусловно, соответствуют книжному персонажу, заставляя поверить в первобытную, почти звериную силу, которую он излучает. Более того, Андрей Руденский, исполнивший роль Хемфри Ван-Вейдена, предстаёт перед зрителем куда более убедительно, чем в прежних интерпретациях, сумев передать всю его интеллигентность и, одновременно, уязвимость. Нельзя не отметить и игру Елены Финогеевой, чей персонаж, Мод, в своё время пользовался огромной популярностью и любовью публики. Её роль получилась многогранной и сильной. Особого внимания заслуживает внимательное отношение к исходному тексту. Сравнивая с зарубежными экранизациями романа “Молния” Джека Лондона, можно с уверенностью утверждать, что отечественная версия – на порядок выше и качественнее, отличаясь более глубоким пониманием и режиссерской интерпретацией. Возможно, это обусловлено особенной читательской любовью к творчеству Лондона в Советском Союзе, когда книги считались гордостью и символом прогресса. Д.Лондон, несмотря на свой “юношеский” характер, был признанным мастером, а его произведения затронули самые глубокие струны души. Сюжет фильма – это не просто захватывающая история о выживании на море. Это сложный и многослойный конфликт, который отражает противостояние двух мировоззрений. "Призрачный" – это не просто корабль, это символ борьбы за жизнь, за принципы, за свою личность. Напряжение нарастает с каждой сценой, а режиссер филигранно нагнетает атмосферу тревоги и опасности, используя потрясающее музыкальное сопровождение, написанное Николаем Корндорфом. В картине достаточно жестких, даже жестоких эпизодов, например, избиение юнгой Алексеем Серебряковым или эпизод с корабельным поваром и акулой. Однако, эта жестокость не является самоцелью, а лишь подчеркивает суровость жизни на море, безжалостность стихии и бесчеловечность. Сцена, в которой Ван-Вейден и его спутница пытаются отремонтировать “Призрака”, особенно впечатляет. Здесь мы видим, как тонкий и интеллигентный человек борется за свою жизнь, за свои идеалы, за свою душу, не сдаваясь перед лицом смертельной опасности. Несмотря на мастерство исполнителей, фильм не лишен недостатков. Некоторые моменты из романа, к сожалению, не нашли своего отражения на экране. Тем не менее, авторская интерпретация, по-видимому, является наиболее верной и глубокой. Джек Лондон, безусловно, отражал состояние общества того времени, в эпоху великих потрясений, когда идеалы менялись, и зарождалась новая эпоха. В противостоянии Волка Ларсена и Хемфри Ван-Вейдена можно увидеть не только борьбу двух личностей, но и борьбу двух мировоззрений, двух жизненных принципов. Кто одержал верх – решать вам.
Джек Лондон, безусловно, воплощение циничной мудрости, чьи произведения бесспорно подтверждают его талант. Если для русской литературы едкий голос – это Достоевский, то для Запада – без сомнения, Джек Лондон. Такие шедевры, как "Красавчик Смит", "Любовь к жизни", "Зов предков", "Белый клык", стали бессмертными бестселлерами, известными во всем мире. Центральным мотивом всех его произведений является отчаянная борьба за выживание на грани неминуемой смерти, сложное взаимодействие сильных и слабых сторон человеческого существования. Возможно, именно осознание близости к пропасти, к той самой линии, за которой лежит холодная доска смерти, пробуждает в человеке острое чувство жизни. Необходимо собрать все свои внутренние ресурсы в единый, непреклонный кулак, чтобы выстоять любой ценой. Ведь даже плешивому псу лучше, чем мертвому льву – так, по словам великого Соломона, мыслил и Джек Лондон. Цель – пощекотать смерть, бросить ей вызов, не отступая перед лицом неясного будущего. Ведь люди, как правило, неохотно расстаются со своей жизнью, даже не понимая, почему она кажется им такой тягостной. Природа жизни – естественна, проста, логична и понятна, в отличие от смерти, которая пугает своей неизвестностью. Однако, если присмотреться, то смерть – это лишь смена мирового измерения бытия. У славян существует традиционное представление о мире, построенном на основе крестовой схемы: Навь – царство мертвых, где обитают светлые души предков и темные силы демонов и бесов, Явь – мир людей, Правь – мир отличившихся и достойных людей, аналог рая или Вальгалы, Славь – мир богов. Нести крест – значит не отклоняться от предначертанного пути, не сдаваться перед лицом испытаний, выпавших на жизненном пути. Рассказ о "Морском волке" идеально иллюстрирует эту идею, подчеркивая необходимость жизни самой по себе. Благородство и идеализм в морских условиях ничтожны, ведь акула плывет только тогда, когда имеет возможность покормиться. Если же пропадает добыча, она неизбежно погибает. Кипелов, старый капитан, воплощает эту философию, являясь очерствевшим душой матерым волком, выживающим благодаря своей силе и умению подавлять слабых, истребляя нежизнеспособных ("санитар леса"). Он презирает слабость, потому что она не способна дать отпор силе. Волк, несомненно, хитер и изворотлив, поскольку имея возможность, он может охотиться или травливать зверей, лишь для того, чтобы оттачивать свои навыки. Это же свойственно и капитану, натерпевшему в детстве множество боли и лишений, и теперь жаждущему стать хозяином своей судьбы. Он набирает на борт подобных ему – ущербных, и пытается их взращивать и воспитывать, делая себе подобных. Не каждый способен приспособиться к таким "стандартам" и формату "правил" капитана, поэтому, мягко говоря, команда не слишком жалует его. Трусость и шкурничество, одиночные выпады, не могут сломить капитана, хотя он и управляем благодаря страху или безволи, а не уважению. Везение капитана, по мнению окружающих, – это дьявольское совпадение, поскольку он – одиночка, не ценивший мнение других, не учитывавший их интересы, и не испытывающий угрызений совести при потере нескольких моряков. Люди – это расходный материал, жизнь переоценена с его точки зрения, поэтому сильных уважают, а тех, кто уважаем, и прав. Некоторые погибают по воле случая, другие – по воле капитана. Неудивительно, что многие предпочитают свалить с корабля, чтобы не быть причиной раздора. Это тот случай, когда безумию храбрых мы поем песню. Стоит отметить, что экранизация рассказа не уступает оригиналу. Яркий образ капитана и противопоставление команды неизменно произведут впечатление на любого зрителя. Многие извлекут из этой истории жизненные уроки и получат удовольствие от качественного кино. Рекомендую к просмотру!
Прекрасная экранизация, несомненно, поднимет волну обсуждений и сравнений с первоисточником. Признаться, попытки достичь абсолютной, дословной копии редко увенчиваются успехом, и, откровенно говоря, вопрос о целесообразности такой задачи вовсе не стоит. Фильм, на мой взгляд, сумел с поразительной точностью воссоздать гнетущую, клаустрофобную атмосферу, царившую на борту корабля “Форчун”. Радует, что сюжет не перегружен запутанными, неожиданно вплетенными параллельными линиями, свойственными, скажем, бразильско-мексиканским сериалам, где после каждой шокирующей откровения неизменно рождаются новые, не менее сложные сюжетные повороты. История, представленная на экране, остается достаточно ясной и прямолинейной – спасение тонущего человека, но это не должно означать потакание его прихотям, его неумолимому стремлению к власти и доминированию. На корабле, как и на любой другой плавучей цивилизации, всё находится под абсолютным контролем капитана, сурового и непоколебимого Ходжеса. "Хочешь выжить – прогнись", – эту мудрую фразу он произнес, будто бы пророчество, в его словах слышалась истина и незыблемая закономерность. Спасенный, однако, не желает смиряться с этой истиной, он вступает в ожесточенное противостояние с капитаном, искренне убежденный в устарелости своего мировоззрения, в невозможности адаптации к строгим нормам цивилизованного общества. Образ Ван-Вейдена, воплощенный Александром Ларсеном, – это, без сомнения, яркий и запоминающийся символ: островок интеллигентности и высоких идеалов, дико бьющийся в бушующем море неконтролируемой животной силы и стальной воли капитана. Его прозвали “Волк”, и это имя, несомненно, отражает суть этого персонажа. Установленный в роли этого загадочного человека, Ларсен привнес в образ не только харизму, но и глубокий интеллектуальный потенциал, что, в свою очередь, лишь усиливало драматизм происходящего. Особого внимания заслуживает и его знаменитый монолог о свободе и рабстве, прозвучавший с невероятной убежденностью, напористостью и темпераментом – почувствовать в этом произнесении всю полноту душевного состояния персонажа, его внутреннюю борьбу, был особенно впечатляюще. Уже упомянутый Андрей Руденский с колоссальным мастерством сумел воплотить Ван-Вейдена в полной мере, точно соответствуя книжному прототипу, при этом, не превращая его в стесненную, безжизненную копию. Внешность, манеры, характер – всё сошлось идеально. Этому способствовала и игра Любомиры Лауцявичюс, которая с невероятной реалистичностью и тонкостью передала душевное состояние ее героини, отличающейся необычайной силой воли и непоколебимостью в определенных вопросах. По многочисленным экранизациям романа Джека Лондона, стоит признать, американские кинематографисты так и не смогли в полной мере донести до зрителя все нюансы, все глубины и слои смысла, которые стремился воплотить писатель в своем первоисточнике, – особенно, подчеркну, в описании эпичной борьбы двух несовместимых идей, двух эпох, раздирающих душу человека. Этот фильм – многогранный, глубоко моральный, выдающийся по своим достоинствам, и я смело ставлю ему 10 из 10.