Описание
Рецензии

Сериал Место встречи изменить нельзя

Актеры:
Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Наталья Фатеева, Леонид Куравлёв, Светлана Светличная, Александр Белявский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян
Режисер:
Станислав Говорухин
Жанр:
боевики, детективы, криминальные, отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1979
Добавлено:
сериал полностью из 5 (18.10.2012)
Рейтинг:
8.93
8.70
В опустошенной, с обветшалыми руинами и остатками прежнего величия, Москве, послевоенной и пропитанной тенью разрухи, развернулась отчаянная борьба с преступностью. На улицах, заваленных обломками и нехваткой порядка, царил беспощадный разгул бандитизма, порожденный хаосом и отчаянием. В самом сердце этого мрачного кошмара, подобно хищной тень, орудовала нераскрытая банда, известная лишь зловещим прозвищем "Черная кошка". В столицу, стремясь обрести достойное применение после завершения службы в рядах милиции, возвращается Володя Шарапов – бывший офицер, проявивший себя в годы войны храбрым и решительным воином. Приняв предложение о занятии должности в отделе, отвечающем за противодействие преступной активности, он становится частью команды, поклявшейся восстановить справедливость и безопасность в городе. Его первый крупный случай, в котором он становится непосредственным участником расследования, – это трагическая гибель молодой женщины, Ларисы Груздевой. Её внезапная и жестокая смерть, случившаяся совсем недавно, становится отправной точкой для напряженной и сложной операции, в которой Шарапов должен раскрыть мотивы убийства и остановить преступную деятельность "Черной кошки", чьи темные дела наносят непоправимый урон и сеют страх среди горожан.
В пятом классе, когда мне предложили оценить популярный телесериал, я с некоторой неохотой призналась, что подобное зрелище не вызывает у меня особого интереса. Меня тут же высмеяли, назвав дурью, что, конечно, заставило меня почувствовать себя обиженной. Однако, спустя время, познав содержание картины, я осознала, что первоначальный вывод одноклассника был абсолютно верным. Особого внимания заслуживает этот кинематографический проект, который, несомненно, кардинально отличается от большинства других советских детективов. В первую очередь, хочется отметить игру актеров, особенно великолепную игру Сергея Высоцкого. Он создал поистине уникальный образ сыщика, настолько живой и запоминающийся, что его полюбили мгновенно, буквально с первых кадров. Подчеркнем, что Глеб Жиглов, сыгранный Высоцким, обладает не только профессиональными навыками, но и выдающимся опытом расследования разбойничьих дел, сформированным его работой в МУРе. Он проявляет удивительную способность находить подход к различным категориям преступников, проявляя в каждом конкретном случае свою тактическую гибкость. Единственным его стремлением является искоренение преступности из мира. Осознавая огромную ответственность своего положения, он тщательно анализирует причины, по которым военный начал подчиняться указаниям бандитов. Его действия, несомненно, были мотивированы желанием выжить. Именно такой человек, работающий на передовой, мог оправдать свою роль. Наряду с Жигловым, в роли напарника выступает Владимир Шарапов, молодой офицер, незнакомый с подобным контингентом. Он представляет собой своего рода противовес серьезному руководителю. Актера, воплотившего эту роль, Конкина, можно считать весьма талантливым, хотя его игра, несомненно, уступала по глубине и выразительности игре Высоцкого. Шарапов, воплощающий дух юношеского максимализма и не лишенный доброты, постоянно противоречит Жиглову, стремясь действовать по-своему. Этот факт, что он сумел завоевать доверие главаря банды, подчеркивает его многогранность и способность адаптироваться в самых сложных условиях. Мне, признаться, показалось, что персонаж не получил достаточной живости, чтобы вызвать у зрителя искреннюю симпатию. Однако, не стоит недооценивать роль Шарапова и его значимость для кинематографического полотна. Именно он позволяет Жиглову увидеть и принять на рассмотрение различные аспекты ситуации. Например, в определенных моментах его не хватает терпения для принятия правильного решения. Кроме того, стоит отметить его артистизм, позволяющий ему втереться в доверие к главарю банды. Благодаря этим качествам, он смог не только поймать главного злоумышленника, но и задержать всю банду. В конечном итоге, Жиглов и Шарапов представляют собой поистине эффективную команду. У них есть не только профессионализм, но и умение находить общий язык, сплоченность и взаимопонимание. Каждый из них заслужил уважение коллег. Во время показа этой картины, по свидетельствам очевидцев, уровень преступности значительно снизился, хотя это явление, к сожалению, было временным. В данной киноленте, действие которой разворачивается в 1945 году, в столице, показана тяжелая пораженческая атмосфера, вызванная последствиями Великой Отечественной войны, которая подходила к концу. В фильме ярко показана сложность взаимоотношений людей в период восстановления и их неспособность найти общий язык. В это время они, отчаянно нуждаясь в средствах к существованию, прибегали к любым способам заработка, зачастую не считаясь с моральными принципами. К сожалению, это привело к росту преступности и потере патриотизма у многих граждан, считавших получение прибыли в ущерб другим – нормальным явлением. Это, в свою очередь, вывело Жиглова и Шарапова на первый план в борьбе с преступным миром. Этот телесериал, охватывающий события на рубеже десятилетий, изобилует перестрелками, захватывающими моментами и непредсказуемыми поворотами сюжета, что делает его особенно привлекательным для зрителя. Стоит отметить, что главным достоинством данного телесериала является акцент на диалоги, которые позволяют раскрыть характеры персонажей и углубить драматическую составляющую повествования.
Сериал «Место встречи изменить нельзя», воплощенный на экране в 1979 году, не просто завоевал сердца зрителей – он спровоцировал настоящий общественный резонанс, разделив общество на два противоборствующих лагеря. И в этом, несомненно, был непостижимый гений Виктора Царева-Высоцкого, воплотившего на экране образ Глеба Жеглова. Одни, охваченные безграничным восхищением, признавали фильм эталоном жанра, безоговорочно доверяя каждой детали повествования, а другие, не менее эмоционально увлекшись, также постигали глубину истории, веря в правдоподобность существования грозной банды «Черная кошка», но при этом критиковали излишнюю гиперболизацию образа Жеглова. Причина заключалась в том, что советский зритель, привыкший к специфическому характеру действующих лиц, был воспитан на образцах советской криминальной прозы, прежде всего, на знаменитом сериале «Следствие ведут знатоки». Искренний, обаятельный и откровенно бескомпромиссный образ Жеглова-Высоцкого, с его недюжинными моральными принципами и твердым намерением бороться с преступностью, показался многим не совсем соответствующим традиционному представлению о советском следователе, чья деятельность характеризовалась большей дипломатичностью и сглаживанием углов. Однако, несмотря на эти критические замечания, сериал по-прежнему захватывал и очаровывал миллионы зрителей, вызывая бесконечную потребность в его повторном просмотре, что, в свою очередь, подкреплялось постоянными показовками на телеэкранах. Для просмотра этого шедевра мы, юные зрители, нередко просивали родителей взять телевизор в прокате – это было тогда дорогостоящее удовольствие, а в нашей общежитии телевизоров, к сожалению, не было. Дети, обучавшиеся по второй смене, нередко пренебрегали учебой, ради возможности насладиться захватывающим сюжетом фильма. Такая пристрастная любовь к сериалу была просто непостижима. И, признаться, с течением времени, «Место встречи изменить нельзя» не утратило своей популярности – фильм продолжает волновать воображение зрителей и по сей день, вызывая у каждого ту же глубокую эмоциональную реакцию, что и в годы его первоначального успеха. Несмотря на то, что мы знаем сюжет фильма практически наизусть, мы все равно испытываем сопереживание Шарапову (Конкину), когда он пытается проникнуть в банду, и каждый просмотр надеется на чудо – чтобы его друга не застрелили. Подчеркнем, что актерский ансамбль, собранный для воплощения этой истории, безупречен. Актеры, получившие роли, стали называть себя по кличкам героев, которых они играли: «Горбатый», «Промокашка», «Кирпич» и другие. И цитаты из сериала, например, фраза «Вор должен сидеть в тюрьме», стали настолько крылатыми, что, возможно, многие забыли их истинный источник. Сегодня существует огромное количество сериалов на самые разнообразные темы, но многие из них быстро теряют актуальность, а их сюжеты и названия оказываются забытыми. Мы уверены, что «Место встречи изменить нельзя» не только сохранится, но и превзойдет все эти новые проекты, подобно тому, как пережили в свое время знаменитых «знатоков» с их интеллигентными следователями. Время показало, что образ Глеба Жеглова, так ярко и убедительно воплощенный Высоцким, более точно соответствовал идеалу советского следователя, воюющего с преступностью, захлестнувшей послевоенную Москву. А дуэт Жеглова и Шарапова, обладающий такой гармоничной и органичной взаимодополняемостью – резкий, бескомпромиссный Жеглов и интеллигентный, но далеко не мягкий Шарапов – вполне может соперничать с легендарным дуэтом Холмса и Ватсона. В завершение, хотелось бы поделиться одним забавным слухом, который, по словам Высоцкого, ходил по кругу среди следователей: у каждого из них в кабинете висел портрет Глеба Жеглова.
Этот кинематографический шедевр занимает в моём сердце особое, почти священное место – роль моего любимого фильма. Я с таким вниманием и сосредоточенностью пересмотрела его бесчисленное количество раз, что, по сути, позволило мне практически усвоить диалоги и сюжетные ходы наизусть. И несмотря на это, неизменно возникает во мне потребность вновь окунуться в атмосферу этой истории, ведь даже при сотой просмотрённой версии фильм продолжает держать в напряжении, не давая ни на мгновение расслабиться. Особого внимания заслуживает тот факт, что впервые я столкнулась с феноменом, когда кинеолента превосходит литературный оригинал по своей привлекательности. Мне до сих пор кажется непостижимой гениальность создателей, которые смогли выковать из, откровенно говоря, довольно затянутого и не слишком захватывающего романа настоящее произведение искусства, которое моментально вовлекает зрителя с первых кадров и, подобно хорошо смастерованному механизму, динамично развивается, не теряя своей глубины. Безусловное признание заслуг принадлежит режиссеру, выдающему себя за Говорухина – человеку, сумевшему воплотить в жизнь эту сложную и неоднозначную историю. И, несмотря на серьезность общего повествования, в фильме прослеживается тонкая, но ощутимая юмористическая нить, в значительной степени зависящая от мастерства исполнения самим Высоцким. Именно Высоцкий, на мой взгляд, стал воплощением в жизнь этого сложного, противоречивого персонажа. Мне просто не хватает слов, чтобы в полной мере передать всю палитру эмоций, которые он вызвал во мне. Безусловно, он принадлежит к элитам талантливых актеров, сумевших добиться невероятной искренности и правдивости в изображении своего персонажа, чья сущность во многом перекликалась с его собственной. С каждой минутой просмотра, с каждой новой репликой, моя симпатия к нему лишь крепла и углублялась. Однако, стоит отметить, что образ Шарапова вызывает у меня, признаюсь, смешанные чувства. Он, несомненно, предстает перед нами в роли человека, глубоко преданного моральным принципам, но, одновременно, ощущается отчужденным, холодным, не проявляющим эмпатии. Его приоритетом является соблюдение нравственных норм, но в то же время, он остается лишенным понимания других аспектов человеческого бытия. Удивительно, что его не стали дополнять той искрой, той живостью, которые позволили бы зрителям проникнуться его персонажем. Кроме того, не были учтены контекстуальные особенности времени действия, в котором разворачиваются события. В то время как Жеглов, скорее, стал своего рода символом, олицетворяющим борьбу за истину. К сожалению, я так и не успела полностью ознакомиться с оригинальным романом. И, наконец, хочу выразить свою глубокую благодарность Евгению Геворгяну – человеку, создавшему неповторимый саундтрек к этому фильму. Музыкальное оформление не просто уникально и интересно – она проникает в самое сердце, в самые глубинные уголки нашей души, гармонично сочетаясь со всем общим стилем кинокартины. Я не могу сдержаться от возгласа: «Браво!». Для меня, лично, советский кинематограф всегда являлся воплощением высшего качества, и сегодня, к сожалению, подобные масштабные и содержательные произведения редко снимают. Подобные картины практически не интересуют современную молодежь, несмотря на их статус настоящей классики.
Этот кинематографический проект, откровенно говоря, представляет собой настоящую жемчужину, – как бы не кричали о переливающемся разнообразии современных телевизионных эпопей, захвативших воображение публики. Я испытываю к нему непреодолимую привязанность и, с искренней радостью, вновь и вновь погружаюсь в его атмосферу. Позвольте отметить, что мини-сериал, созданный по мотивам романа братьев Вайнеров, – "Эра милосердия" – поражает своим глубоким и реалистичным отражением духа прошедшей эпохи, периода становления нового советского государства и повседневной жизни его граждан. Я смело могу предположить, что талантливые режиссеры выразили свою удовлетворенность результатом экранизации. К сожалению, нередким явлением является то, что кинематографические адаптации зачастую лишь отчасти раскрывают замысел первоисточника. Однако этот сериал, к счастью, предстает перед нами как воистину полномасштабное воспроизведение оригинального сюжета. Он мастерски изображает сложные моральные дилеммы, диалектику добра и зла, заложенные надежды на светлое будущее. Зрителя, безусловно, охватывает трепет перед действованием отряда "черная кошка", поселявшего страх и тревогу в сердцах москвичей, и перед бесстрашной доблестью сотрудников МУРа – Жиглова, Шарапова – которые, не считаясь ни с собой, ни с жизнью, посвятили себя служению народу и Отечеству. Стоит отметить, что в сериале подверглась корректировке финальная сцена, что, на мой взгляд, было совершенно оправданным решением. Я убежден, что опытный и тонкий режиссер Станислав Говорухин не допустил бы упрощенного и разочаровывающего завершения, понимая, как важно подарить зрителю эстетическое наслаждение и избежать негативных эмоций после просмотра. Мой искренний восхищенный возглас – этому человеку! И, конечно, огромная благодарность братьям Вайнерам, создавшим этот поистине выдающийся кинематографический шедевр. Я настоятельно советую вам ознакомиться и с оригинальным романом, и с экранизированной адаптацией – вас ждет незабываемый калейдоскоп эмоций, глубоких размышлений и, несомненно, массу позитива. Приятного просмотра!
Этот кинематографический шедевр, прочно закрепившийся в пантеоне великих фильмов, продолжает пленять зрителя вновь и вновь, открывая новые грани и нюансы при каждом пересмотре. Картина, воплощенная на экране по монументальному роману братьев Вайнеров “Эра милосердия”, представляет собой глубокое и многослойное исследование послевоенной Москвы, запечатлевая эпоху, отмеченную бушующим хаосом и неконтролируемым распространением преступности. В условиях всеобщего кризиса, всепроникающего разрушения и ощущения, будто страна стоит на пороге сложного, болезненного процесса возрождения, отчаявшиеся банды, ослепленные жаждой наживы, безжалостно грабят магазины, склады, совершая чудовищные преступления, включая убийства невинных женщин и детей. Фильм, с потрясающей точностью, демонстрирует нам сложную и иерархизированную структуру преступного мира того времени, его особенности и взаимосвязи. Особую значимость в картине занимает фигура старшего оперуполномоченного Жеглова, который, словно опытный наставник, вводит в курс дела начинающего разведчика Шарапова. В этой роли Сергей Жеглов показал собой феноменальную глубину и органичность, полностью растворяясь в ней, и в момент просмотра совершенно не возникает ассоциации с известным поэтом-песенником. Вайнеры, придали персонажу, изначально написанному как отрицательный, исключительную привлекательность, фактически, превратив его в образ, обладающий определенным шармом и, в определенной степени, близкий к положительному. “Место встречи изменить нельзя” – это сокровищница фразовых выражений, которые, проникнув в общественную лексику, стали настоящими крылатыми речевыми единицами, не теряющими актуальности и по сей день. Блистательный актерский ансамбль, безупречная игра актеров, безупречное воплощение персонажей – все это создает неповторимую атмосферу и усиливает эмоциональное воздействие фильма. Просмотр этой картины – не просто развлечение, а необходимость для каждого, а чтение романа братьев Вайнеров – позволит глубже погрузиться в эту захватывающую историю и понять всю трагичность и сложность того времени.