Описание
Рецензии

Сериал Людвиг / Ludwig II

Le Crepuscule des dieux
Актеры:
Хельмут Бергер, Тревор Ховард, Сильвана Мангано, Роми Шнайдер, Герт Фрёбе, Хельмут Грим, Изабелла Тележиньска, Умберто Орсини, Джон Маулдер-Браун, Соня Петровна, Хайнц Моог, Адриана Асти, Марк Порель, Нора Риччи, Марк Бёрнс, Маурицио Бонуль
Режисер:
Лукино Висконти
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Италия, Франция
Вышел:
1972
Добавлено:
1-5 серия из 5 (03.12.2017)
Рейтинг:
7.85
7.50
В центре нашего повествования – трагическая, но чрезвычайно насыщенная событиями жизнь и период правления Людвига, монарха, воплотившего собой значительную часть истории Баварии. Его владычество длилось целых двадцать два года, время, которое ознаменовалось сложным переплетением политических амбиций, личных переживаний и глубоких творческих исканий. Людвиг, безусловно, являлся одним из самых влиятельных и уважаемых правителей в пределах своей многонациональной империи, обладая исключительным даром дипломатического маневра и умением выстраивать крепкие, пусть и порой не всегда стабильные, связи с ведущими европейскими державами. Однако, судьба монарха, по всей видимости, не увенчалась простым благополучием. В его сердце хранилась нерасторгнутая, всепоглощающая любовь к императрице Елизавете Австрийской, но эта страсть была жестоко отвергнута, что повергло его в состояние глубокой душевной боли и разочарования. Несмотря на глубокую привязанность к близким друзьям и верным соратникам, те, поддавшись интригам и коварству, предавали его, подрывая доверие и порождая в его сознании чувство глубокого недоверия ко всем окружающим. Последовавшая череда искусно спланированных интриг и разоблачений, обернувшихся для него настоящей пыткой, заставила Людвига радикально переосмыслить свою политическую стратегию и, в конечном итоге, он решил дистанцироваться от всего мира, оброненный в бездну отчаяния и глубокого сомнения. Он отыскал утешение и вдохновение в глубоких, лирических произведениях, в частности, в романтических романах, которые, подобно таинственным, зачарованным мирам, поразили его воображение. Особенно колоссальное влияние на короля оказал гениальный Рихард Вагнер, чье творчество, с его буйством красок и страстных эмоций, пробудило в нем жажду воссоздать подобную, пропитанную мистикой и драматизмом, атмосферу в собственных владениях. Это увлечение, ставшее своего рода экстазом, в конечном итоге, оказалось фатальным для монарха, приведя к расколу в его окружении, к разладу между ним и его приближенными, и, как следствие, к недоверию и отчуждению от народа, которым он когда-то так стремился заслужить.
Просмотрев этот исторический телефильм, созданный в 1972 году и посвященный жизни Людвига IV, становится очевидно, что он был сломленным, глубоко несчастным человеком, чья душа неустанно стремилась к освобождению в мир творчества. Одаренный, несомненно, обладавший талантом художника или, возможно, артиста, он был абсолютно не приспособлен к роли властного монарха, к тяжести бремени короны. Увы, историческая судьба распорядилась иначе, обрекая его на вечное нестиние креста. Нельзя не отметить и генетическое наследие дома Виттельсбахов, отмеченное многочисленными браками между кровными родственниками, что, вероятно, усугубляло его внутренние переживания и, возможно, влияло на состояние его психики. Людвиг, обладавший властью, совершенно не использовал ее для накопительства и личного обогащения. Скорее, его действия были продиктованы жаждой личной свободы, попыткой оградить себя от беспросветного, меркантильного мира, где дружба – лишь иллюзия, а искренние чувства, особенно в отношении любимой женщины, остаются недостижимой мечтой. Он укрылся в царстве фантазий, возводя в своем воображении не реальную страну, а величественные, сказочные замки. Его прозвали «Мэрхэнконий», что в переводе с немецкого означает «сказочный король», отражая его погружение в музыкальное безумие, вдохновленное произведениями Рихарда Вагнера, и, конечно же, в неземную любовь к королеве Елизавете, австрийской императрице. Её отказ только еще глубже отбросил его в пучину одиночества и отчаяния, сделав его посмешищем для окружающих, потерявшим всякое понимание реальности. Исполнение роли самого Людвига IV было возложено на талантливого Хельмута Бергера, чья внешность была поистине пленяющей. Не менее впечатляющей была и игра Роми Шнайдер, воплотившей образ величественной и царственной королевской особы. Существует мнение, что режиссер этого исторического сериала, Лукино Висконти, не только мастерски воплотил в образе Людвига его сущность, но и намеренно подчеркнул его гетерогенность, не прибегая к стереотипам о гомосексуальности. Подобная интерпретация, подтвержденная историческими фактами, позволила представить Людвига не как потенциального гомосексуалиста, а, скорее всего, как невинного, находящегося в состоянии девственной чистоты, где его единственной, непоколебимой страстью была любовь к Елизавете, которую он обожал беззаветно, как самую драгоценную даму сердца. Ирония судьбы заключалась в том, что он даже расторг брак по причине того, что его невеста была не Елизаветой, а лишь ее сестрой. Это была его последняя, безусловная любовь. Сердце короля, словно рыцарское, было посвящено только Ей. Таких романтиков, живущих по законам сердца, было немного. В итоге, он лишился короны и погиб весьма необычным, трагическим образом. Сериал, созданный Висконти, безусловно, является глубочайшим и драматичным произведением, позволяющим взглянуть на Людвига не только как на правителя, но и как на человека, чья душа, подобно пропасти, не могла быть заполнена властью или богатством. Эта внутренняя пустота, невозможность удовлетворить свой духовный голод, обрекла его на вечное одиночество и увядание. Его иллюзорные надежды, сказочные миры, любовь – все это теряет смысл и превращается в пустую оболочку. Перед нами предстает глубокий, многослойный фильм, способный вызвать сильный эмоциональный отклик и оставить неизгладимый след в душе зрителя. Интересно отметить, что Висконти, решив изобразить Козиму, в реальной жизни далекую от красоты, выбрал для этой роли Сильвану Мангано, что представляло собой весьма удачный выбор. Этот сериал произвел на меня огромное впечатление, и я с уверенностью рекомендую его к просмотру каждому, кто ценит прекрасную и в то же время трагичную историю об одиноком, несчастном человеке, ищущем свое место в этом мире.