Описание
Рецензии

Сериал Кремень
Актеры:
Владимир Епифанцев, Павел Климов, Анастасия Веденская, Иван Краско, Эдуард Федашко, Сергей Векслер, Сергей Мурзин, Сергей Кемпо, Вячеслав Коробицин, Алексей Осипов
Режисер:
Владимир Епифанцев, Александр Аншютц
Жанр:
боевики, детективы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4
(25.01.2017)
Рейтинг:


Приглашаем вас окунуться в захватывающий рассказ, созданный под рабочим названием «Кремень», повествующий о непростой судьбе майора Шаманова. Это история, разворачивающаяся в тихой, затерянной среди холмов деревушке, в которую он прибыл по непростым причинам – повидать старого сослуживца. Однако, встретившийся ему уголок провинции оказался в состоянии глубокого кризиса, в котором главным фактором был нечто гораздо более мрачное, чем просто обычная деревенская жизнь. Здесь, под покровом умиротворяющей природы, действовала влиятельная, откровенно преступная группировка, сеющая хаос и лишающая жителей любого права голоса, отбирая их имущество и, в сущности, превращая их в бессильных жертв.
Казалось бы, опытный офицер, уставший от мирной жизни, должен был быстро взять ситуацию под контроль, вернуть утраченные принципы и вспомнить славные времена, когда он и его товарищи-красношляпные, являлись символом мужества и бесстрашия, настоящими защитниками Отечества. Однако, реальность оказалась куда более запутанной и непредсказуемой, чем изначально предполагалось. Впереди его ждало испытание, требующее не только отточенных навыков, но и глубокого понимания человеческой природы, в которой переплелись предательство, корысть и неукротимая жажда власти. Новая задача обещала стать проверкой на прочность не только для Шаманова, но и для всех, кто оказался в эпицентре этого бушующего хаоса.
Этот мини-сериал, признаться, не вызвал у меня ни малейшего восторга или особого энтузиазма. Я лишь принял решение посвятить ему несколько часов, рассматривая его как нейтральный фон для иных занятий. Не стану скрывать, я не являюсь ярым поклонником отечественных проектов в данном жанровом формате, и нередко включаю подобные сериалы, чтобы они выполняли роль фона, не требуя особого внимания. Тем не менее, этот проект, на мой взгляд, оказался вполне посредственным – он не затмил, не поразил, не выделился.
Однако, если попытаться выявить его достоинства, то их, безусловно, есть. Во-первых, идея, лежащая в основе повествования, представляется достаточно свежей и оригинальной, несмотря на общую, скажем так, простоту жанра. В центре сюжета – обычный парень, искренне преданный своей Родине, который, по сути, становится своего рода супергероем – это, пожалуй, его главная черта. Не стану отрицать, стремление наших авторов к имитации американских концепций в плане идей и творческих подходов – вполне закономерное явление, и, на мой взгляд, не стоит в этом видеть ничего негативного. Намек на то, что вместо, скажем, Сталлоне, в проекте представлен обычный, “народный” герой – вполне уместный. Наш прототип, как и положено супергерою, противостоит преступному миру, оказывает содействие нуждающимся, защищает тех, кто находится в беззащитном положении. Ему, разумеется, приходится сталкиваться и с личными переживаниями, с необходимостью налаживания взаимоотношений.
Сюжетная линия развивается весьма динамично, каждый эпизод обладает собственной, запоминающейся интонацией, способен удержать внимание зрителя. Заслуживает высокой оценки работа актера, исполнившего главную роль – Егор Епифанцев создал убедительный образ, сумел воплотить в жизнь этот сложный и противоречивый характер. Несмотря на его талант, я не думаю, что без него проект потерял бы свою основную ценность.
В целом, проект вызывает ассоциации с кинематографическими и телепроектами девяностых годов, с их типичными криминальными авторитетами и прочими “условностями”. Порой, во время просмотра, у меня возникало четкое ощущение, что авторы сознательно прибегают к плагиату, копируя готовые сюжетные решения. Этот момент, на мой взгляд, является одним из главных минусов.
К сожалению, подача сюжета оказалась весьма прозаичной, практически полностью позаимствованной из сценария проекта “Рембо”. Сюжет абсолютно не отличается оригинальностью и неповторимостью, и, как мне кажется, даже зрители, знакомые с творчеством этого американского режиссера, смогут распознать в нем знакомые мотивы. Более того, авторам, кажется, не очень-то и хотелось добавлять что-то новое. В их стремлении к воссозданию определенной атмосферы они, по-моему, зашли слишком далеко, связав историю с событиями прошлого, что показалось мне весьма неактуальным и скучным.
В итоге, этот проект, в некотором смысле, демонстрирует не лучшие качества отечественного кинематографического искусства. Множество произведений, схожих по стилю и духу с западными аналогичными проектами, ничуть не хуже, а порой и значительно превосходят типичные российские идеи. В этом контексте, оценка в четыре из десяти, представляется наиболее справедливой.
Наконец, стоит отметить еще один серьезный недостаток – излишняя “игра с ножом”, попытка акцентировать внимание на необычности главного героя, его особенном даре. Однако, эта попытка, на мой взгляд, провалилась, поскольку получилась несколько неестественно, неубедительно. И, судя по всему, антигерои, представленные в проекте, вызывают множество вопросов. Они, в большинстве своем, выглядят безликими, а их действия часто мотивированы совершенно нелогичными и глупыми побуждениями.
Оценить этот мини-сериал представляется задача чрезвычайно сложной, граничащей с непостижимостью. На первый взгляд, он демонстрирует целый спектр черт, свойственных современным блокбастерам, однако, при более пристальном рассмотрении, ощущается ощутимый дефицит глубины и оригинальности. Игра актеров, особенно Владимира Епифанцева и Анастасии Веденской, вызывает неоднозначную оценку – хотя они, безусловно, стараются, в их исполнении ощущается определенная искусственность, недостаток искренности.
Сюжет, по сути, представляет собой весьма упрощенную канву повествования: бывший офицер ГРУ, перемещенный в отдаленное поселение, оказывается в эпицентре местных, откровенно патологических событий. Здесь наряду с коррумпированностью местных властей и проявлениями криминальной активности, зреет классический мотив борьбы за справедливость, пробуждающий недвусмысленное стремление к возмездию злодеянам. Однако, к сожалению, эта потенциальная составляющая не находит полноценной реализации.
Центральный персонаж, не лишенный некоторой интеллигентности, обретает себя в ходе неспешных размышлений, подкрепленных чашкой крепкого эспрессо, и неожиданно сталкивается с девушкой по имени Настя. Вскоре он осознает, что ее преследуют два полицейских, что запускает цепочку событий, ведущих к отчаянной попытке спасти ее от надвигающейся беды. Далее следует поток динамичного экшена, который, однако, лишь подчеркивает слабость фундаментального сюжета.
К сожалению, зрителя не охватывает впечатляющая актерская игра. Веденская, временами, демонстрировала отсутствие актерской правды, а Епифанцев не достиг уровня выдающегося исполнения. Главные действующие лица, как бы ни старались, не отличаются глубиной и психологической непроработанностью. Особенно оставляет желать лучшего работа второстепенных персонажей – они представляются карикатурными, лишенными какой-либо особой привлекательности и мотивации. Интрига, которую они могли бы представлять, отсутствует полностью.
На ситуацию усугубляет и режиссерская работа, отличающаяся значительной степенью шаблонности. Неудивительно, что многие поклонники подобного рода мини-сериалов, уже привыкшие к стандартной подаче, не испытывают особого восторга. Сцены, казалось, были выстроены на основе готовых шаблонов, что создает впечатление некоторой бессознательности и отсутствия творческого поиска.
В заключение, следует констатировать, что данный мини-сериал не является выдающимся достижением. Он не представляет собой полного провала, однако и не заслуживает высокой оценки. Учитывая многочисленные недостатки, в частности, небрежность, ляпы и явную зависимость от устоявшихся штампов, его можно рекомендовать только для тех, кто ищет развлечение на один вечер, особенно если учесть, что это отечественное телевидение, где допускаются определенные погрешности. Оценка в пять из десяти, поскольку в этом проекте есть и намеки на потенциал, который, к сожалению, не был реализован в полной мере.
Неумолимое желание созерцать Епифанова в исполнении совершенно иного типажа, а также смутно завораживающее поведение Бадюка в роли второстепенного персонажа, стали ключевыми факторами, приведшими меня к неоднозначной, но в конечном итоге положительной оценке данного проекта. На мой взгляд, за столь впечатляющий актерский ансамбль – не только с участием признанных профессионалов, но и с учетом потенциала молодых талантов – кроется залог успеха этой телевизионной истории. Сюжетная линия, к сожалению, не отличается оригинальностью и глубиной; это, по сути, привычная, предсказуемая история с заезженным сюжетом, лишенная каких-либо экстраординарных элементов. Тем не менее, в этой прозаической конструкции, удивительным образом, таится определенная привлекательность, заставляющая зрителя не только не испытывать разочарования, но и, напротив, получать удовольствие от просмотра.
Особого значения приобретает еще и тот факт, что, несмотря на определенную повторяемость мотивов и стремление к шаблонности, сериал представляет собой не столь уж и плохое явление по сравнению с другими, подобными проектами. Неизбежно акцентируется внимание на образе грозного, неординарного персонажа, чья жизнь представляет собой непрерывный водоворот враждебных обстоятельств и столкновений. Герой постоянно, демонстрируя невероятную стойкость и хладнокровие, способен уходить от рук многочисленных противников, рассеивая их, и демонстрирует динамичную, захватывающую атмосферу. В целом, данный сериал можно рассматривать как очередную, слегка примитивную, но все же увлекательную боевую историю, если возникло желание насладиться подобным, насыщенным действием и юмором.
Важно отметить, что авторы, видимо, сознательно отказались от излишней "соплей" и пасторальных мелодраматических штыков, что, на мой взгляд, было вполне мудрым решением. Честно говоря, я уже откровенно устал от таких историй. Можно было бы, впрочем, перечислять достоинства проекта бесконечно, и я, пожалуй, не возражал бы, а сразу перейти непосредственно к выявлению слабых сторон. И вот тут возникает закономерный вопрос: кто бы мог предположить, что сценаристы, до самого финала, будут плести сюжет, который будет предсказуем до мельчайших деталей? Неудивительно, что поступки некоторых героев, порой, кажутся абсурдными и нелогичными, и все это – результат неясной мотивации и искаженного мировоззрения главных действующих лиц. Особенно остро стоит проблема главной героини. Непонятно, почему практически каждый мужской персонаж в этом проекте испытывает неконтролируемое желание вступить с ней в половое сближение. Вопрос остается открытым и вызывает справедливое недоумение! Однако, следует признать, что это, в конечном счете, лишь незначительные нюансы, не влияющие на общую оценку работы. В целом, сериал, безусловно, стоит смотреть и, что немаловажно, рекомендовать поклонникам отечественного кинематографа, а также тем, кто ищет легкие, не слишком напряженные боевики для приятного времяпрепровождения.
Перенесение концепции Рэмбо в рамках русской адаптации оказалось, по сути, слишком прямолинейным и, откровенно говоря, невыразительным упрощением. В отличие от первозданной американской саги, которая неизменно фокусируется на глубоких размышлениях о бесполезности ветеранов войны в переломных моментах послевоенного общества, их отчужденности и невозможности интеграции в привычную реальность, данная экранизация придерживается совершенно иного, гораздо более аутентичного для СНГ-пространства, пути повествования.
В центре внимания оказывается не столько трагическая судьба отдельного героя, сколько развернутый анализ системы, отмеченный феноменальным консервированием власти, зачатыми нестыковками и перегибами, вседозволенностью, процветающей у высших эшелонов, и, как следствие, постановками, изначально ориентированными на достижение высоких рейтингов. Эта экранизация бесцеремонно поднимает острые, до боли болезненные темы – оправдание преступной деятельности под маской защиты населения, безнаказанность и всеобщее молчаливое согласие с происходящим, создавая перед зрителем сложную и многогранную картину.
Безусловно, главный персонаж в некоторой степени напоминает неуловимого терминатора, практически неуязвимого для любого воздействия, а главные антагонисты не только не могут войти в его поле зрения, но и оказываются бессильными перед его неумолимым продвижением. Боевые сцены, к сожалению, не отличаются филигранной точностью и продуманностью, зачастую выглядят громоздкими и, откровенно говоря, неоправданно плохо поставленными.
Однако, несмотря на эти недостатки, общее впечатление от сериала остается крайне приятным и глубоко запоминающимся. На первый план выходит не столько калейдоскоп перестрелок и рукоприкладств, как развлечение на один вечер, сколько, прежде всего, реалистичное и, в немалой степени, шокирующее изображение действительности, обнажающее бездну коррупции, произвола и бесправности, запечатленную в кадре.
Рекомендуем к просмотру