Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Крот 2 сезон

Актеры:
Павел Новиков, Валерий Ярёменко, Сергей Мурзин, Виктор Костецкий, Николай Волков мл., Анна Герм, Виктор Смирнов, Александр Завьялов, Леонид Ворон, Слава
Режисер:
Эрнест Ясан
Жанр:
криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2001
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (17.10.2010)
Рейтинг:
7.57
7.20
В рамках секретного оперативного поручения, вытекающего из указаний руководства, опытный сотрудник уголовного розыска был направлен в столицу, в эпицентр криминальной активности. Его задача состояла в глубоком внедрении в один из неформальных преступных синдикатов, действовавших в мегаполисе. К удивлению, операция, казалось, сложилась исключительно гладко. Молодой парень, родом из глухой провинции, прибывший в Москву с жаждой наживы и стремлением улучшить своё материальное положение, с поразительной легкостью адаптировался к сложной и непредсказуемой среде. Однако, по воле рокового случая, его судьба развернулась втянувшись в самое сердце разворачивающихся бандитских интриг и перестрелок. Постепенно, благодаря своей хитрости, настойчивости и умению лавировать в деликатных ситуациях, он завоевал репутацию все более значимого и уважаемого криминального авторитета, проникая во все более влиятельные и мощные преступные группировки. Обладая не только проникновенностью, но и стратегическим мышлением, он, проникнув в доверие к своим новым знакомым, немедленно приступил к организации решительной и отчаянной войны против крупнейших, наиболее опасных и влиятельных преступных сообществ, которые, казалось, пытались сковать его инициативу. Эта операция, начавшаяся как относительно простая задача, стремительно переросла в сложную и непредсказуемую схватку за власть и влияние в криминальной среде столицы.
Второй сезон сериала «Крот» – это, несомненно, уверенный и глубокий шаг вперед, последовательно развивающий замысел, заложенный в первой части. Если первый сезон можно воспринимать как тщательно собранную, почти монографическую документальную хронику оперативной службы, фиксирующую в деталях повседневную работу, в некоторой степени лишенную динамики, то вторая часть предстает перед зрителем как полноценная криминальная драма, снятая в стремительном, насыщенном мраком ключе. Камера обретает острое зрение, атмосфера становится плотнее и терпче, а повествование, помимо простого перечисления происходящих событий, захватывает зрителя внутренним напряжением, тревогой, сплетенным из сложных взаимоотношений между героями. Это уже не просто история об “Кроте”, а сложный, многогранный рассказ о человеке, чья жизнь превращается в запутанный клубок из невыполненных обязательств, мучительных переживаний и трагических последствий собственных, порой необдуманных, поступков. В этот раз перед зрителем разворачиваются поистине тяжелые, пронзительные эпизоды, заставляющие замереть от ужаса. Сцена похищения ребенка, сопряженная с шокирующей демонстрацией злоупотребления наркотическими веществами, заказ на ликвидацию Кузьмы, осуществляемый через отряды скинхеров, вынужденное, болезненное сближение героини с главарем могущественной банды – всё это показано без какого-либо намеренного, навязчивого акцента на жалости, а скорее как неотъемлемая, ужасающе реалистичная часть этой жестокой и безжалостной реальности. И в этом сериале практически отсутствует случайное насилие; за каждым актом лежит тщательно проработанный мотив, логика, бесчисленное давление обстоятельств. Благодаря этому повествование ощущается живым, плотным, не теряет своей актуальности и не скатывается в набор клишированных штампов, а, напротив, удерживает внимание зрителя до самого драматичного, кульминационного финала. Нельзя не отметить, что актерская игра продолжает оставаться одним из ключевых достоинств проекта. Герои, словно вместе с аудиторией, созревают, взрослеют, особенно это заметно в трансформации Сережи – от наивного, неопытного исполнителя до человека, способного дать отпор, его эволюция выглядит органично и правдоподобно. Его возвращение в семью в финале эпизода – заслуженное, закономерное, лишенное всяких сказочных наименований. Он не стал незыблемым воплощением идеала, не был избавлен от тьмы, преследующей его, – он просто сумел дойти до конца, выстояв, сохранив себя. Особое внимание следует уделить реалистичному развитию второстепенных линий, здесь ни один персонаж не остается в тени, каждому персонажу предоставляется шанс раскрыться, проявить себя во всей своей многогранности. Однако, не обошлось и без определенных, пусть и незначительных, спорных моментов. Персонажи Вахтанга и Шалвы Маргеладзе, внезапно появившиеся во втором сезоне, ощущаются, к сожалению, как некий слабое звено в общей структуре повествования. Их образы написаны, скорее, схематично, а игра, местами, кажется слегка переигранной. Особенно это касается визуального образа Шалвы, чей внешний вид вызывает, в большей степени, недоумение и замешательство, чем чувство страха или уважения. При всей насыщенности и плотности, наполненности сезона, эти сцены, увы, немного выбиваются из общего, сложившегося тона и, по сути, не добавляют объема повествованию, а порой даже отвлекают от главного нарратива. Впрочем, на фоне общего качества, общей содержательности, это скорее незначительная шероховатость, нежели провал. В целом, второй сезон «Крота» – это зрелое, уверенное продолжение, которое не боится рисковать, углубляться, расширять границы истории, не боится экспериментировать и по-новому взглянуть на события. Он не просто закрепляет успех первой части, а, наоборот, дает ощущение цельного, завершенного произведения, где важна каждая линия, каждый поворот, каждое движение. Впечатление после просмотра остается сильным, глубоким и ощутимым: будто сам прошел через все эти мрачные дворы, сидел в этих обшарпанных кухнях, смотрел в глаза людям, для которых закон – это лишь инструмент, а не высшая ценность. Сериал, безусловно, входит в число лучших российских проектов тех лет, и не только за счет динамики и напряжения, но, прежде всего, за счет правды, которую он несет, за правдивое и без прикрас изображение жестокой реальности.
Каждый год, возвращаясь к просмотру этого сериала, я ощущаю остроту первоначального впечатления – словно перечитывая любимую книгу, вновь и вновь открываешь для себя новые грани и нюансы. Этот проект, безусловно, заслуживает всяческого уважения, поскольку он предлагает не просто хронологическую реконструкцию эпохи девяностых, а глубокий, многослойный путь становления личности, закрученный в петельку самопознания. Сериал представлен не глазами обычного криминального авторитета, начинавшего свой путь с поборов в магазинах, а через призму опыта человека, утратившего всё, кто, пройдя через тернии, достиг вершин успеха, а затем, испытывая горький привкус разочарования, отрёкся от всего, что имел, вернув, в конечном итоге, ту самую, ускользающую «всё», что необходимо для истинного, гармоничного существования. И эта «всё» каждый, по-своему, интерпретирует, осознавая, что успех – лишь иллюзия, а подлинное счастье коренится в иных, более глубоких ценностях. И, как справедливо говорил Часовщик, «Забрался на гору, обернулся назад, а там ничего нет». Сериал, в сущности, напоминает нам о необходимости прежде всего оставаться человеком, вне зависимости от социального статуса – будь ты простой полицейский, разнорабочий, автомеханик, президент крупного холдинга или, не исключено, засланный агент, работающий в тени. Особое восхищение вызывает, конечно, роль Кузьмы. Этот персонаж – воплощение справедливости, рассудительности, чувствуется, что его характер сформирован благодаря армейскому прошлому, которое, несомненно, привнесло в его личность мужество, выносливость и умение принимать сложные решения. Не менее интересен и его главный конкурент – Маргеладзе. Он поражает своим спокойствием, хитростью, безупречным вкусом и, удивительно, уважительным отношением к Кузьме, несмотря на их давнюю вражду. Вдобавок, его персонаж не лишен глубины, и он способен вызывать не только раздражение, но и восхищение. Поразительно, как словно забыли про Юру, давнего знакомого Кузьмы, этот яркий, шумный, «заводной» персонаж. Неудивительно, что его сюжетная линия обрывается так внезапно и, на мой взгляд, несправедливо, почувствовав себя лишь декорацией в этом сложном, многогранном произведении. Замечательно запомнился бывший ФСБшник Виктор Сергеевич – человек с непростой судьбой и, как ни странно, обладающий определённым магнетизмом, хотя и не выделялся особой значимостью в сюжете. И, конечно, сам Часовщик – старик и этим всё сказано! Наставник Кузьмы, который не только обучил его, но и, главное, отнял у него всё, оставив лишь пустоту, – символ умеренности и, возможно, предчувствия неминуемой гибели. Однако, персонаж Старкова, на мой взгляд, не удался. Он показался чрезмерно благородным, созданным, скорее, для того, чтобы обеспечивать зрителям некоторую поддержку и служить, в конечном счёте, как-то нелепо выведенным из повествования по “военному” сценарию. В целом, сериал – это исключительно достойное творение, и, смею утверждать, сродни того, что редко когда удается создать в российском кинематографе. О них говорят: "Таких больше не снимут" – и это, увы, правда! Он оставляет глубокий след в памяти, заставляя задуматься о вечных вопросах человеческого существования.
Недавно я, в стремлении познать новые горизонты кинематографического искусства, погрузился в просмотр этого поистине захватывающего и напряженного сериала, и, признаться, предвижу, что вернусь к нему для повторного переживания сюжета ещё не раз. Особо глубоко меня поразила актерская работа Павла Новикова, особенно учитывая, что в тот период его популярность была еще не столь высока – он демонстрировал поистине выдающуюся игру, наполненную мастерством и глубиной. И, разумеется, невозможно было не заметить и великолепную химию между актерами, такими яркими и харизматичными, как Дмитрий Нагиев, Борис Соколов, Виктор Смирнов, Валерий Яременко, Виктор Мережко и Денис Кириллов. Оценивая художественную составляющую, меня поразила убежденность Кузьмы в собственной правоте, в непоколебимости его убеждений и в величии его дел. Он неустанно противостоит любым попыткам ограничить его свободу действий, используя свою настойчивость, умение находить общий язык с людьми и, безусловно, собственный неиссякаемый потенциал. Особенно интересен и конфликт между Кузьмой и Маргеладзе – их соперничество, столь насыщенное драматизмом, и их неожиданные проявления товарищества, выражающиеся в рукопожатиях, объятиях и даже в оказании друг другу услуг. Фильм полон разнообразных человеческих отношений: от страстной влюбленности и болезненного расставания, до глубокой благосклонности, болезненного предательства, ощутимой низости и, конечно, безграничной верности. В заключение, хочу отметить, что этот фильм, несомненно, заслуживает самых высоких похвал и, бесспорно, является произведением, которое заслуживает особого внимания и, я уверен, оставит глубокий след в душе зрителя.
Недавно, в процессе свободного времяпрепровождения, я с благоговением увлекся просмотром этого, поистине захватывающего и напряженного телесериала шестого сезона, и убежден, что в дальнейшем переосматривать его сюжет мне предстоит не раз, возможно, даже многократно. Особое восхищение у меня вызвала игра Павла Новикова, который, будучи еще не столь известным творцом, продемонстрировал поистине выдающийся талант и мастерство. Невозможно не заметить и искрометное мастерство актеров второго плана – Дмитрия Нагиева, Бориса Соколова, Виктора Смирнова, Валерия Яременко, Виктора Мережко и Дениса Кириллова, каждый из которых внес свой неповторимый вклад в создание этого кинематографического шедевра. Оценивая сам кинематографический продукт, я был поражен, насколько убедительно Кузьма проявляет уверенность в себе, в собственных полномочиях и поступках, и убежден, что он, в конечном счете, всегда абсолютно прав. Ему, безусловно, пытаются воспрепятствовать различными методами, однако он, благодаря своей настойчивости, феноменальному умению находить общий язык с людьми и внутренней силе, одерживает верх над всеми препятствиями. И, конечно же, меня не перестает увлекать взаимная вражда между Кузьмой и Маргеладзе, которая, парадоксальным образом, проявляется в их объятиях, рукопожатиях и взаимных услугах, возникающих на фоне этого оживленного противостояния. В кинокартине полноэкранно разворачиваются истории любви и расставаний, дружбы, предательства, бесстыдства и, само собой, искренней верности.
Требуется провести глубокую ревизию всего проекта, начиная с диалогового ряда, который, к сожалению, представляет собой лишь робкую, еле заметную нить, требующую значительной доработки и придания ему живости и убедительности. Особую озабоченность вызывает качество озвучки – оно ощутимо не соответствует художественному замыслу, демонстрируя заметную дисгармонию и нуждаясь в профессиональной коррекции. Не менее важна и работа с актерским составом, где, увы, доминирует неестественность, практически доминирующая в большинстве эпизодов. В конечном итоге, ключевым приоритетом становится переработка сценария, который страдает от многочисленных нестыковок, лишен нюансов и, к сожалению, перенасыщен небрежными, порой совершенно необоснованными, элементами, навеянными, вероятно, преобладанием американских сериалов в сознании авторов. Например, такая фраза, например, – "Имея возможность купить ТВ канал, дорогущие клубы, заводы и прочие многомиллиардные активы, касса Часовщика всего 25-30 млн... и за ней все гоняются как за сокровищами Агры," вызывает усомниться в серьезности проекта и его продуманности, подчеркивая некоторую нелепость и отсутствия проработки. Намек на некомпетентность и поверхностное знание контекста. Вопросы, такие как "Какой к черту двойник?" или "Опять американские сериалы?" – говорят о недостаточном оригинальном подходе и, возможно, некритичном отношении к вдохновившим материалы. Существующий поток мелких несоответствий, упущений, смутных и необъяснимых вымыслов, создает общее впечатление небрежности и требует немедленной исправления. В текущем виде проекта, однозначно выдающимся примером успешного и убедительного повествования, является сериал "Бандитский Петербург" и "Адвокат" – пока что никто не сумел превзойти их по содержанию, художественной ценности и убедительности сюжета. Если же вообще существует альтернатива, то мы, безусловно, будем рады получить рекомендации и обсудить возможные варианты, ищущие соответствие высоким стандартам, которые должны быть заложены в основу данного проекта.