Описание
Рецензии

Сериал Опасные связи (2003) / Les liaisons dangereuses
Актеры:
Катрин Денёв, Руперт Эверетт, Настасья Кински, Даниель Дарьё, Лили Собески, Анджей Жулавски, Сирилл Тувенин, Франсуаз Брион, Теди Папаврами, Мария Белоусова
Режисер:
Жозе Дайан
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Канада, Франция, Великобритания
Вышел:
2003
Добавлено:
сериал полностью из 3
(02.11.2012)
Рейтинг:


Повествование картины разворачивается в живописной Франции, в период от середины девятнадцатого столетия и далее, погружая зрителя в атмосферу роскоши, интриг и манипуляций. В центре сюжета – Мадам де Мертей, неординарная личность, выступавшая в роли покровительницы и наставницы молодых, проявивших талант в искусстве. Ее особняк, отличавшийся изысканным вкусом и богатым убранством, был тесно связан с резиденцией фотографа Вальмона посредством тайного хода – своеобразного "будуара", служащего для сородичей местом встреч и беспрепятственного обмена откровениями. Здесь, в уютной обстановке, они бесцеремонно делились подробностями своих страстных любовных похождений, сплетничали о придворных заговорах и, что наиболее интересно, занимались искусством вызывания в сердцах юных красавиц самых сильных влечений. Эта деятельность, являющаяся своеобразной игрой в манипуляции, превращала молодых дам в настоящих кукол в руках опытных "собирателей" – умело подстраивая их чувства и желания.
Мадам де Мертей – воплощение ярости и беспощадности, предприняла решительное решение о мести по отношению к Жеркуру. Этот дипломат когда-то являлся объектом ее страсти, однако впоследствии, поддавшись искушению, он стремился связать свою жизнь с юной пианисткой Сесиль, чья молодость и невинность представляли собой вызов для ее зрелой души. Возмущённая женщиной, движимая неистовой ненавистью, она разработала зловещий план возмездия, предназначенный к исполнению ее верным соратником – Вальмоном, человеком, отмеченным склонностью к дерзким аферям и беспощадным играм. Его бесстрашие и умение плести интриги лишь усиливали тревогу и предчувствия беды, окутывающие этот декадентский мир, полный тайных страстей и коварных замыслов.
Потрясающее экранирование романа де Лакло – произведение, которое вызывает неподдельные эмоции и заставляет задуматься. Я с огромным удовольствием пересмотрела обе версии, созданные Стивеном Фрирзом и Милошем Форманом, а также, конечно, версию с участием Гленн Клоуз и Малковича, удостоенную престижной премии «Оскар».
Особенно поражает точность, с которой были переданы ключевые сюжетные моменты. В памяти, как будто, оживает знаменитая сцена с мадам де Мертей и молодым Вальмоном, где он, с присущей ему, маниловской невозмутимостью, пытается оправдаться перед ней, убеждая, что его вины в происходящем попросту нет. Эта сцена, как и написанная де Лакло, безупречна, именно благодаря мастерству актеров, подобно ожившей странице из романа.
Нельзя не отметить, как идеально были подобраны актеры на главные роли. Эверет, воплощенный, конечно же, Эверетом, настолько самовлюблен и отчужден, что его эгоистичные поступок, столь узнаваемый де Лакло, выглядит как данность. Восхищает, как мастерски был раскрыт характер этого человека, и даже его явная привязанность к мадам де Мертей, вполне оправдана, не вызывает у зрителя раздражения, а, наоборот, вызывает восхищение его искренностью. А роль мадам де Мертей, исполненная Гленн Клоуз, наполнена выразительной грацией и изысканностью, что позволяет понять её сложную, противоречивую натуру.
Нельзя не упомянуть о Деневе, исполненной актрисой, которая впечатляет своей загадочностью и чувственностью, не поддаваясь при этом приземленности. Она обладает особой элегантностью и силой, позволяющей создать вокруг себя атмосферу тайны и притяжения. Ее игра отличается глубиной и искренностью, позволяя понять причины её нежелания раскрыться.
Хотя, безусловно, в каждой версии есть свои недостатки, в целом, экранизации впечатляют, насколько удалось сохранить дух романа, его сложные взаимоотношения персонажей, их эгоизм, страсть и предательство. Наблюдать за отношениями Вальмона и мадам де Мертей – увлекательно и захватывающе.
Я уверена, что и экранизация с участием Клоуз и Малковича, получившая «Оскар», оказала значительное влияние на популярность данного романа. Сложно найти современные экранизации, которые бы таким образом гармонировали бы с оригинальным произведением. Именно поэтому, заслуживающим внимания является как минимум, одна из этих двух известных версий. Я считаю, что к верному пониманию работы де Лакло причастны Эверет, мадам де Мертей и Денев.
Прошло немало лет с тех пор, как этот мини-сериал впервые встретил зрителей, примерно пятнадцать лет, прежде чем я, наконец, погрузилась в его атмосферу. Однако, это обстоятельство никак не уменьшило достоинства экранизированного произведения; напротив, оно лишь подчеркнуло мастерство его создания. Без сомнения, это выдающийся сериал, в котором блестящие актеры, чьи лица стали знакомыми благодаря фильмам, – главная причина его успеха. Печально, разумеется, что история разворачивалась в XV веке, когда мир был усеян пышными, изысканными деталями: великолепные платья, парики, будуары, витиеватые интриги и коварные сплетни – все это создавало неповторимую атмосферу эпохи. Что еще оставалось делать, если отсутствовали современные технологии – ни телефона, ни самолета, ни автомобиля? Оставалось лишь плести сети интриг и манипуляций! В высшем обществе, представленном в картине, госпожа Изабель де Мертей, воплощавшая образ безжалостной и расчетливой интриганки, и ее «союзник», сердцеед-ловелас виконт Себастьян Вальмон, были непревзойденными мастерами соблазна. Изабель, словно дирижер оркестра, плела замысловатые сети, в которые одна за другой попадали ее жертвы – в основном, по ее собственной, коварной воле. Создается ощущение, что у нее абсолютно отсутствует сострадание к окружающим. Может быть, именно эта черта и объясняет, почему чары Себастьяна не действуют на нее. Принимая участие в очередной сомнительной затее Изабель, он требует взамен не просто благодарности, а ночь наряду с днем, проведенную вдвоем с ней. В качестве награды, он должен убедить молодого и невинного Сесиля, стоящего на пороге свадьбы, в обмане. И, снова, где же мы находимся? В XVIII веке, когда подобные «операции» могли называться «избавлением от нежелательного лица». А в наше время... Как бы это сказать? В то же время, параллельно с выполнением этого «задания», Вальмон, не переставая быть очарованным и увлеченным, посвящает свою энергию и внимание скромной и, казалось бы, незначительной Марие де Турвель, осуществляя попытки добиться ее падения. Искренняя любовь, вспыхнувшая в его сердце, оказывается разрушительной и, в конечном итоге, уничтожает их обоих. Вспоминая об XVIII веке, хочется отметить, что финал этой истории – словно предостережение. Что такое потеря репутации в наше время, особенно когда общество так чувствительно к любым малейшим замечаниям? Сомневаюсь, что и в те времена, и в наши дни мадам де Мертей снова не всплывет в высшем обществе, пусть и не в Париже, как это часто бывает. А вот наказание, придуманное автором, – это бесконечная, неминуемая тень, которая навсегда лишит ее возможности вписаться в светское общество.
Особую благодарность я хочу выразить режиссеру фильма за возможность увидеть, как смешались поколения талантливых актеров, чьи имена навсегда вошли в историю мирового кинематографа.
Искрометная французская актриса и певица, а также, безусловно, очаровательная Даниэль Дарье (тетушка Вальмона), начавшая свою карьеру в 30-х годах (в сотрудничестве с Жаном Габеном, Жерармом Филиппом, Жаном Марэ и другими выдающимися актерами), в 85 лет воссоздавала на экране роль, начатую уже в тридцатые годы! Даниэль Дарье, к сожалению, ушла из жизни в 2017 году, успев отметить свой 100-летний юбилей.
Невозможно не восхищаться Катрин Денёв (Изабель де Мертей) – “Символ Франции” или “Лицо Парижа”. Вряд ли можно найти человека, который не был бы очарован ее обаянием в молодости (“Шервудские зонтики” и “Девушки из Рошфора”, где, кстати, роль ее матери исполнила Даниэль Дарье), а затем и в зрелом возрасте: "Дневная красавица", "Африканец", "Любимая теща"... Поразительно, как Катрин, несмотря на уже не первый свой проезд за 60, смогла оставаться воплощением юности! К сожалению, возраст лишил ее лица легкости и живости, но не смог умалить ее красоту и природное очарование истинной француженки.
Настасья Кински (Мария де Турвель) – немецкая актриса, которая, к счастью, хорошо известна широкой публике. Ее героиня, попав в водоворот событий, в игру, в которой ей суждено проиграть, является полной противоположностью Изабель; ее душа открыта чувствам, и Мария, поверив в искренность чувств Вальмона, не представляет свою жизнь без него.
А, наконец, руперт Эверет – английский актер, который, к удивлению, предстает в трех ипостасях: племянник, «товарищ по закулисным играм» и, возможно, любимый (во время съемок фильма его широко покатые плечи, возможно, и были олицетворением мужского начала).
В великолепном театре, где зрителей встретили совершенно новые, роскошно оформленные декорации, развернулась переработка столь знаменитой, проверенной временем пьесы Шарля де Лакроа. Несмотря на столь значительные перемены в визуальном ряде, в представлении все еще ощутимо присутствовало то и другое – любовь во всем ее многообразии, виртуозные манипуляции, глубокие, противоречивые эмоции, терзающие героев.
Центральной фигурой, конечно, стала Мадам де Мертей, образ которой воплотила актриса Катрин Денив. Ее игра – это воплощение не только очарования, столь редкого в женщинах, заметно превосходящего ее возраст, но и мудрости, приобретенной жизненным опытом, а также благородства и добродетели. Эта комбинация не просто располагает к себе, но и, что немаловажно, обогащает повествование, добавляя ему глубины и драматизма. Безусловно, очевидно, что эта дама обладает врожденным пониманием желаемого, умеет искусно выстраивать свои цели и готова к упорному, даже беспощадному, отстаиванию своей позиции, представляя собой серьезную опасность для врагов. При необходимости, она способна прибегнуть и к лицемерию, сохраняя хладнокровие в сложных обстоятельствах.
Полным контрастом ей являлся Вальмон Эверетт – бурный, импульсивный, с проницательным, как будто пронзительным, взглядом, вспыльчивым нравом и поразительной изобретательностью, граничащей с гениальностью. В большинстве своем он руководствуется не рациональным анализом, а примитивными, порой необузданными, страстями, что порой приводит к нелепым, нелогичным действиям. При этом он не лишен разума и образованности, однако, в определенные моменты, его кажутся неразборчивыми те сложные, многогранные эффекты, которые он пытается достичь.
Сочетание Эверетта и де Мертей создавало поистине завораживающий дуэт. Их различия, казалось бы, должны были привести к конфликту, но напротив, они дополняли друг друга, усиливая напряжение и драматизм. В моменты их взаимодействия, словно в зале начинало искриться от напряжения, вызванного бушующими чувствами. Это, на мой взгляд, является ярким примером того, какой сложный и многогранный феномен может представлять собой любовь.
Нельзя не отметить высокое мастерство исполнения других актеров. Актерская игра Собески и других участников съемочной группы заслуженно вызывает восхищение. Особенно выделяется актриса Дарья, чье обаяние, словно лучи солнца, пронизывали каждую сцену. Ее интерпретация образа Розмонд была настолько убедительной и органичной, что, на мой взгляд, альтернативная актриса не смогла бы заменить ее. Несмотря на то, что актер, исполнивший роль Дансени, проявил себя достойно, у меня возникло ощущение, что он сыграл лишь одну, тщательно продуманную, роль, и поэтому, претензии к его игре, на мой взгляд, неуместны.
Постоянная борьба между Эверетом и де Мертей, порожденная их необычайной силой воли и восприимчивостью, добавляла драматизма всей истории. Неспособность этих личностей остановиться на достигнутом, их неудержимая тяга к действию, всегда сопровождавшаяся азартом, приводила к участию в самых различных, часто неблагоприятных, ситуациях. Очевидно, что после успешного завершения их плана, им следовало бы отступить, но их импульсивность делала это невозможным. Это, в свою очередь, отразилось на судьбе Турвель, ранее представлявшей собой образ скромной и благоразумной женщины, которая, под влиянием экстремальных обстоятельств, оказалась на грани полного расстройства. Этот персонаж был блестяще воплощен Кински. Она сумела передать всю глубину переживаний героини, ее смятение и непонимание, окружая ее трагическими обстоятельствами. Вся кинолента была наполнена яркими красками, реальными событиями и захватывающими моментами.
В итоге, я смело могу утверждать, что фильм получился выдающимся, благодаря безупречному выбору актеров и исключительной музыкальной составляющей, которая дополнила и обогатила впечатления от просмотра. Оценка – безоговорочно 10 из 10.
Задумываясь о предстоящем знакомстве с этим телепроектом, я испытывала неподдельную уверенность в его очаровании, ведь на экране блистали такие одаренные исполнители, как Денев и Эверет. Денев – личность, обладающая поразительной способностью с первых мгновений погрузить зрителя в водоворот чувств и переживаний, будто она сама являлась воплощением таинственной красоты. Ее безупречный стиль, с филигранной точностью подобранные наряды, лишь еще больше подчеркивали ее исключительную грацию и благородство. Признаться, после просмотра первоначальной экранизации романа, в которой главенствующую роль исполнила Сара-Мишель Геллар, я испытывала некоторую неуверенность в способности Денев воплотить в жизнь столь сложную и многогранную личность. Однако, как ни парадоксально, актриса продемонстрировала не только мастерство исполнения, но и удивительную проникновенность, что окончательно развеяло все сомнения. Этот опыт подтвердил мое убеждение в том, что французский народ всегда отличался особой загадочностью, непредсказуемостью, и способностью вызывать бурю эмоций.
Что же касается Эверета, то его роль, на мой взгляд, была реализована без малейших сложностей. Во время просмотра я отчетливо ощущал, что именно он служел своеобразным образцом, прототипом для описания поступков и манер Вальмона. Его пронизывающий, оттого и столь убедительный, взгляд, пропитанный холодным, отстраненным достоинством, вызывал ощущение не только восхищения, но и легкого, обжигающего холода. Его нарочитое, будто бы небрежное, безразличие, парадоксальным образом, захватывало сердце каждой воспитанной девушки, поскольку мужчины, обладающие подобным хладнокровием и презрительным достоинством, всегда пользовались неподцензурной любовью и вниманием. Эверет воплотил свою роль безупречно, хотя и допускал незначительные недочеты. В паре с Денев он создавал поистине завораживающий дуэт, не требующий дополнительных пояснений.
Обсуждать изначальную сюжетную линию, на мой взгляд, бессмысленно – это, прежде всего, классическое произведение, которое была осуществлена великолепная экранизация. Я настоятельно рекомендую всем, кто еще не имел той или иной возможности, ознакомиться с этим кинематографическим шедевром.
Рекомендуем к просмотру